Кировский узел довольно крупный, находится на северной ветке Транссиба, недалеко от Урала. В этом месте отходит на север тепловозная ветка к станции Котлас, которая как перемычка соединяет железную дорогу на Воркуту с Транссибом. По ней идет движение с воркутинской линии к Поволжью и далее на юг России.
Кстати эта ветка на север, к Котласу появилась ранее самого северного Транссиба, став первой железной дорогой на Вятке и пришла она с востока от Перми, а не с запада, что казалось бы логичнее. Это произошло в 1895-1899 годах. Именно тогда в столице Вятского края появилась первая железная дорога.
Но царивший в тего годы русский железнодорожный бум, не оставил город Вятку в транспортном тупике и в изоляции от обеих столиц. Уже буквально сразу же, в 1901 году, начали строить магистраль Санкт-Петербург - Вологда - Буй - Котельнич - Вятка, которая была закончена к 1906 году и образовала вновь возникший северный ход Транссиба, соединивший столицу империи Санкт-Петербург, а также Москву через Ярославль, с Уралом и Сибирью.
Уже при Советской власти, присоединившаяся у Котельнича, к северному ходу, дорога от Нижнего Новгорода, только усилила движение через Вятский узел. Станцию Котельнич я бы тоже относил к Кировскому жд узлу, несмотря на то, что она расположена на 90 километров западнее.
Главной и самой крупной станцией Кировского узла я бы назвал - Лянгасово, которая находится чуть западнее Кирова. В Лянгасово находится крупное депо грузовых локомотивов, сортировка, от этой станции также отходит западный обход Кирова, выходящий прямо на котласскую ветку, а также сильно загруженный грузовым движением южный обход Кирова, который дает возможность грузовому транзиту не делать петлю через станцию Киров-Пассажирский.
2. Вокзал и станция Киров-Котласский, возникли в городе самыми первыми, в 1899 году. Здание старого вокзала прекрасно сохранилось.
Это была Пермь-Котласская железная дорога, которую строили с востока вдоль реки Чепца. Обогнув город Вятку с юга и запада, эта дорога уходила на север, к Северной Двине. Западнее города дорогу на Котлас проложили по долине речушки Люльченка.
Главную городскую станцию основали у западной стороны "городского прямоугольника", в конце улицы Преображенской. До самого центра города Вятки, от этого места было гораздо ближе, чем от нынешнего главного вокзала, который появился чуть позже на южной окраине.
3. Но железнодорожная история города Вятки сложилась иначе. Главной станцией ей суждено было быть всего 7 лет, после чего она стала скорее грузовой и пригородной, каковой и остается до сих пор.
4. К сожалению состояние Привокзальной площади станции Киров-Котласский, оставляет желать лучшего.
5. Расстояние до Воркутинского хода и станции Котлас, составляет от этого места 341 километр. В настоящее время здесь проходят пассажирские поезда из Воркуты на юг, в Адлер, Новороссийск а также в Нижний Новгород.
6. На путях стоял поезд из северных районов России, от которого сильно пахло свежим лесом и пилометариалами.
7. Пригородное сообщение на северной ветке не слишком интенсивное.
8.
9.
10.
11.
12. Состав этот притащил вот этот 2ТЭ10М из депо Котлас, что на Северной дороге, на воркутинском ходе к полярному Уралу.
13.
14. Южная горловина станции, которая проходит под путепроводом, по которому идет улица Московская.
15. Вид на станцию с путепровода. От этой станции также идут ответвления в местную промзону
16. А это улица Преображенская, бывшая в самом начале XX века главной дорогой к железнодорожному вокзалу.
17. Но перейдем наконец к главной станции Киров-Пассажирский. Она к счастью обладает старым пешеходным мостиком, что позволяет сделать обзорные фотографии.
Станция эта появилась в 1899 году, но основной стала в 1906 году, когда пришла железная дорога от Петербурга. Самое первое её название было Вятка I или Петербургский вокзал, что весьма характерно. В те годы дорога от Петербурга считалась главнее, чем от Москвы.
От Москвы тут 955 километров, от Петербурга немного дальше - около 1200 километров.
18. Существующий вокзал построили в 1961 году, взамен старого типового для линии Вологда - Шарья - Вятка. Конкорс пристроили в 80-е годы XX века.
19. Существовавший до 1961 года вокзал был точно такой же как на станциях Шарья и Николо-Полома. Но для такого крупного города как Киров он конечно был мал.
20. Привокзальная площадь города Киров. Думаю, что многие ее видели, ибо очень многие поезда в Сибирь и на Урал почему-то в Кирове стоят довольно долго.
Но она не дает, как оказалось, ни малейшего представления о самом городе.
21.
22. "Присядь на дорожку".
23.
24. Вид на Привокзальную площадь со стороны железной дороги. Перед пятиэтажным домом, который раньше доминировал на площади, появился стеклянный торговый центр, который накрыл собой лестницу и в целом совсем не украсил площадь города, которая первой встречает всякого приезжего.
25. Вот так это место выглядело в начале 80-х годов.
26. Виды с пешеходного мостика.
На станции располагается довольно обширное вагонное депо. 100 лет назад это была южная окраина Вятки, сейчас же город шагнул далеко на юг, особенно вдоль западного берега реки Вятки. В ту же сторону, сделав петлю, уходит в сторону Урала и железная дорога, чтобы на станции Поздино соединиться с южным обходом города.
27. Вид в западную сторону. Справа кстати виден дом, где мы остановились и пригородная платформа западного направления.
28. Вагонное депо. Видны новостройки южной, завокзальной части Кирова, к которым сейчас строится автомобильный путепровод над путями.
29. Местная дальняя электричка до станции Урень, где уже можно пересесть на нижегородскую.
30. Таких ЭД9М и Т, постройки нулевых годов, в Кирове 15 поездов. Кстати данный поезд числится в "Волго-Вятской пригородной компании", которая находится в Нижнем. Не исключено, что он после станции Урень, уже под другим номером пойдет дальше на Нижний Новгород.
31. Электрификация в стандарте переменного тока пришла сюда в очень далеком 1963 году, образовав таким образом единый электрифицированный путь от Москвы до столицы Урала Свердловска. Более южный ход через Казань и ход от станции Буй на Санкт-Петербург, поставили "под шнурок" гораздо позже.
32. Фото конца 60-х годов.
33. Но вернемся в день сегодняшний.
34. Старый вагон от местного фирмача "Вятка".
35. Мы решили перейти через мост и зайти в локомотивное депо, которое располагается тут же, метрах в 400-х западнее.
36. Крайний транзитный путь станции Киров.
37. За ним шел частный сектор.
38. Снимки сделанные в депо Киров ТЧЭ-8.
Электровоз ЭП20, которые с недавних пор из Москвы таскают главный местный поезд "Вятка".
39. В депо в основном стояли старые "чехи" ЧС4Т и чуть меньше ЭП1М.
40. Старое веерное здание депо, которое появилось в начале XX века и является одним из крупнейших в стране по обслуживанию пассажирских электровозов переменного тока. Официальное название - Сервисное локомотивное депо Киров-Вятка ООО "ТМХ-Сервис".
Плечо работы этих электровозов громадное, от Владимира, Данилова и Бабаево до Урала. Заходят они также и на северный ход в сторону Архангельска.
Весь казанский ход тоже "висит" на кировских пассажирских локомотивах. Попадают они на него либо по ветке Нижний - Арзамас, либо в холодном виде по ветке Балезино - Ижевск.
Так сложилось, что именно это депо, в 60-80-х годах, было основным профильным в СССР, по эксплуатации чешских электровозов переменного тока, вначале ЧС4, а затем и по сей день - ЧС4Т.
41. Всего тут приписано 138 штук ЧС4Т и 125 штук ЭП1М. "Чехи" ЧС4Т, проработавшие в среднем по 35 лет, постепенно выводятся из эксплуатации.
Вот тут представлен кировский старожил и его преемник, которые появились тут со второй половины нулевых годов. Кстати еще есть большое депо Красноуфимск на казанском ходе, в котором тоже числятся электровозы ЭП1М, но сайт Траинпикс не выдает их как машины, которые к нему приписаны. Все перевели сюда? https://www.trainpix.org/show.php?did=137
42. Тут к нам подошел работник депо, но в принципе никаких проблем не возникло. Мы сказали кто мы и откуда и попросили сделать несколько снимков.
43.
44.
45.
46. Вначале мы думали выйти со станции в южном направлении, через дома на улице Деповской, но потом поняли, что там пути нет и вернулись назад.
47. Стоящие на путях вагоны от пригородных поездов.
48. А дом то, в котором остановились виден, до него рукой подать. Метров 250, а пройти напрямую невозможно.
49. Вышли через западную часть станции.
50. Один из этих ЧС4Т уже кажется списанный. Даже номера сняты.
51. Так это депо было видно из окна квартиры.
52. Это был достаточно новый дом по адресу Комсомольская 63, находящийся буквально в 400 метрах от вокзала.
53. И вокруг вот такая неустроенность. Меня это удивило.
54. Западная часть улицы Комсомольской.
55.
56. Послевоенные дома, скорее всего построенные для работников ЖД.
57.
58.
59. Западная горловина станции Киров. Направо уходит дорога на Котлас. Строится путепровод к новостройкам южнее вокзала.
60.
Грузовые поезда через Киров-Пассажирский почти не ходят, почти все по южному обходу идут. Но иногда случается
70.