Я специально выбрал не тот поезд, который более быстрый и прямой, а дополнительный, который едет дольше, но зато делает крюк через Невель, да еще и стоит там больше часа. Сильно хотел при свете увидеть эти места, которые связаны с моими предками по отцовской линии.
Это была первая поездка из Питера строго на юг за все три года.
2. Вот примерно так выглядел маршрут. Последний отрезок пути проходил по малодеятельному отрезку Бологое-Полоцкой железной дороги, которая проходит в районе Невель - Великие Луки. Самая южная точка поездки, это станция Невель II, что у самой белорусской границы.
3. Вагоны на этот 3-значный дополнительный поезд оказались старые, примерно такие как на Украине ездят. Правде все-же почище и бельё получше, да и стекла вполне себе прозрачные.
Поезд был великолукского формирования. Общее время в пути - 12 часов, будто расстояние не 500, а 800 километров.
4. По дороге часть людей вышло и в вагоне были свободные места. В основном я так понял, этим поездом пользуются те, кому надо на Невель.
5. Станция Дно - первый крупный жд узел Петербургско-Витебской железной дороги. Станция обладает огромным и монументальным вокзалом послевоенной постройки.
Тут витебский ход пересекается с бывшей Виндаво-Рыбинской дорогой, которая связала северное Поволжье с портами на Балтике. Ныне эта дорога идет на Псков, а далее во враждебные страны Балтии.
7. Эта станция связана с историей отречения последнего русского царя, 100-летие которого мы недавно отмечали, если можно так выразиться. Тут по пути из Могилева останавливался царский поезд, который потом почему-то поехал к Царскому селу не прямой дорогой на север, а свернул на запад к Пскову, где на вокзале и состоялось это трагическое для России событие. Но перед этим, в тот же день, поезд стоял некотрое время тут, на станции Дно.
8. В честь этого события тут в 2007 году был поставлен крест.
9. А вот стену здания, в память о последнем государе, оформили совсем недавно. По крайней мере в 2014 году я этого здесь не видел.
10.
11. И памятник советскому паровозу, за которым и стоит этот небольшой импровизированный мемориал, словно символизируя переход от Росийской империи к Советской России и СССР, произошедший 100 лет назад
12. По этой табличке можно судить, что Виндаво-Рыбинскую дорогу построили раньше, потому как Витебскую проложили только в 1904 году.
13. Так выглядел вокзал станции Дно 100 лет назад. Его разрушили в войну.
14. А так до прокладки Витебской железной дороги, когда Дно была самой обычной, не узловой станцией.
15. Сегодняшний полный вид этого большого вокзала. Снято мною из поезда в июне 2014 года, когда видимо навсегда покидал Киев.
В тот момент такое на душе творилось-то... Но всё равно фотографировал.
16. Уже устаревшая карта маршрутов поездов, проходящих через Дно. Карта постсоветская, но после 2014 года резко устарела. От многих маршрутов остались одни воспоминания. Например СПб - Одесса, или СПб - Львов, которые ходили всегда в послевоенное время.
17. Но и сейчас, благодаря жд сообщению с Беларусью движение слабым не назовешь.
Странно, Рига - СПб идет через Дно, а я думал, что через Псков.
Есть хороший пригородный на Новосокольники, целых 2 пары в день. Связывает два узла северо-запада России и проходит через половину Псковской области.
18. Вокзал отремонтирован.
19. 5-40 утра. Станция Невель II. Уже светло но пасмурно, поэтому снимки вышли не очень.
Зеркалкой на железке я не пользуюсь, мне не нужны проблемы с охраной и полицией. На обычный фотик реагируют вяло, а на зеркалку сразу возбуждаются, это давно всеми замечено. Хотя вокзалы и внутри фотографировать можно любым фотоаппаратом.
Мне и так постоянно пишут угрозы и предупреждения, чтобы я прекратил снимать снимать железную дорогу и писать о ней. Мол это "способствует терроризму и помогает прочим врагам России". И ещё - "таджики приезжие ведь железку не снимают, что вы себе позволяете..."
Не знаю как прокомментировать этот бред, ведь все эти снимки тысячами уже есть в интернете. Насчет таджиков - классное сравнение. Хотя в жизни я таких "россиян" не встречал, только в сети.
В кадр попал пост ЭЦ станции.
20. В Невели с нашего поезда сошло много людей, а поезд стал как-то странно - не у платформы.
21. Станция хоть и пограничная но выглядела ужасно, кроме вокзала и одной единственной платформы.
До Беларуси тут километров 10. В Невели в 1933 году родился мой дядя Селезов Игорь Тимофеевич, брат моего отца. Он доктор наук, очень пожилой человек, живет в Киеве.
А в километрах 50 южнее, около станции Бычиха находятся места, откуда идет мой род по отцовской линии. По крайней мере фамилия Селезов происходит оттуда.
95 лет назад они переехали в уже украинский Донбасс, в город Краматорск, а в паспортах моему деду и бабушке в 20-е годы написали национальность - "белорус", хотя у деда в докумете 1916 года написано "русский". Он умер ещё в 1981 году, а бабушка в 1986.
Почему дядя родился в Невели, а отец в 1927 году в Красногоровке (Донбасс - УССР)? Просто бабушка ездила в 1933 году рожать на малую родину, а ближайший роддом оказался в Невели (на территории РСФСР).
Поехала бы в 1927 году и моего отца рожать на малую родину, был бы я сейчас предок уроженцев РСФСР и по отцовской и по материнской линии. Это было бы значительным бонусом для моей натурализации.
Мне достоверно известно, что по отцовской линии, в 19 веке мои предки были поляками, которые перешли в середине 19 века в православие и взяли себе русскую фамилию "Селезов". Возможно были и еврейские ветви в родословной, ведь тут как раз проходила черта оседлости. Но тот факт, что мой батя и его брат вместе с матерью пережили немецкую оккупацию в Краматорске и не были схвачены украинскими полицаями, которые буквально повсюду вынюхивали евреев, говорит о том, что если еврейская кровь где-то в роду и была, то очень слабенькая.
А вообще весь этот край вокруг Полоцка, Витебска и далее в Литве, был издавна заселен этническими поляками, которые интегрировались в Россйскую империю после очередного раздела Польши в конце 18 века.
21. Разруха на станции Невель II.
Можно было станцию привести в порядок, все таки железнодорожные ворота в Россию со стороны Беларуси.
22. Вокзал хоть капитально и не отремонтирован, но выглядит на фоне остального хорошо. Здание сюда по формам - послевоенное.
Станция является узловой практически с момента своего рождения. В 1904 году пустили Петербургско-Витебскую дорогу, а в 1907 году пересекающую ее по диагонали Бологое-Полоцкую. Так и возникли станции Невель I и Невель II c двумя вокзалами в одном городке.
Кстати на станции Невель I cохранился большой и красивый дореволюционный вокзал, который никто практически не видел, да и стоит он закрытый.
Он есть на моём видео, представленном ниже.
23. Вот так выглядит "железнодорожный треугольник" на западе России в Псковской области, образованный тремя железными дорогами. Москва - Рига, СПб - Витебск и Бологое - Полоцк.
В эту поездку я как раз полностью его проехал. Появился этот "треугольник" в 1907 году, когда Бологое-Полоцкая дорога вовсе не являлась малодеятельной.
24.
25.
26. В здании вокзала Невель II.
Кстати почему "второй" на этой линии, а "первый" на Бологое-Полоцкой, она что, 100-110 лет назад более главной считалась?
Времени у меня было аж 1 час и 40 минут и была даже мысль смотаться к центру города, но моросящий дождь "отговорил" меня.
27. Местное пригородное движение совсем не впечатляет. В сторону Беларуси пригородного движения нет, да оно в современных реалиях и не нужно. Рядом проходит трасса Е-95 (СПб - Одесса), где ходит много автобусов.
28. Привокзальная площадь станции Невель II.
29. Остатки фонтана. Годов с 70-х ничего не делалось.
Центр городка кстати в эту сторону от станции.
30. Водонапорная башня и погреб 110-летней давности сохранились.
31. На путях стоит готовый отправлению грузовой состав, который прибыл со стороны Витебска.
32. Наш ТЭП70 отцепили для маневра, в ходе которого наш поезд сменил направление движения.
Теперь нам предстояло ехать по 60-километровому кусочку Бологое-Полоцкой дороги.
33.
34. Наш поезд за 20 минут до отправления в Великие Луки. Прямо перед нами платформа, от которой только что отправился поезд с синими белорусскими вагонами и белорусским ТЭП70 (депо Орша), смену которых производят в Новосокольниках. Сфоткать не сумел к сожалению.
35. От Питера 466 километров.
36. Интересно эта табличка всегда была или только недавно появилась в свете последних событий на российско-белорусской границе?
37. На видео видно отправление со станции Невель II, прохождение на малой скорости через станцию Невель I с ее очень красивым вокзалом и дальнейшее движение через очень живописные места к Великим Лукам. Длительность видео около 6 минут.
Изюминка это - база запаса на станции Невель I, под завязку забитая отставленными от работы старыми электровозами ЧС2К из депо Ожерелье. Надо же, так далеко от ближайшей электрификации отогнали!
Я так понимаю, что заменой им служат новые ЭП20, которые как раз и поступают в депо подмосковной станции Ожерелье
Вот по станции Невель I отдельный ролик.
38. Отправляемся.
39. Главный на сегодня путь, отходящий на Новосокольники и Санкт-Петербург.
А мы берем всё правее.
40. Частный сектор города Невель.
41. Путь на Новосокольники проходит под мостом, по которому идет железная дорога со стороны Полоцка.
42. Вот она, вид в сторону Полоцка. Накат слабенький, но вроде есть, хотя движения в эту сторону говорят нет никакого (может маневровый ползает иногда по линии до границы). Во времена СССР тут еще ходили грузовые, но даже тогда редко, а ещё в те годы на линии был поезд дальнего следования.
43. Начинается станция Невель I. Сейчас в сторону Великих Лук по этой линии ходит только наш поезд, который ходит не круглый год и одна пара пригородных, представленная рельсовым автобусом РА1. Грузовое движение если и есть, то очень редкое, представленное какими-то местными перевозками.
44. Ручные стрелки - примета здешних мест.
Но дорога поддерживается в рабочем состоянии. В свете текущего ухудшения военно-стратегической обстановки на западном направлении, она может внезапно понадобится, в том числе и от самого Бологоя. Ведь ведет линия как раз к границам стран Балтии.
45. Ветка отходящая на какое-то современное предприятие. От Бологое 364 километра.
46.
47. Вдоль пути нас сопровождала старая и разваливающаяся телеграфная линия, которая давно никому не нужна.
48. Места тут живописные и красивые. Чувствуется, что находимся гораздо южнее гиблых новгородских топей, которые можно видеть из окна поезда, сразу же южнее Питера.
Мне повезло со старым вагоном, где напротив туалета было откидное окно. Во время движения все время чувствовался запах дизельного выхлопа и дымка из вагонов. Где ещё сейчас так проедешь? Почти везде уже новые герметичные вагоны.
49. Тут самый настоящий озерный край. Самое крупное озеро - Большой Иван.
В одном месте озёра сопровождали нас по обоим сторонам полотна.
50. Маленькое лесное озеро. Представляю какая тут рыбалка, ведь людей живет немного на Псковщине.
51. А вот и озеро Большой Иван. Во время войны и ожесточенных боев за Великие Луки в 1943 году, люффтваффе использовало его как ледовый аэродром, в том числе и для доставки грузов окруженному гарнизону города.
52. Единственная станция на участке это - Опухлики. Место красивое, прямо на берегу озера Малый Иван. Тут издавна были расположены пионерские лагеря и базы отдыха. Есть что-то и сейчас.
Деревянные шпалы, стрелка правда с централизованным управлением. А вообще - проезд поезда через эту станцию, это целое событие местного масштаба.
53.
54. Местные пейзажи. Да, начало пробиваться солнце и фотографии стали получаться получше.
55. Дальше до Великих Лук станций больше не было.
Обратило на себя внимание следующее обстоятельство: насыпь делали как для 2-х путной дороги, все мостики через ручьи и речушки тоже были с устоями под 2-х путную дорогу.
56. А вот и фото моего поезда, который у деревни Платоново ( участок Невель - Великие Луки), сделали знакомые рейлфаны из Москвы, которые в эти выходные тоже приезжали в эти края на автомобиле. Увы нам так и не удалось встретиться. Автор фото - Кирилл Шуркин.
В предпоследнем вагоне еду я.
57.
58. Немного южнее Великих Лук мы на большой высоте пересекли реку Ловать. На мгновение отрылся очень красивый вид.
59. Небольшая справка по Бологое-Полоцкой железной дороге (Википедия):
"Бологое-Полоцкая железнодорожная линия — северо-восточный участок Бологое-Седлецкой железной дороги, связывающий Бологое, Осташков, Торопец с Великими Луками и Полоцком. Линия задумывалась, в первую очередь, как стратегическая железная дорога из центра на запад страны. Регулярное движение поездов было открыто в 1907 году. Несмотря на отсутствие большого экономического значения, дорога была сооружена основательно: помимо непосредственно железнодорожной инфраструктуры вдоль линии были также построены жилые дома, погреба, ле́дники, колодцы. Вся дорога выполнена в едином архитектурном стиле, благодаря чему она представляет историко-культурное значение как памятник деревянного зодчества, большей частью сохранившийся до наших дней.
В годы Великой Отечественной войны линия подвергалась мощным бомбардировкам, испытала на себе все тяготы, связанные с проведением Ржевской битвы и Великолукской операции. Однако, несмотря на крупные боевые действия, которые проводились в районе железной дороги, значительная часть дорожных сооружений уцелела.
В 70-х и начале 80-х годов по линии активно курсировали грузовые поезда, которые направлялись в Белоруссию, Прибалтику и обратно. С началом перестройки и последующим распадом СССР транзитное и внутреннее грузовое движение прекратилось. В настоящее время линия является малодеятельной. В день по дороге проходит один-два пригородных поезда малой составности."
60. Мы уже в черте города Великие Луки. Тут переезд не оснащен подъемниками, ввиду очень низкой интенсивности движения.
61. При въезде в Великие Луки и со стороны Новосокольников и со стороны Невеля всех встречает - "Великолукский филиал № 2 ООО «Псковский мелькомбинат» — производство пшеничной и ржаной муки, комбикорма."
Не знаю работает ли он, но выглядит неважно.
62. Всё, вот и рижский магистральный ход. Полотно имеет характерный чёрный от мазута цвет - признак исключительно тепловозной тяги и большого количества наливных составов, проходящих по нему.
63. Строящийся в Великих Луках новый путепровод над железной дорогой.
64. Насыпь, где проходил второй путь магистрали Бологое-Полоцк, который немного западнее по мосту пересекал ход на Ригу. Ныне пути частично демонтированы, мост над рижским ходом разобран. Осталась насыпь.
65. Единственное пока в городе место, где не надо стоять на переезде. Виден мост, по которому проходит рижский ход.
66. На Новосокольники проходит наливной состав "Трансбалтсервис".
67. Станция Великие Луки и наш поезд. Подробнее в отдельном посте.