flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Category:

Понтонное - Усть-Ижора.

Сегодня открывал себя новые интересные места в ближних окрестностях Петербурга.
Мертвый сезон в самом разгаре, не сидеть же дома. Тем более день выдался солнечный и морозный, как нельзя лучше подходящий для прогулок.
Это было снова как и в январе, поездка вдоль Невы по ходу Шлиссельбургского шоссе.
Наконец я побывал в месте, где в средние века в 1240 году проходила Невская битва Александра Невского со шведами, о которой нам рассказывали еще в школе. Это находится на 25 километров южнее Петербурга, в месте впадения в Неву реки Ижора. Сейчас там находится поселок Усть-Ижора.

Очень красивое место с прекрасными видами на Неву и прекрасным православным собором, который еще до революции был построен в честь той далекой битвы.
Еще там стоит памятник Святому князю, где он с мечом смотрит на мощное течение Невы, которое сейчас закрыто громадными торосами. Сбоку у князя висит трофейный тевтонский шлем.
Вероятно летом в этих местах особенно красиво, но и сегодня тоже было неплохо.

А начал я с Московского вокзала, где сел на электричку (ну это святое, не маршруткой же ехать в самом деле...) и приехал в поселок Понтонный. Немного поснимал бешеное движение поездов, которым славится участок Рыбацкое - Волховстрой. Осмотрел дома сталинской постройки, после чего пришлось, уже на маршрутке, проехать пару километров к реке Ижора, как раз к району ее устья, у которого и проходит автомобильная дорога Шлиссельбург - СПб.
Еще там есть старое Усть-Ижорское кладбище, прямо на берегу довольно широкой Ижоры, с красивой церковью и с хорошими видами на железнодорожные мосты через эту реку.
Очень красивые и приятные места! А Ижора как и Тосна очень широкая в своем устье и вполне себе судоходная. Не знаю до каких правда пор.

Александр Невский начал в этих местах дело, которое окончательно довел до конца уже император Петр Первый.

1. Старое железнодорожное здание на Московском вокзале.




2. Только сейчас обратил внимание на некоторые его архитектурные детали. И они того стоят.


3. Еще в "полный рост" рассмотрел достаточно новый ТЭМ18В, 2014 года выпуска. Они уже давно заменили древние Чмухи на станции СПб-Московский-Пасс.


4.


5. Ехать до платформы Понтонной всего 40 минут.


6. Движение грузовых как всегда на этой линии не заставило себя долго ждать. Этот полз за нашей электричкой со станции Обухово.


7. Скоро эти угловатые грузинские электровозы видимо спишут. Массово поступает замена в виде 3ЭС4К.
На всю страну они только здесь и остались и еще кажется пару штук в Заполярье на рудниках.


8. Сталинка стоящая прямо у железной дороги. Думаю, что к круглосуточному грохоту грузовых поездов жильцы давно привыкли.
Хотя лично меня это бы не раздражало.


9. Название поселка Понтонный идет от лагерей понтонеров, находившихся в этих местах в XVIII  веке.
С середины 19 века в этих местах по берегам реки Большой Ижорки добывалась глина и располагались кирпичные заводы.
В 1906 году, после прокладки железной дороги на Вологду, возник пристанционный посёлок Понтонный. Уже при СССР, до войны, тут был основан Средненевский судостроительный завод ВМФ, рядом с которым и вырос этот рабочий городок.
Железная дорога проходит прямо через центр поселка, а рядом с "железкой" тут проходит и автомобильная трасса СПб - Шлиссельбург.


10. Старое здание, построенное при прокладке железной дороги. Оно тут по сути одно такое.


11. Красивая сталинка на центральной улице. Это вид с жд платформы.


12. Мужчина переходит пути перед быстро движущимся грузовым поездом.


13.


14.


15.


16. И в добавок еще один поезд со стороны Петербурга.


17. Между прочим административно это еще Санкт-Петербург.


18. "Ласточка" на Волховстрой прошла без остановки.


19.


20.


21. Цитата из Википедии:
"Строительством верфи, на берегах реки Нева, в районе впадения Ижоры, получившей название «Усть-Ижорская», руководил заведующий судостроительным отделом Металлического завода инженер И. П. Косюра.
Завод основан в 1912 году как Усть-Ижорская верфь Металлического завода. По рациональности и оборудованию она принадлежала к новейшим сооружениям для постройки стальных судов.
В июне 1914 года состоялась торжественная закладка четырёх эсминцев для Русского флота, а уже к 1916 году были построены восемь эсминцев: «Победитель», «Забияка», «Гром», «Орфей», «Летун», «Десна», «Азард» и «Самсон».
С 1921 года верфь входила в состав Судотреста.
В 1927 году завод был закрыт.
С 1932 года вновь начались работы по судостроительству.
За более чем 100 лет работы завод построил для российского флота и на экспорт более 500 кораблей и судов по 43 проектам."


22. Вот и река Ижора. Фото сделал с автомобильного моста.
Вот в этих местах в 1240 году и произошла Невская битва войска Александра Невского со шведами.
Кстати некоторое время ошибочно считалось, что битва произошла на месте нынешнего Санкт-Петербурга, в том месте, где в 18 веке заложили Александро-Невскую лавру.


23. Удивляет - почему притоки Невы такие широкие, что в них даже суда заходят? Ведь реки то по сути небольшие.


24. Вот тут уже немного видно место впадения Ижоры в Неву.


25. Мост и дорога узкие, а движение просто сумасшедшее. Мало того, фуры идут косяками.


26. Вначале я решил сходить к местному кладбищу. Это в сторону железной дороги.


27.


28.


29. Храм на кладбище 1889 года постройки.


30.


31. Рядом протекает река Ижора и проходит железная дорога, которую провели позже того, как возникло кладбище.


32. Некоторые прогулочные суда зимуют здесь. А само кладбище похоже немного подтоплено.


33.


34. Теперь я уже иду к Неве, к месту где стоит большой храм и река Ижора впадает в Неву.


35.


36.


37. Церковь Святого благоверного князя Александра Невского, храм-памятник, воздвигнут на левом берегу реки Ижора при впадении ее в Неву, в честь победы дружины князя Александра Невского над шведами в Невской битве 1240.
Самый первый храм тут появился в 1711 году.
Существующий храм построен в 1875 году.


38.


39. Пешеходный мост через Ижору.


40. И здесь тоже зимуют прогулочные теплоходы.


41. Во времена СССР у этого храма была нелегкая история. В 30-е годы его закрыли, во времена блокады саперы взорвали колокольню, которая служила ориентиром для противника. В итоге, к 80-м годам храм пребывал в ужасном состоянии.
Восстановление началось еще в 1987 году и окончательно было завершено в 2001 году. Кстати колокольня хорошо также видна со стороны Невы и немного напоминает маяк.


42. Часовня и памятник Александру Невскому, установленный в 2003 году.


43. Устье Ижоры.


44.


45.


46. Нева тут очень широкая. Впечатляет!


47. Лед от сильного течения весь вздыбленный и представляет из себя сплошные торосы.


48. Видны новые ЖК которые возводят на правом берегу Невы, напротив поселка Понтонный. Это уже кстати довольно далековато от города.


49.


50.


51.


52.


53. Бывшее здание Ижорского волостного управления Шлиссельбургского уезда.
Сейчас тут местная администрация.


54. Ямская станция - Музей Александра Невского и Ижорской земли.


55. Бюст Петру Первому.


56.


57.


58.


59. Бывший постоялый двор. Стоит прямо на берегу широченной Невы.


60. Обелиск добровольцам ещё одной войны со Швецией. Уже при Екатерине II.


61.


62. Ну и старый шведский автомобиль - очень кстати. Как напоминание о былом шведском могуществе на этих землях.


63.


64.


65. При храме также сохранилось старое кладбище.
А вообще само место своим рельефом и расположением, почти точная копия Ивановского пятачка в Усть-Тосно, что километрах в 7 южнее.


66.


67. Памятник-часовня на месте Божьей помощи в день Невской битвы, с погрудным скульптурным портретом Александра Невского внутри.


68. Местная остановка.




Tags: Ленинградская область, околицы Питера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments