Сразу стало видно, что жд станция города Тихвин не является главными воротами для туристов и паломников, приезжающих как правило со стороны Питера.
2. Старые деревянные пристанционные дома, в которых обычно живут железнодорожники. Таких тысячи по всей России.
3. Тут же конечная многих городских маршруток, представленных вот такими ПАЗиками.
4. И очень красиваый вокзал 1904 года постройки. Именно в этом году было открыто движение по вновь построенной железной дороге Санкт-Петербург - Вологда и далее на Вятку и Пермь. Эта дорога связала столицу империи с Уралом и Сибирью по кратчайшему пути.
Вокзал этот чудом сохранился в войну. Типичный образец российской железнодорожной архитектуры самого начала 20 века.
В Викимапии кстати очень подробно и нтересно описано строительство этой очень важной страны железной дороги.
Именно сюда, на Тихвинский вокзал, прибыл железнодорожный состав, в котором находилась возвращённая из Чикаго святыня православного мира Тихвинская икона Божией Матери.
5. Осенью прошлого года на станции появился вот такой мемориал.
Он буквально разорвал мою душу на части.
Честно говоря во времена СССР такие мемориалы не создавали, всё было достаточно сильно заформализовано и страдало скучной казёнщиной, за небольшим исключением. О вражеских налетах на тыловые районы страны вообще старались не упоминать. Считалось, что советская ПВО их успешно отражала. И только на кладбищах многих городов были братские могилы, по которым можно было определить о разыгравшейся трагедии, в какой-то из дней страшной войны.
Точно также было кстати и на киевской железнодорожной станции Дарница в апреле 1944 года.
6. 14 октября 1941 года под очередной достаточно сильный налёт люффтваффе на станции Тихвин, попал в том числе и эшелон с детьми, буквально только что по "Дороге жизни", вырванными из смертельных лап ленинградской блокады, которая тогда ещё начиналась.
Точное число жертв неизвестно, но их было очень много, в том числе и среди железнодорожников, военных, пожарных. Станция была разрушена, много эшелонов было уничтожено. Наша ПВО оказалась бессильна, если её вообще успели организовать к октябрю 41 года на станции Тихвин.
"Им в прицел было видно, что там не солдаты, не пушки,
только дети бегут от вагонов – десятки детей!..
Но пилоты спокойно и точно бомбили теплушки,
Ухмыляясь злорадной арийской усмешкой своей.
И метались по станции в страхе мальчишки, девчонки,
И зловеще чернели над ними на крыльях кресты,
И мелькали средь пламени платьица и рубашонки,
И кровавились детскою плотью земля и кусты.
Глохли крики и плач в рёве, грохоте, «юнкерсов» гуде,
Кто-то, сам погибая, пытался другого спасти…
Мы трагедию эту во веки не забудем.
И фашистских пилотов-убийц никогда не простим."
А. Молчанов.
7. Изображение выполнено из мозаики. Очень пронзительно показан огненный ад творившийся тогда на станции и силуэты черных Ю-88 в небе, прилетевших с запада сеять смерть на русской земле.
9.
10. Поэт А. Молчанов посвятил стихи этой трагедии.
11.
Почти 2,5 года станция Тихвин находилась в прифронтовой полосе и периодически подвергалась налетам немецкой авиации, как одна из главных тыловых станций через которую шло снабжение Ленинградского фронта. Подобную же участь разделила и узловая станция Волховстрой, расположенная ближе к Ленинграду.
12. Снимок 1942 года. Часовня Тихвинской иконы Божией Матери на вокзале, которая стояла правее вокзала. Ее снесли после войны.
Перейдем на время к мирной тематике.
13. Расписание поездов в здании вокзала. Ежедневных только два и оба дорогие - фирменные. Кстати ездил на обоих в прошлом году.
14. Зал ожидания и буфет.
15. Немноголюдно однако.
16. Расписание пригородных электричек. В сторону Питера и Волховстроя только три пары ежедневных электропоездов. В сторону Бабаево тоже только три ежедневных. В выходные электричек больше. Прямая, без пересадки связь с областным центром, есть только в выходные дни. Возможно летом электричек больше.
Сразу видно, что основная масса населения стала пользоваться автобусным транспортом.
17. Мемориальная табличка у входа в вокзал со стороны путей.
18. Вид на вокзал со стороны путей.
19. Кстати практически такое же здание было построено в Бабаево и Череповце.
20. Так выглядел вокзал в самом начале 20 века, сразу после постройки железной дороги на Вологду.
Пишет человек, живший в начале 20 века:
"Теперь одним из любимых развлечений тихвинцев стали прогулки на вокзал. Для горожан было в диковинку смотреть на маневровые поезда, так называемые «кукушки», оглашавшие ближайшие окрестности коротким пронзительным свистом, и на то, как разворачивали на поворотном круге паровоз. Мальчишек было отсюда не отогнать! А сколько новых специальностей появилось в городе: машинист, помощник машиниста, кочегар, стрелочник, кондуктор… Отныне с железной дорогой, с вокзалом были связаны все события, происходившие в городе."
21. Вид в сторону Петербурга и пост ЭЦ.
22. Вид в сторону Бабаево и Вологды. На станции стоит много вагонов лесовозов.
Движение тут интенсивное, особенно грузовое. Пока мы были на станции, а это примерно минут 25, прошло три грузовых состава. Но сфоткать я сумел только один.
23. Еще одно станционное здание. Тут располается полиция и что-то ещё. Есть еще одно такое же, правее вокзала.
24. Вот этот ТЭМ2 постоянно осуществлял манёвры с вагонами лесовозами. Когда он стоял с составом на первом пути, я увидел приближающийся со стороны Бабаево тяжелый грузовой состав.
25. Его тянул сверхмощный новый 3-х секционный 3ЭС4К.
Дорога на Вологду стала 2-х путной только 1987 году. Электрификация на линию Волховстрой - Бабаево - Вологда пришла сравнительно недавно, в 90-е годы.
26. Очень колоритный магазин "Пятерочка", который мы обнаружили неподалёку от вокзала. На втором этаже - хостел.
27. Улица ведущая из центра к вокзалу.
28. По дороге назад, остановились на трассе "Кола", между Волховом и Петербургом, в том месте где находится деревушка Дусьево. Там некогда проходила "Дорога жизни" от побережья Ладоги. Самой дороги СПб - Мурманск в те годы конечно не было.
29. В 70-е годы тут был построен небольшой мемориал.
30.
31. Белый памятник полуторке выполненный кажется из бетона.
32. Решили свернуть по местной дороге к станции Войбокало, до которой от трассы примерно 7 километров.
Вот эта местная дорога и есть бывшая "Дорога жизни".
33. Станция Войбокало, на участке Волховстрой - Санкт-Петербург.
34. Вокзал - никакой. Просто коробка.
35. Вид в сторону Петербурга.
36. Станция знаменательна тем, что здесь в 1941-44 было начало (а для жителей города конец) "Дороги жизни".
Мемориал поставленный около железнодорожных путей.
37.
38. А это противоположный конец "Дороги жизни" на Финляндском вокзале Петербурга.
Пишет очевидец тех событий:
"Войбокало бомбили беспощадно. «Было невыносимо больно смотреть, когда люди пройдя весь маршрут, переправившись через Ладогу и когда казалось весь ужас позади – погибали. Также ужасно, когда спасительный груз с провизией прошедший через всю страну в блокадный Ленинград уничтожался на последнем этапе», — вспоминает блокадник.
В декабре 1941 года было принято решение о строительстве железной дороги Войбокало-Лаврово-Кобона-Коса."
39. Маршрут Дороги жизни, который предстояло проделать людям, чтобы вырваться из блокады.
1. Финляндский вокзал Ленинграда
2. Станция Ладожское Озеро
3. Ладога (по льду или по воде)
4. Кобона (либо любая другая прибрежная деревня)
5. 20 километров сквозь лесные дороги (где пересечение с трассой "Кола" и стоит белый памятник полуторке)
6. Станция Войбокало (или соседняя – Жихарево)
7. Волховстрой
8. Тихвин
9. Большая земля
Каждый из этих этапов мог быть последним. Составы бесконечно бомбили, машины падали под лед, баржи также терпели крушение и шли на дно.
Из воспоминаний Кости Коршунова, которому тогда было 7 лет: «Три баржи шли по цепочке. Первую расстреляли немцы, не разбомбили из самолетов, а расстреляли из пулеметов, очередями. На третьей плыл я, вместе со своим детским домом. По бокам нашей баржи шли темно-красные потоки крови – кровь детей с первого парома. Я был готов к тому, что следующая – наша очередь, но к счастью мы остались живы».
Cсылка:http://lookpress.ru/doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada-vojbokalo/
40. Вот такие небольшие мемориалы разбросаны по деревням и станциям всего этого страшного и в то же самое время единственного спасительного пути.
И только за Тихвином, ближе к Вологде уже было относительно безопасно. Немцы туда летали гораздо реже.
41. Деревня или поселок Войбокало. Обычный, ничем не примечательный. В годы войны тут было тесно от людей и эшелонов, складов, бараков и грузовиков.
Установка межкомнатных дверей. Работаю в городе и области.
Изготовление встроенных шкафов в нишах, санузлах, балконах. Антресоли. Внутренняя отделка балконов и лоджий.
Фото работ: https://fotki.yandex.ru/users/yarosh-andrej2012/album/281048/
Кто желает связаться:
Пишите в личку, пишите сюда anti-orange@mail.ru
Вконтакте: https://vk.com/id213413316
Фейсбук: https://www.facebook.com/profile.php?id=100003515006994&ref=tn_tnmn