flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Станция и жд узел Великие Луки.

1. Вот тут хорошо видно, насколько важное место в Великих Луках занимает железная дорога. Она - одно из градообразующих предприятий города, в котором располагается большая узловая станция и локомотивное депо.
Главный магистальный ход Москва - Рига пересекает город с востока на запад, проходя недалеко от центра. С северо-востока к городу подходит, ставшая в последние десятилетия малодеятельной, дорога Бологое - Осташков - Полоцк. Но так было не всегда, в обоих мировых войнах, особенно в последней, Бологое - Полоцкая дорога трудилась очень напряженно.
Сама же станция Великие Луки, с ее грузовыми парками, вокзалом и особенно локомотивным депо, расположена преимущественно в восточной части этого города.
Электрификации тут нет и не предвидится. Это типичное царство дизельной тяги, а до ближайшего "шнурка", если брать территорию России - сотни километров.
Самая близкая электрификация, это белорусская Орша, до которой на юг примерно 200 километров.



2. Как только я вышел из поезда утром 29 апреля, первым делом произвел фотосессию местного вокзала. Помог мне в этом пешеходный мостик.
Как я обожаю - открытые старые пешеходные мосты над путями.
Вокзал разумеется послевоенный, довольно крупный для сегодняшнего дня, островной. Здание построено после войны, в начале 60-х перестроено и приняло нынешний вид, на сегодняшний день отремонтировано. Заметно отличается от первоначального - дореволюционного.


3. Памятник Ленину стоит с западной стороны вокзала. Тут же, около него находится небольшая площадь, куда через переезд заезжают таксисты. Вокзал ведь островной.


4. Стоит поезд на котором я только что приехал. На часах около 9 утра.


5. Вот на этой табличке указано - когда железная дорога пришла в Великие Луки. это произошло в 1901 году, а уже в 1907 году, в связи с постройкой Бологое - Полоцкой дороги, станция Великие Луки стала узловой.


6. Вот так на сегодня выглядит пассажирское движение. На страны Балтии, по главному ходу курсирует всего один поезд Москва - Рига. Интересно, во времена СССР что ещё ходило в республики Прибалтики через Великие Луки?
Немного удивил поезд Москва - Псков, который тут ходит. А я думал, что псковский идет по кратчайшему пути, через Бологое и Старую Руссу. Впрочем их скорее всего два.


7. Оживление на вокзале возникает только когда отправляются какие-то поезда, которых немного. В остальное время на вокзале малолюдно.


8.


9. Октябрьская (северная) сторона вокзала. Это стоит поезд на Питер, на котором я скоро уеду.
Виден грузовой путь, который весь в мазуте. Я уже писал, что в сторону Латвии существует довольно интенсивное движение наливных составов, очень часто под тепловозами "Балтранссервис".


10. А это Балтийская (южная строна) вокзала. Стоит поезд, на котором я только что прибыл.


11. Так выглядел местный вокзал в 1943 году. Его решили не восстанавливать.
Как известно, один из очагов сопротивления частей окруженной в городе немецкой дивизии, находился как раз в районе жд станции.


12. А так он выглядел ещё в 1942 году, в оккупации. Фото немецкого происхождения.
Это и есть первоначальный дореволюционный вокзал города Великие Луки.


13. Грузовые парки станции. Это вид на запад, в сторону Новосокольников и Резекне. Это первая большая станция на латвийской стороне.
Кстати прямо подо мной стоит состав с вагонами Казахских железных дорог, а значит Казахстан пользуется балтийскими портами.
Великие Луки находят практически на полпути от Москвы до Риги. До неё отсюда ровно 400 километров.


14. На Москву. Слева пост ЭЦ станции.


15. Кстати вот за этим постом ЭЦ есть очень интересный исторический объект, о котором я раньше не знал. Знал бы - подошел бы и сфотографировал.
Это полузаброшенное подвальное помещение, где 16 января 1943 года эстонскими красноармейцами был взят в плен, на тот момент фактический командир окруженной немецкой 83-й пехотной дивизии Барон Эдуард Фрейхер фон Засс.
Вот очень интересная цитата:
"Фон Засс был уроженцем Эстляндской губернии – он родился на острове Эйзель (по другим данным - в Берлине), и когда он узнал, что взявший его в плен русский майор является этническим эстонцем, очень удивился – Засс считал, что все эстонцы воюют против русских.
Сам фон Сасс был повешен на рыночной площади Великих Лук в начале 1946 года: Жуков, инспектируя Эстонский корпус, дал высокую оценку его боеспособности и качествам его командира Лембита Пярна. Нашим войскам противостоял гарнизон под командованием фон Засса, выходца из прибалтийских немцев. Находясь в окружении, враг отчаянно сопротивлялся. Фашисты пытались переманивать на свою сторону солдат-эстонцев, обещая перебежчикам по две шинели, хорошую еду. Немецкая контрразведка понуждала к измене начальника штаба корпуса Лукаса, грозя уничтожением его семьи, оставшейся в Таллине. Генерал не пошел на предательство.
Наконец наступила развязка боев. Коменданта гарнизона фон Засса выкурили из бункера. Он вышел с поднятыми руками и на чистом эстонском произнес: «Tere, poisid — здравствуйте, ребята!» За кровь и гибель многих своих соотечественников он был повешен на площади Великих Лук. А на валу города был сооружен памятник из эстонского плитняка, который мы частенько навещали и клали к его подножию цветы.
Молодежь Эстонии (Таллин) (218 19.09.2002)"


15.


16. Викимапия показывает несколько грузовых парков этой узловой станции, причем дает подробное описание каждого. Но я не буду все это цитировать.
Видно одно - в середине 20 века тут была построена достаточно крупная грузовая станция, через которую шли значительные потоки из центральной и северной части СССР в республики Прибалтики, Белоруссию и Калининградскую область. В основном к балтийским портам.
После развала СССР и падения перевозок значительная часть этого железнодорожного хозяйства простаивает. Живет только магистральный ход от Москвы и Ржева на Прибалтику. Железная дорога от Бологое, для магистрального грузового движения не использутся, по ней ходит только пригород. Изредка пускают пассажирский поезд.
В данном случае это парк "Б". "Главный. Московский. Для приема, отправления и безостановочного пропуска четных и нечетных пассажирских и грузовых поездов."
Стоит готовый к отправлению наливной состав под корпоративным тепловозом 2ТЭ116У "Балтрансервис".
Кстати там в глубине, примерно в километре находится довольно крупное локомотивное депо ТЧЭ-31, к которому в частности приписано: 27 штук 2М62, 35 штук ТЭП70, 81 штука 2ТЭ116 и тд.


17. Интересное фото со станции Великие Луки конца 80-х годов. Уже поступили новейшие на то время тепловозы ТЭП70, в строю главная рабочая лошадка пассажирской тяги тех лет - ТЭП60 и ещё действующий паровоз.


18. Парк "Г". Готовтся к отправлению грузовой поезд в сторону Ржева.


19. С другой стороны станции, с моста открывается вид на заброшенный завод по ремонту вагонов и локомотивов.
Большой однако завод был!


20. В Википедии о нем пишется следующее: "Великолу́кский локомотивовагоноремо́нтный заво́д (ВЛВРЗ) — предприятие по ремонту дизель-поездов, тепловозов и различных грузовых вагонов для нужд железных дорог."


21. Но сайт завода существует. http://vlvrz.ru/
Может что-то еще работает там? Правда на этих фото ничего живого не видать, даже рельсы и те сняли.


22. При сходе с лестницы стоит городской Дом Культуры им. Ленина, построенный до войны, а после неё восстановленный.
Дом культуры был фактически при ремонтном заводе.


23. Ещё с пешеходного мостика видна арена стадиона "Экспресс"


24. Жд пути, проходящие непосредственно  у ремонтного завода. По ним похоже ничего не ездит, или почти ничего.
Что можно сказать?
После развала СССР, Великие Луки оказались в глухом северо-западном углу России. Движение сильно упало и врядли когда-нибудь начнет расти в свете нынешних политических событий. С соседней Беларусью тут тоже жд сообщение не слишком оживленное. Основной поток из неё идёт по линиям Гомель - Брянск и Минск - Смоленск. Перспектив роста, электрификации, а тем более строительства скоростных линий, тут нет никаких.
Пока Прибалтика находится в сфере военно-политического влияния наших врагов, такая ситуация будет неизменно сохраняться.


25. Здешний пригородный подвижной состав представлен вот такими образцами.
РА1-050. Приписка СПб-Балтийский, год постройки 2005. Такие курсируют на Новосокольники, Невель и в сторону Ржева.


26. И РА2. Номер к сожалению не снял. Этот только что прибыл из Осташкова.


27. Платформа 481 километр. От Москвы.
Это в городе, примерно километрах в трех от вокзала.


28. Железнодорожный переезд через основной Рижский ход.
В городе над жд путями строится большой путепровод с развязкой.


29. Движение тут представлено в основном вот такими поездами, которые ходят по главному ходу. И не то чтобы очень часто, но и редким его никак не назовешь.


30. Строительство нового путепровода над жд путями. Видно как справа подходит ветка от станции Невель.
Ну а главный ход Москва - Рига выделен черным мазутным цветом.


31. Вид на запад. Виден мост через реку Ловать. Я ожидал, что он будет побольше.


32. А сзади виден огромный корпус Великолукского Мелькомбината. Он как-бы встречает всех въезжающих в город по железной дороге и со стороны Новосокольников и со стороны Невеля.


33. Этот железнодорожный мост восстановлен после войны. Всего один пролет на большой высоте, над протекающей внизу рекой. Используется также для пешего перехода через реку местными жителями.


34. Вид с другой стороны, с насыпи оставшейся от самого первого дореволюционного моста.


35. Тут открывается красивый вид на реку, которая протекает глубоко внизу.


36. Дом у дороги. Очевидно раньше в нем жили железнодорожники.


37. Остатки старого моста через Ловать, который называли - Богдановским. Мост был унитожен в 1941 году.


38. Плотина на реке.


39. Очень красивый вид на реку с моста.


40.


41.


42. Вот такая история у этого моста:
"Железнодорожный мост через Ловать. Название получил по располагавшемуся вблизи моста имению Богдановское. Первый Богдановский железнодорожный мост был заложен в 1898 году. А.П. Лопырёв описывал его следующим образом: «Это был одноколейный, однопролётный мост на решетчатой ферме с ездой поверху. Мост был покрашен зелёной краской, как все сооружения Виндавской дороги».

На левом берегу реки, рядом с мостом, располагалась небольшая железнодорожная станция Рябики. Здание станции было деревянным, а название она получила от близлежащей деревни.

Великолучане с огромным удовольствием прохаживались по новому железнодорожному мосту и даже причисляли его к достопримечательностям города.

После революции все гуляния и переход по мосту были запрещены. Проходы окутали колючей проволокой, и у моста появилась железобетонная будка для часовых. Стоит отметить, что будка эта благополучно пережила войну и стоит на своём месте и поныне, теперь уже, понятное дело, без часовых.

В 1929 году рядом с первым мостом появился новый. Вызвано это было, вероятно, увеличившимся грузопотоком. Братья-мосты простояли вместе до самой войны. А летом 1941 года оба моста были взорваны отступавшими советскими войсками. На этом жизнь первого Богдановского железнодорожного моста и закончилась. На память от него остались только прочные каменные опоры.

Оккупанты, обосновавшись в городе, восстановили только новый мост. Также поступили и власти освобожденного от фашистов города. В начале 1950-х годов буквально за один день была заменена металлическая конструкция этого моста. С тех пор мост никаких кардинальных изменений не претерпевал.



43. Фото начала 20 века. Горожане прогуливаются по железнодорожному мосту.


44. Его опоры прекрасно сохранились и дожили до наших дней.

Tags: РЖД, поездки по Северо-Западу России
Subscribe

  • Дома архитектора Лишневского в Автово.

    Вот же интересное открытие. Я знал конечно, что в Автово несколько домов на проспекте Стачек, причем домов выделяющихся среди прочих, успели…

  • Вести из Киева и воспоминания детства.

    О вестях тревожных. Из Киева люди мне сообщают, что пошла тревожная информация о возможных массовых захватах храмов УПЦ МП и последующей их передачей…

  • Текущее из Фейсбука

    21 января. Интересные исторические фото нашел в сети. Горбачев вместе с женой Раисой посещают Киевский авиазавод имени Антонова. Лето 1985 года. Ему…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

  • Дома архитектора Лишневского в Автово.

    Вот же интересное открытие. Я знал конечно, что в Автово несколько домов на проспекте Стачек, причем домов выделяющихся среди прочих, успели…

  • Вести из Киева и воспоминания детства.

    О вестях тревожных. Из Киева люди мне сообщают, что пошла тревожная информация о возможных массовых захватах храмов УПЦ МП и последующей их передачей…

  • Текущее из Фейсбука

    21 января. Интересные исторические фото нашел в сети. Горбачев вместе с женой Раисой посещают Киевский авиазавод имени Антонова. Лето 1985 года. Ему…