10-минутный фильм о поездке по железной дороге СПб - Павловск - Новолисино - Рогавка.
В Новолисино нас пропускали аж целых два тяжелых товарняка. Один из них был под сверхмощным 3ЭС4К. Это есть на видео.
1. Это была не просто обычная поездка на дизель-электропоезде ДТ1 на расстояние в 120 километров на юг от Петербурга.
Это можно было почувствовать уже Витебском вокзале Петербурга. Целый вагон был отведен участникам реконструкции.
2. Карта железных дорог на северо-западе РСФСР.
Самую прямую железную дорогу от Петербурга на Новгород стали строить еще до революции, примерно в 10-е годы.
В связи с начавшейся Гражданской войной строительство было остановлено. Вернулись к ней в середине 20-х годов, когда прибалтийские порты оказались за границей и резко возросла роль Ленинградского порта в экспортных поставках. Однако дальше достройки головного участка Павловск - Новгород дело не пошло. При Союзе по дороге курсировал лишь один пассажирский поезд. Наверное под ТЭП60.
В 70-е годы, в связи с возросшими объемами вывоза с Тесовских торфоразарботок линия был капитально отремонтирована.
В 80-е годы были начаты работы по электрификации от Новолисино в сторону Новгорода.
Однако переориентация пассажиров на автобусы и личный автотранспорт привела к тому, что на участке до Радофинникова работы так и не были завершены.
3. "Железная дорога Павловск - Новолисино - Новгород на Волхове однопутная частично электрифицированная железнодорожная линия. Кратчайшим путём соединяет Санкт-Петербург с Великим Новгородом, однако максимальный пассажиропоток по этой линии наблюдается на участках Санкт-Петербург - Новолисино и Новгород - Рогавка, а сквозной практически отсутствует."
Станция Новолисино, где дорога не пересекает напрямую магистральный и сильно загруженный ход Мга - Гатчина, а примерно на километр сливается с ним. Из-за чего, чтобы пропустить дизель-электропоезд на Рогавку надо останавливать движение по главной линии.
"В настоящее время железная дорога Павловск - Новгород на большем своем протяжении остается типичной малодеятельной линией РЖД. Грузовое движение практически отсутствует, пассажирское движение в приемлемых объемах сохраняется на участке Павловск - Новолисино, на участке Новолисино - Новгород движение представлено тремя парами пригородных поездов в день. Скорость движения очень низкая и пассажиры для поездок между двумя городами предпочитают электрички с Московского вокзала, в том числе и экспрессы «Ласточка». Тем не менее, определенное количество садоводов и грибников из Петербурга и Новгорода продолжают пользоваться этой линией."
4. В 2012- 2014 годы была произведена модернизация линии с укладкой железобетонных шпал. Во время производства работ пассажирское движение на участке было остановлено.
Видны столбы КС установленные в 90-е годы.
5.
6. Лустовка это ещё от сравнительно недалеко от Питера.
7. Начинается болотистая и непроходимая местность, которая преобладает между Великим Новгородом и Санкт-Петербургом.
8. Тут то-ли был второй путь и его сняли. То-ли насыпали щебень а путь так и не проложили.
Подъезжаем к станции Костенская.
9. И тут светильники на солнечных батареях.
10. Станция Кастенская.
11. Обширное болото.
12. Станция Радофинниково. Тут есть путевое развитие, которое не используется и заканчивается недоделанная в 90-е годы "электрификация".
13. Здание местного вокзала.
14. Вдоль всей станции лежит много леса-кругляка. Не ясно что это и для чего приготовлено, ибо подходы к нему уже начали заростать деревьями.
15. Ну вот и сотый километр от Петербурга.
16. Болотные топи и деревянные дорожки.
17. Конечный пукт нашего путешествия.
Станция Рогавка обладает полноценным кирпичным вокзалом, что говорит о том, что лет 40-50 назад здесь был крупный и быстро развивающийся населенный пункт.
Самая крупная станция и населенный пункт на всей 175-километровой линии.
18. Пристанционная местность. Безлюдно и уныло. Прожекторов на вышке нет давным давно.
19. ДТ1 пошёл на Великий Новгород, а целая толпа людей, сошедшая с поезда двинулась в путь к месту проведения фестиваля.
Фотографирующий на мыльницу человек с рюкзаком, это никто иной как Сергей Болашенко. Знаменитый исследователь железных дорог бывшего Союза. Мы немного знакомы и встречались в Питере в 2015 году и в этот раз снова пообщались.
20. Направление на Петербург.
21. У жд переезда, который находится южнее станции. Тут проходит единственная местная дорога. Более менее нормальная она только в сторону областного центра - Великого Новгорода.
22.
23. Вид в сторону Великого Новгорода.
24. Южная горловина станции Рогавка.
Дождаться тут поезда это настоящая проблема. Стрелка - ручная и переводят ее редко. Потому как кроме нескольких пар пригородных ДТ1 тут не ходит НИЧЕГО.
Ну может "чмуха" с двумя-четырьмя грузовыми вагонами раз в месяц проедет. В Великом Новгороде крупной промышленности нет и возить оттуда на север по железной дороге особо нечего.
А вот общее состояние пути с виду неплохое.
25. Привокзальная площадь, на которой почти никогда никого нет.
26. "Тёсово-Нетыльский - посёлок (ранее посёлок городского типа), административный центр Тёсово-Нетыльского сельского поселения Новгородского муниципального района Новгородской области. Жители области также ошибочно называют этот поселок Рогавка по названию одноименной железнодорожной станции.
Рабочий посёлок возник при слиянии посёлков торфодобытчиков Тёсовстрой, Фанерный, Центральный и Восход в связи с расширением добычи торфа."
27. "Посёлок расположен в 48 км к северу от Великого Новгорода по железной дороге. Есть автомобильная дорога, которая говорят в не очень хорошем состоянии.
На север, в сторону Питера дорог нет вообще. Есть дорога на Любань, но вроде она совершенно негодная и дорога на Оредеж и Лугу. О состоянии этой не скажу.
28. Сергей Болашенко с которым мы говорили, пока шли к остаткам местной узкоколейки, говорил, что после 1991 года население поселка сократилось в 5 раз. С работой тут очень плохо и население сокращается. Торф в современном мире не требуется в таком количестве как это было полвека назад.
Узкоколейка сильно сократилась и чуть было не погибла. Но в последние годы оставшаяся часть дороги была сохранена и даже получила деньги на ремонт техники.
По всему было видно, что в послевоенные годы и вплоть до 80-х, поселок процветал. Все эти кирпичные 2-х этажные здания были построены сразу после войны.
По тем временам это было очень неплохое жилье.
Кстати обратите внимание - на некоторых домах новые крыши.
29. Местная собака не привыкшая к такому количеству людей, с любопытством наблюдает за нами.
30. Спутниковые антенны. Справа видна старая водонапорная башня станции Рогавка.
31.
32. Сохранившийся фрагмент узкоколейки.
33. Тут кстати тоже новая крыша.
34. Баня и дрова.
35. Старший группы реконструкторов подгоняет отстающих. Этот имровизированный поезд уже заждался нас.
Был ещё вариант - идти 3 км пешком.
36. Этот тепловоз подталкивал нас сзади.
37. А этот, с виду совсем новый - тянул. Бросилась в глаза советская эмблема МПС.
38. Многие не поместились в вагоне и ехали вот так. Военная форма и развалины справа очень гармонично смотрелись.
39. Вот почти вся промышленность выглядела в Тёсово-Нетыльском примерно так.
40.
41. Вагоны с торфом. Кто-то еще покупает небольшое его количество. Часть вывозят грузовиками.
Железку содержать дорого в рыночных условиях.
42. Эти похожи на списанные. Хотя я не утверждаю.
43. Мы прибыли на сохранившуюся сортировочную станцию местной узкоколейной системы. Она вероятно единственная. А может и была таковой всегда.
Я слабо разбираюсь в специфике узкоколейных дорог.
Именно на её территории и проводился военно-исторический фестиваль. Заброшенные станционные постройки как раз идеально подходили для роли руин.
44. Пассажиры выходят из тесно забитого вагона. Мы были хоть и не участники реконструкции, но тоже пристроились к группе, которая шла со станции.
45. Я так понял, что это рельсовый узкоклейный автобус.
46. Выставка - музей местной узкоколейной жд системы.
47.
48. Вагоны - торфовозы. Никогда раньше не видел.
49. И даже целая узкоколейная цистерна.
50. Старенький ТУ2 выглядит весьма неплохо. ТУ2 мне хорошо знаком по киевской ДЖД, где они работали в 50-80 годы прошлого века.
Рядом стоит более современный тепловоз. Думал в сети выяснить его марку, но понял, что это достаточно сложно. Много похожих тепловозов выпускали в СССР, от ТУ4 до ТУ8.
51.
52. Для этого посёлка данный ежегодный фестиваль-реконструкция как глоток свежего воздуха и способ заработать денег. Как же ещё можно прославить на всю Россию эти Богом забытые места на болотах и торфянниках?
53. Под "шумок" фестиваля из Великого Новгорода приехали и владельцы вот таких раритетных автобусов.
Это "Икарус" выпуска 90-х годов. Никогда такие не встречал, видимо мало их выпустили.
54. Ну а этот известен всем кто жил в СССР и лет 10-15 после него.
55. А это кажется действующие образцы. На карте видно, что узкоколейка уходит достаточно далеко от поселка, огибая с юга мелководное озеро Тигода.
Раньше вся окружающая местность была опутана её путями. Теперь сохранилась только одна ветка
56. Абсолютно на всей технике УЖД сохранились эмблемы МПС СССР. Я честно говоря впервые в жизни увидел не детскую, а промышленную узкоколейку.
В Киеве и поблизости таковых просто нет.
57. Теперь снимки, которые я сделал уже под вечер, когды мы возвращались на станцию.
Идти пришлось как я уже писал - три километра.
58. Часть поселка представлена вот такими домами.
59.
60. Детский садик.
61. И местный клуб.
62.
63. Главная осевая улица, которая идёт через весь поселок называется - Советская. Она связывает станцию Рогавка с центром поселка и сортировочной станцией на местной узкоколейке. Дальше на юг дорога уходит в сторону областного центра. А на север - в сторону Любани, где она превращается в слабопроходимую.
64. Вот настоящий центр местной жизни - супертаркет "Пятёрочка".
Значит жив посёлок и не всё так ужасно.
65. Сохранившаяся коммунистическая символика.
66. Подходим всё ближе к станции.
67. Местный мемориал, который находится около станции Рогавка.