flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Город Азов.

Приехал в этот городок из Ростова на маршрутке, от Пригородного жд вокзала. Карты города с собой не было, не было даже ни малейшего понятия о том как этот город выглядит. Если честно, казалось, что Азов это скорее всего поселок у устья Дона, нежели полноценный город.
При приближении, а ехали из Ростова мы минут 45, я понял, что это полноценный город, причем не самый маленький, имеющий население 82 тысячи человек. Выскочил из маршрутки как мне казалось в центре, при этом я полностью потерял ориентировку в пространстве, а такое со мной случается не часто.
Рядом был центральный городской рынок - южный, забитый чем хочешь и довольно многолюдный. Выручил небольшой книжный магазинчик, где я купил карту области, в которой были карты городов, в том числе и Азова. Через пару минут я понял где нахожусь и как выйти к жд станции, до которой было всего метров 800 и с которой я и хотел начать осмотр города Азов.

1. Вот примерно так выглядит город-порт в устье Дона, который в прошлом был крепостью, запирающей выход из этой реки в Азовское море.
Цетральная часть города расположена на большом на холме, доминирующем над местностью и руслом реки. На самой высокой точке находятся остатки валов старинной Азовской крепости. Там есть смотровые площадки, с которых открывается очень красивый вид на Ростов на Дону, до которого километров 18, на дельту Дона и на противоположный возвышенный северный берег дельты Дона, по которому идут дороги на Таганрог. Хорошая точка и появление турецкой крепости, запирающей судоходство, тут было совершенно не случайным.
До впадения реки Дон в Таганрогский залив, от города примерно километров 5. У самого устья находится поселок с южным названием - Кагальник. Прямо как где-то у Одессы или Николаева. Это ощущение, что я нахожусь на юге Украины, настолько всё похоже и население тоже, не покидало меня все дни пребывания в этом южном регионе России.

Крепость была основана турками в 1475 году после завоевания ими города Тана, который был на этом месте в средние века. Новая крепость, именовавшаяся Азак, стала северным портом Османской империи. В период с 1637 по 1642 год крепость находилась под контролем донских и запорожских казаков, затем она снова перешла в руки турков.
В 1695 и 1696 годах Петром I были предприняты военные походы на Азов. В результате гарнизон крепости сдался, по итогам русско-турецкой войны (1686—1700), когда крепость снова пришлось штурмовать, был заключён Константинопольский мирный договор, который закрепил за Россией право на владение Азовом.
Но еще в 18 веке Россия в ходе войн с Турцией, на 30 лет теряла Азов, который только в 1739 году окончательно стал российским. Вот так сложно шло продвижение России на юг, с целью выйти к Черному морю и окончательно решить южный вопрос.


2. Так выглядит маршрут Ростов - Азов. При этом некоторые маршрутки ездят по недавно построенной шикарной дороге, которая идёт по пойме Дона, в связи с чем время в пути составляет не более 25 минут. Тут кстати именно эта дорога показана.


3. А такие автобусы ходят в основном по этому маршруту.


4. У меня произошла неприятность. Я потерял часть фотографий из Азова, которые первоначально делал на маленький фотоаппарат, поэтому пришлось искать чужие фото всего этого в интернете. Только после того как я ушел с жд станции, я начал фотографировать на зеркалку. Эти фото к счастью все уцелели.
Вот так выглядит вокзал станции Азов, построенный в 1910 году, когда сюда со стороны Батайска, для нужд развивающегося морского порта, пришла тупиковая жд ветка. Не так давно здание полностью реконструировали.


5. Меня сразу немного удивили стоящие на станции полноценные тяжелые грузовые составы. Я думал, что ветка чисто пригородная. А она оказалась преимущественно грузовой, электрифицированной (в 1966 году), да еще и с движением не самой слабой интенсивности. А всё из-за морского порта.
Бросились в глаза немного необычные опоры КС.
На самом деле грузовых составов стояло больше чем на этом фото.


6. Пост ЭЦ и еще одно старое станционное здание.


7. А так жд станция Азов выглядит с автомобильного путепровода. Сюда с составами заходят магистральные электровозы ВЛ80С, дальше от этого места жд пути идут в порт.
Электричка тоже ходит из Ростова, примерно 3 пары в день, но ее расписание неудобно для туристического посещения города. Идет слишком рано и слишком поздно.
Рядом с жд вокзалом, расположен и местный автовокзал. Знал бы - не выходил бы у городского рынка.


8. Памятник героям Первой мировой, который стоит у больницы на Петровском бульваре, который является одной из главных улиц Азова.


9. Дворец культуры на площади Ленина.


10. Город Азов выглядит значительно лучше чем Таганрог и возможно даже чем Новочеркасск. В центре чисто, ухожено, старые здания отреставрированы, много памятников, скульптурных композиций, цветов, на самой центральной части Петровского бульвара и около смотровой площадки из динамиков играет приятная музыка, в основном позднесоветского времени.


11. Памятник Ленину и старое (130 лет) здание школы.


12. Весь город буквально забит лальками, где продают квас и ломонад на разлив. Стакан стоит 15 рублей.


13. Памятник Пушкину на Петровском бульваре.


14. Тут почти полностью сохранилась дореволюционная застройка этого городка, который до 1917 года был под казачьим управлением и в составе Области Войска Донского.


16.


17.


18. Пересечение улицы Московской и Петровского бульвара является самой цетральной точкой города. Тут стоит несколько красивых зданий дореволюционной постройки.


19. Памятник императору Петру I, поставленный в 1996 году, в честь 300-летия Российского флота.
Ведь именно тут, еще до начала войны со Швецией и основания Санкт-Петербурга, впервые при штурме крепости был использованы российские военные корабли.


20. На этом историческом перекрестке доминирует вот этот красивый дом с башней и часами. Вот тут, в самом центре Азова, где бывают туристы уже не было недостатка ни в картах (которую я искал у рынка), ни в магнитиках и сувенирах.
В доме размещается Азовский историко-археологический палеонтологический музей-заповедник.


21. Рядом стоит памятник боярину Алексею Шеину, соратнику Петра Первого. Держа в одной руке саблю, полководец взирает на город, в боях за который заслужил  звание генералиссимуса.


22. Старое промышленное здание на улице Московской.


23.


24. Вот с этого места начинается довольно большая Петровская площадь, в которую упирается одноименный бульвар. С другой стороны площади находится смотровая площадка на дельту Дона.


25. На Петровской площади.


26.


27. Насколько я понял, на этом возвышенном месте на Петровской площади, находился храм.


28. Путь к смотровой площадке.


29.


30. Вид на основное русло Дона и пешеходный мост, а также на остров где находится городской пляж, гостиница, детский лагерь и остатки турецкого поселения 18 века.


31. Хорошо также виден город миллионник Ростов на Дону - столица юга России, расположенный на 18 километров восточнее.
Действительно идеальная точка, чтобы держать выход из реки Дон под контролем.


32. Тут стоит еще один памятник Ленину. Думаю Азов мог бы обойтись и одним.


33. Растут южные платаны, прямо как и в Одессе.


34. Ресторан около остатков старой крепости.


35.


36. Вид на крепостной вал с тыловой стороны.


37. Участнику Азовских походов Петра Великого.


38. Вид на город с крепостного вала. Над современной гостиницей висит государственный флаг.


39. В этом месте через вал проделана дорога. Кстати вход на крепостной вал платный, но стоимость очень низкая, всего 30 рублей. По меркам Питера - смехотворно.


40. На валу частично реконструирована обстановка 18 века.


41. И открывается великолепный вид на морской порт и дельту Дона.


42. Тут перечислены крепости юга России 18-19 веков.


43.


44. Главное русло Дона. Видны Азовская судоверфь, северный возвышенный берег речной дельты, где идет дорога на Таганрог.


45. Справка о морском порте:
"Благодаря своему выгодному географическому расположению сегодня Азов — это развивающийся международный морской порт со всей необходимой инфраструктурой, перерабатывающий в год около 1 млн т различных грузов, поступающих как по морским, так и по внутренним путям на судах грузоподъёмностью 3000т — 5000т типа «река-море» с осадкой до 4 метров. Кроме уже действующих 7 причалов в 2002 году началось строительство нескольких зерновых терминалов, портового элеватора, терминалов для перевалки леса и технических спиртов, терминала для бункеровки судов."


46. Главная пассажирская пристань и памятник Азовской военной флотилии, который представляет из себя торпедный катер времен Великой Отечественной.
Виден также хутор Задонье на той стороне реки. Хутор кажется не имеет сухопутной связи с городом и расположен на лугу в дельте реки.


47. Вид в сторону Таганрогского залива Азовского моря, который к сожалению с вала не виден. Немного просматривается зерновой терминал морского порта.


48. Памятная доска на памятнике "Азовскому сидению" в середине 17 века.


49.


50.


51. Памятник Г.И Мирошниченко, азовскому писателю почётному жителю города. Памятник выполнен в виде ворот с аркой, по обе стороны от которой стоят муляжи пушек образца 18 века.


52. У городской пристани.


53. На которой разместились местные рыбаки.


54. По Дону идут суда класса река-море.


55. Ловится в основном карась размером с ладонь. Дон река илистая, а такие воды особенно любит эта рыба.


56. Ещё одно судно спускается к устью Дона.


57. Старый дом у морского порта.


58. Недавно построенная церковь Иконы Божией Матери Азовская (раскольническая). Относится к РИПЦ (русская истинно-православная), отделившейся от РПЦЗ(В).


59. Старая булыжная мостовая.


60. Старый дом на улице Ленинградской. Название улицы приятно порадовало.


61. На улице Московской.


62.

Tags: Юг России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments