Top.Mail.Ru
? ?

flackelf


Русский киевлянин пишет из Петербурга.


Previous Entry Share Flag Next Entry
К 75-ти летию событий. Сталинградский воздушный мост люфтваффе
flackelf
Решил перепостить свой старинный пост о не самой широко известной странице битвы под Сталинградом. И в то же самое время довольно интересной.


Генерал Ганс Дёрр:
"Не только сухопутные силы, но и авиация потеряла под Сталинградом целую армию"


Источник текста: http://www.a2m.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=63. Фото найдены мною на просторах интернета (подписи к фото мои).

Приказав Паулюсу не оставлять позиции и сражаться в окружении, Гитлер 24 ноября пообещал ему доставлять в «котел» по воздуху 500 тонн грузов ежедневно. Воздушный мост начал работу уже на следующий день. Однако по причине тумана и снегопада летчики за первые два дня перебросили окруженным только 65 тонн груза. На третий день армия Паулюса не получила ничего, и лишь на шестой удалось доставить около 100 тонн продовольствия и боеприпасов. Обещания фюрера были далеки от реальности. Для доставки необходимого количества грузов требовалось около 250 трехмоторных транспортных самолетов Ju.52 грузоподъемностью до двух тонн. В ноябре 4-й воздушный флот имел в распоряжений 200 машин подобного типа. и для выполнения поставленной задачи привлекалось еще почти 100 бомбардировщиков He.111. В декабре под Сталинградом базировались уже 240 Ju.52, примерно 130 He.111 и, кроме того, около 60 устаревших к тому времени Ju.86 грузоподъемностью до одной тонны В начале января 1943 года удалось собрать рекордное количество транспортников для снабжения 6-й армии Паулюса — почти 600 самолетов. Среди них находились свыше 300 Ju.52, более 200 He.111, 60 Ju.88, а также 20 четырехмоторных FW.200 и 30 Не.177.
Вся эта армада транспортных машин была собрана по всей территории Германии. Самолеты изымались из летных школ вместе с опытными инструкторскими кадрами, из различных министерств, из военных соединений, дислоцированных на Средиземном море. Но, несмотря на все усилия, Люфтваффе не смогли доставлять осажденным не только 500, но даже и 300 т груза. Скверная погода, полеты над вражеской территорией. где транспортные самолеты подстерегали советские истребители, которых становилось все больше и больше, зенитная артиллерия, а позднее и артобстрелы немецких аэродромов, находящихся поблизости от линии фронта, " все это сделало воздушный мост неэффективным. Невзирая на постоянный рост общего количества транспортных самолетов число боеспособных машин увеличивалось незначительно. В конце ноября транспортные подразделения VIII воздушного корпуса под командованием генерала Фибига базировались недалеко от "котла", что позволяло самолетам быстро преодолевать зону ПВО Красной Армии. Части Не.111 действовали с аэродрома Морозовский. Ju.52 с аэродрома Тацинский, а тяжелые транспортные машины находились на наиболее удаленной авиабазе Сталино. Некоторое время Ju.52 летали без прикрытия, мелкими группами по 2-3 самолета. Советское руководство в районе Сталинграда вначале недооценивало борьбу с транспортными машинами. Для этих целей выделили всего два авиаполка: истребительный для организации засад на маршрутах полета немецких транспортников и штурмовой для нанесения ударов по вражеским аэродромам. Такая тактика имела некоторый успех, но немцы быстро выработали контрмеры. Появились ложные небольшие группы "Юнкерсов" в сопровождении Bf.109, которые отвлекали на себя истребителей-перехватчиков, давая возможность основным силам беспрепятственно миновать кольцо окружения.


Ю-52, или как его его ласково называли немцы - "Тётушка Ю". Устаревший и тихоходный транспортник. Он и был основной рабочей лошадкой для полетов в котёл.

«Летчики немецких транспортных самолетов, не заметив в капонирах советских истребителей, свободно ходили через наш аэродром и в одиночку, и целыми группами. Увидев противника, мы взлетели и атаковали его без разворота для набора высоты. Нагруженные продовольственными пакетами, Ju.52 иногда падали вблизи нашей столовой. В этих случаях мясные консервы, сигареты, галеты вмиг пополняли наши склады».
В. Лавриненков, 9-й ГИАП

Обстановка для Люфтваффе осложнилась уже в начале декабря, когда на имя командующих 8-й и 18-й ВА поступила телеграмма от маршала Новикова, в которой особо подчеркивалась важность борьбы с транспортной авиацией противника. О сбитых и уничтоженных транспортных самолетах предписывалось немедленно докладывать в штаб ВВС. В соответствии с этой директивой были созданы четыре зоны воздушной блокады «котла». Первая из них находилась за внешним кольцом окружения — для ударов по аэродромам противника привлекались бомбардировочные и штурмовые части 8-й и 17-й ВА. Вторую зону, располагавшуюся между внешним и внутренним кольцом оцепления, разбили на пять секторов, в каждом из которых действовало по одной авиадивизии 8-й и 16-й ВА, а один сектор выделялся для 102-й авиадивизии ПВО. Истребители патрулировали в своих секторах — для их наводки на цель использовались радиолокаторы. В третьей зоне, охватывающей весь район окружения, находилась зенитная артиллерия — 395 орудий среднего калибра и 240 зенитных пулеметов.



Ю-52 в полёте в котел.


Экипаж Ю-52 перед вылетом в русский ад. Большинство экипажей были стянуты со всех уголков Европы. Снимок вероятно сделан еще на тыловом аэродроме.

И наконец, четвертую зону составлял сам район окружения, над которым «работали» специальные подразделения полка 102-й ИАД, также легкие ночные бомбардировщики У-2. Задачей этих сил была непосредственная блокада аэродромов Питомник, Гумрак. Карповка и Босаргино, где производили посадку немецкие самолеты.
Большое влияние на действия Люфтваффе оказали и наземные войска Красной Армии, которые 16 декабря вновь перешли в наступление, наголову разгромив 8-ю итальянскую армию. В ходе этой операции беспримерный рейд по вражеским тылам совершил 24-й танковый корпус генерала В. Баданова. Имея сведения, что на аэродроме Тацинский собрано около 200 вражеских машин, танкисты выполнили ночной бросок и атаковали немцев в самый неожиданный момент. Немецкий летчик К Штрайт вспоминал об этих событиях:

«Утро 24 декабря 1942 года. На востоке брезжит слабый рассвет, освещающий серый горизонт, и в это время советские танки, ведя огонь, внезапно врываются в деревню и на аэродром. Самолеты сразу вспыхивают как факелы. Всюду бушует пламя! Рвутся снаряды, взлетают в воздух боеприпасы. Мечутся грузовики, а между ними бегают отчаянно кричащие люди. Все, что может бежать, двигаться, лететь, пытается разбежаться во все стороны... Кто же дает приказ, куда направиться пилотам, пытающимся вырваться из этого ада? Стартовать в направлении Новочеркасска — вот все, что успел приказать генерал ... Начинается безумие. Со всех сторон выруливают на стартовую полосу и взлетают самолеты. Все это происходит под огнем и в свете пожаров. Небо распростерлось багровым колоколом над тысячами погибающих, лица которых выражают безумие. Вот один Ju.52, не успев подняться, врезается в танк, и оба взрываются со страшным грохотом в огромном облаке пламени. Вот уже в воздухе сталкиваются «Юнкере» и «Хейнкелъ» и разлетаются на мелкие куски вместе со своими пассажирами. Рев танков и авиамоторов смешивается со взрывами, орудийным огнем и пулеметными очередями в чудовищную симфонию. Все это создает полную картину настоящей преисподней ...»



Повезло - кое как приземлились. Но так везло далеко не всем.


Снимок сделан вероятно в самом котле. Ю-52 , перекрашенные в белый цвет, готовятся к вылету.
Туда горючее, боеприпасы, продукты. Назад изувеченных и обмороженных раненых, которым повезло вырваться из ада. Этим же путем удалось спастись некоторым высокопоставленным офицерам, например Ервину Йенеке, будущему командующему 17-й армией. Впрочем это не спасло его от советского плена в 1945 году.

72 трехмоторных Ju.52 было уничтожено советскими танками на аэродроме Тацинской. Остатки машин, сумевшие выбраться из «ада», перелетели в Сальск, а позднее в Зверово. Подразделения Не.111 перебазировались из Морозовска в Новочеркасск. Таким образом, радиус действия транспортных самолетов увеличился для Ju.52 на 100, а для Не.111 почти на 200 км. Из-за большей протяженности полета над советской территорией потери Люфтваффе сразу возросли, и слабозащищенные, тихоходные Ju.52 вынуждены были перейти на ночные операции. Днем под эскортом истребителей летали в основном Не.111. От применения Ju.86, ввиду их малого радиуса действия, вскоре пришлось отказаться.
10 января 1942 года войска Донского фронта приступили к уничтожению окруженной вражеской группировки, а через несколько дней был захвачен советскими частями главный аэродром «котла» — Питомник. К этому времени организацию доставки грузов 6-й армии Паулюса взял в свои руки фельдмаршал Эрхард Мильх. Вновь по тыловым службам и летным школам прошлись в поисках еще оставшихся транспортных самолетов. Транспортные группы, вместе с опытными пилотами, были сняты с воздушных линий Берлин — Рим, Берлин — Париж и др. Выделили свои силы пять бомбардировочных эскадр. В итоге наскребли еще 222 Ju.52 и 30 Не.111, не считая 12 Не.111 и 30 FW.200, предоставленных авиапромышленностью Германии. Кроме того, под Сталинград были отправлены первые новейшие транспортники Ме.323, 64 буксировщика и 170 грузовых планеров типа DFS.230 и Гота Go.242. С помощью этих средств Мильх надеялся организовать доставку с 20 января 456 тонн груза, а с 1 февраля — 533 тонн. Однако, посетив 16 января штаб 4-го воздушного флота, он неожиданно обнаружил, что боеготовность транспортных подразделений стала настолько низкой, что к вечеру 17 числа исправными оказались только 63 самолета.
На следующий день Мильх телеграфировал в Ставку, попросив прислать 110 тяжелых истребителей для блокады вражеских аэродромов, но генеральный штаб смог выделить лишь 12 Bf.110, которые предлагалось использовать для сопровождения транспортных машин Пока шли переговоры, в окруженном районе немцы потеряли последний аэродром Гумрак, и это означало крах немецкой 6-й армии. Если ранее все же удавалось доставлять в «котел» 60—80 тонн грузов ежедневно, то теперь продовольствие, медикаменты и боеприпасы пришлось сбрасывать на парашютах. Трассы полета самолетов Люфтваффе еще более удлинились: Ju.52 перебазировались из Зверово в Таганрог, а Не.111 из Ворошиловграда в Макеевку. С этого момента все транспортники стали летать преимущественно ночью, в результате чего большая часть грузов, сброшенных с воздуха, доставалась советским солдатам. Лишь 10—15% их количества перепадало голодным и обессиленным «защитникам рейха».



НЕ-177, переброшенные из Западной Европы, на аэродроме в Запорожье. Идут приготовления к полетам в Сталинградский котел.
Эти бомбардировщики использовались люфтваффе над Атлантикой. Нужды Сталинграда серьезно оголили европейский театр военных действий.





Остов НЕ-111.Снимок сделан в 1943 году в Сталинграде.

Район Сталинграда в буквальном смысле слова превратился в кладбище для немецких транспортных самолетов. Подразделения Люфтваффе потеряли в воздухе 269 Ju.52, 169 He.111, 42 Ju.86, 9 FW.200, 5 Не.177 и 1 Ju.290. С учетом машин, уничтоженных на земле, Германия лишилась около 800 воздушных транспортников. К этому количеству следует добавить еще 189 бомбардировщиков и свыше 200 истребителей. Советские потери за период наступательной операции на этот раз были скромнее и составили 706 боевых самолетов. Сказались правильно выбранная тактика действий и централизованное управление авиацией СССР. Истребители стали летать парами в составе групп по 6—8 машин. Шире стал практиковаться вертикальный маневр. В организации управления авиационными соединениями очередным новшеством было создание вспомогательных командных пунктов на направлениях главных ударов войск фронтов. Широкое распространение получило управление действиями истребителей по радио с наземных пунктов.
Победа на Волге положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне. Для советских ВВС она стала важнейшим этапом на пути к стратегическому господству в воздухе. Бывший гитлеровский генерал Ганс Дёрр признал в своей книге:

«Немецкая авиация понесла в Сталинградской операции самые большие потери со времен воздушного наступления на Англию, так как для выполнения поставленной задачи (снабжения окруженных войск по воздуху) использовались почти только боевые самолеты. Не только сухопутные силы, но и авиация потеряла под Сталинградом целую армию».



Фокке Фульф- 200. Остродефицитный немецкий 4-х моторный самолет, использовавшийся в различных версиях, от гражданского авиалайнера, до морского разведчика и бомбардировщика. Эта машина была в исправном виде захвачена Красной армией в Сталинградском котле.


МЕ (BF)-109 упавший в Сталинграде. 1943 год.


Разбитые НЕ-111 на аэродроме Питомник.


С помощью таких капсул пытались снабжать на последний этапах, когда посадка была невозможной.



Киевский аэродром "Жуляны" тоже косвенно причастен к сталинградскому воздушному мосту. Тут совершало промежуточную посадку практически всё, что летело на Дон, Кавказ, восток Украины и конечно же Сталинград. Скорее всего небольшую часть раненых немцы оставляли в Киеве. Есть свидетельства о том, что немецких раненых из котла выхаживали в Пуща Водице и на Десне, вблизи Киева.


Люфтваффе, как и 6-я армия, получили свою долю причитающегося, в том числе и за события, происходившие в июле-сентябре 1942 года. Ведь полёты в Сталинградский котел так отличались от того, что творила германская авиация еще летом, засыпая бомбами почти беззащитный город на Волге, особенно 23 августа, а также проводя беспощадную минную войну против волжского судоходства. В результате этих действий погибли десятки тысяч простых гражданских русских людей.

А буквально через 4 месяца , люфтваффе будет остро не хватать этих потерянных машин и опытных экипажей, для надежного воздушного моста между Европейским материком и Тунисом, где страны Оси терпели очередное серьезное поражение.



  • 1
===10 января 1942 года войска Донского фронта приступили к уничтожению окруженной вражеской группировки===

1943 же...

Спасибо за перепост. Сделайте, пожалуйста, ставку на то, что у нас нет времени читать\листать простыни. Даже если я осознаю, что там важная информация - у меня просто НЕТ времени на нее. А вот за "выжимку" с фотографиями я сказала бы вам "большое спасибо!". Или вы не умеете кратко формулировать причины-действия-следствия?
P.S. Кстати, за "кат" было бы отдельное спасибо.

Edited at 2018-02-02 11:11 pm (UTC)

А вам не кажется, что вы обнаглели?

Нет. Это было личное пожелание, ни к чему автора не обязывающее. Такие посты иногда хочется показать детям. А они не будут вчитываться. Придется кратко пересказывать.
Или я обнаглела, когда "спасибо" сказала?

А некоторые несознательные товарищи пытались подсунуть Путину, чтобы он ввел войска. Как будто не знают, что с вводом войск случались конфузы даже у такого несомненного завоевателя, как Адольф Гитлер. Ввести войска и дурак может, а вот вывести обратно может не получиться.

Глупый комментарий, не имеющий ничего общего с этим постом

Кстати, в осажденный Ленинград авиация по 500 тонн в день стабильно возила...

Тут лететь было ближе. А вообще интересная цифра. Не знал
Кстати о воздушном мосте в Ленинград мало где и кем написано. Где аэродромы например были, что в основном возили?

Есть книжка
В.И. Михельсон, М.И. Ялыгин
"Воздушный мост" Москва, Политиздат, 1982 г.
Упоминаются аэродромы Хвойная, Тихвин и даже из Москвы летали.
"По далеко не полным данным, только с сентября 1941 по январь 1942 (...) в Ленинград по воздуху было переправлено свыше 5 тысяч тонн продуктов и других грузов. В эти же месяцы летчики транспортных самолетов ежедневно доставляли в Ленинград сначала 150, затем 200 и более тонн высококалорийных продуктов...(...).
Про 500 тонн я загнул, но немцы в Сталинград и 100 тонн в день не возили.

Авиалогистика в ВОВ очень мало освещена в массовой литературе.
Со стороны СССР было снабжение Ленинграда, партизанских соединений, лендлиз(Иран и Аляска), со стороны Германии - Демянский и Сталинградский котлы, выход из Кубани и Крыма, переброска частей на юге Украины в 1944.
При этом, как ни жалко, книг и воспоминаний об авиаперевозках больше с немецкой стороны.

  • 1