flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Варшава. Петербургский вокзал.

Впервые заинтересовался:
А как выглядело в Варшаве место, куда приходила железная дорога из столицы империи Санкт-Петербурга?

Как известно Петербургско-Варшавская железная дорога была четвертой железной дорогой построенной в России. А если Николаевскую (Петербург - Москва) считать первой, потому что именно она стала по настоящему первой крупной магистралью, то дорогу на Варшаву можно смело считать второй. А по протяженности и вовсе первой
Ее строительство, ещё в середине 19 века, указывало на важность хорошей связи с Европой, для тогдашнего императорского Петербурга. Ведь именно по этой дороге из Петербурга стали ездить в Европу в 1862 году, когда дорога была построена.
Через Варшаву, далее можно было по железной дороге, с пересадкой, попасть в европейские столицы - Берлин и Вену.
Поезда Варшавской линии всегда отличались удобными и богато обставленными вагонами, предназначавшимися, в первую очередь, для пассажиров первого класса. По этой дороге ходил императорский поезд и ряд "семейных" составов, принадлежавших самым богатым и влиятельным российским фамилиям.

1. Фасад бывшего Варшавского вокзала, выходящий на Обводный канал. В этой точке заканчивается третий луч центральной городской планировки - Вознесенский, далее Измайловский проспект, берущий своё начало от Адмиралтейства.

Чрезвычайно важной эта дорога оставалась вплоть до 1914 года.
Потом, после перерыва в 1914 - 1944 годах, дорога вновь ожила уже в послевоенном СССР, но правда в урезанном варианте (только до Гродно). Хотя думаю, что в сторону ПНР движение до 1991 года было.
Электрифицировать ее в период СССР не стали и она так и  осталась тепловозной, где полностью господствовали пассажирские ТЭП60, позже ТЭП70. По этой дороге кстати в свое время ходил поезд Львов - Ленинград. В Вильнюсе он сворачивал на юг, в сторону Лиды.
После 1991 года, в связи с отделением стран Балтии, дорога стала постепенно приходить в упадок. Движение сильно ослабло, а участок Вильнюс - Гродно и вовсе был разобран из-за того, что Гродно это часть Белоруссии, которая пока что остается в русском экономическом и политическом пространстве.
Еще совсем недавно до Вильнюса от Питера ходит один поезд в сутки, был и еще один поезд (СПб - Рига). Оба эти поезда уже в наше время ходили с Витебского вокзала, потому как Варшавский был закрыт ещё в 2001 году.
А от исторической Петербургско-Варшавской железной дороги остались по сути только одни воспоминания. В том числе и в пределах самого Санкт-Петербурга.
В настоящее время в пределах России остался только участок СПб - Луга - Псков - Пыталово.


2. Церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала.
Я много раз за три года писал про бывший Варшавский вокзал и окружающую местность.


Посмотрим как это выглядело в Варшаве, которая в ту эпоху уже достаточно долго входила в состав России.
3. Вот именно так выглядел Петербургский вокзал в Варшаве до 1915 года. В этом году Варшаву заняли немцы и Россия навсегда ушла из этих мест.
При оставлении русскими Варшавы в августе 1915 году, вокзал был взорван и выгорел при последовавшем пожаре
Здание вокзала было построено в 1861 году по проекту архитектора Нарцисса Збожевского. Главный фасад вокзала выходил на улицу Виленскую.
Тупиковая Варшавская станция была расположена на 1046-й версте дороги в Праге, правобережной части Варшавы.


4. Также как и в Петербурге, у вокзала был построен православный храм.
Это Церковь Святой Магдалины, построенная русским архитектором Николаем Сычёвым в 1869 году. В те годы в Варшаве проживало много русских и для них строился этот храм.


5. Церковь, в отличие от здания вокзала сохранилась и дошла до наших дней.
Сейчас она принадлежит Варшавско-Бельской епархии Польской православной церкви


6. Памятник Советско-Польскому Братству по оружию около бывшего Петербургского вокзала. Был установлен в 1945 году.
Там были изображены два советских и два польских солдата. В 2011 году памятник был демонтирован поляками. (по официальной версии - с планами по восстановлению его после строительства линии метро на прежнем месте). Но разумеется никто не стал его восстанавливать.


7. Снимок привокзальной площади 2009 года.


8. Карта исторической Петербургско-Варшавской железной дороги, которая так и не пережила бурный и трагический 20 век.



9. Ныне станция называется  Варшава-Виленская. Или Виленский вокзал.
Кстати с Вильно (ныне Вильнюс) Варшава сейчас не имеет жд сообщения по этой исторической дороги, из-за прохождения её через белорусский город Гродно.
Такие вот новые разделительные барьеры в Европе, появившиеся после 1991 года.

Совсем как-то уныло на бывшем вокзале, с которого некогда уходила дорога в столицу. Впрочем в Питере его собрат вообще как вокзал давно исчез, зато оставил нам на память своё здание.

10. А это улица Варшавская в Санкт-Петербурге. По ней когда-то проходили пути Варшавско-Петербургской железной дороги.
Разобраны в 1967 году.


11. А так в прошлом году выглядел разобранный съезд с бывшего Варшавского вокзала. Выходил от вокзала к платформе Броневая.

Tags: Железная дорога, Российская империя
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мое видение стратегии по Белоруссии.

    Касаемо нашей стратегии по Белоруссии. Мне кажется, что Москва должна заявить и даже сделать официальной политической доктриной то, что нынешнее…

  • На поезде из Минска в Санкт-Петербург.

    Крайне непривычно прибывать на Витебский! Как в далекой прошлой жизни, когда в Петербург ещё из Киева ездил. И за окном нашего синего вагона…

  • Католические храмы Белоруссии.

    Так необычно - захожу я в соседний двор, а там на возвышенном месте стоит старый костел, причем действующий и достаточно многолюдный. Я остановился в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments

Recent Posts from This Journal

  • Мое видение стратегии по Белоруссии.

    Касаемо нашей стратегии по Белоруссии. Мне кажется, что Москва должна заявить и даже сделать официальной политической доктриной то, что нынешнее…

  • На поезде из Минска в Санкт-Петербург.

    Крайне непривычно прибывать на Витебский! Как в далекой прошлой жизни, когда в Петербург ещё из Киева ездил. И за окном нашего синего вагона…

  • Католические храмы Белоруссии.

    Так необычно - захожу я в соседний двор, а там на возвышенном месте стоит старый костел, причем действующий и достаточно многолюдный. Я остановился в…