Погода в понедельник была солнечная, хоть и холодная. Практически зимняя.
1. Проспект Стачек в районе метро "Автово". Тут с одной стороны стоят послевоенные монументальные сталинки, а с другой те, что успели построить аккурат к лету 1941 года.
Проспект Стачек эта главная осевая магистраль всего Кировского района, бывшая старая дорога на Петергоф. Идет проспект от Нарвских ворот до пересечения с проспектом маршала Жукова, что уже на спальном Юго-Западе. Это один из самых длинных в городе проспектов, свое название носит с 1940 года.
2. Вот с этой стороны стоят довоенные дома. Несмотря на близость линии фронта, все эти дома к счастью уцелели.
Понятное дело, что заселиться в них никто не успел и какие-то повреждения они скорее всего имели.
3. Южная часть сквера Комсомольской площади. Видна улица Зенитчиков, на которой тоже стоят сталинки довоенной постройки.
Видна вентиляционная шахта метрополитена, который строили тут в первой половине 50-х. Метро здесь проходит на небольшой глубине.
Это перегон "Автово" - "Кировский завод", который сдали в 1955 году, в числе первой очереди Ленинградского метро.
4. Сквер Комсомольской площади, посередине которого стоит памятник "Героическому Комсомолу". 1968 год.
Надо сказать, что вся планировка и прокладка улиц района Автово, была осуществлена перед самой войной. Была также построена часть домов, а большая и круглая Комсомольская площадь должна была стать центральной в этом районе.
По части планировки района она и выглядит как центральная, но фактически ею не является. Тут не очень многолюдно.
Фактический центр района Автово, это то место, где находится станция метро. Там сосредоточена вся торговля, всегда многолюдно, тысячи людей каждый час пересаживаются с метро на трамвай, который ходит по Кронштадской в сторону всего Питерского Юго-Запада.
5. Холодно! Тут вам не юг России.
6. Памятник комсомольцам поближе.
7. Улица Краснопутиловская. Довольно интересная улица.
Ее очень хорошо видно на всех картах, как строго геометрическое продолжение Московского шоссе, которое отходит от площади Победы в Московском районе.
Вероятно Краснопутиловская должна была стать связующей улицей, (так задумывали довоенные проектировщики) между Кировским районом Ленинграда и шоссе на Москву.
Но увы таковой не стала, из-за 2-х жд перездов через электрифицированную железную дорогу в порт, которые очень часто бывают закрыты. Из-за этого пустить элетротранспорт по улице возможности нет, здесь ходят всего пару маршруток и то редко. А ведь это самая короткая дорога из Кировского в Московский район.
Надо строить путепровод над портовыми жд ветками в районе южной горловины жд станции Нарвская.
А пока основной поток траспорта идет через перегруженный Ленинский проспект.
8. Круглая Комсомольская площадь. Застроена после войны полукруглыми сталинскими домами, которые вечером красиво подсвечиваются.
В этом месте проспект Стачек делает изгиб в южную сторону.
Кстати за этим полукруглым монументальным домом скрывается огромная промзона, образованная Кировским заводом, Северной верфью и ТЭЦ. Но создается обманчивое ощущение, что за ним прячется целый жилой район.
9. Тут всегда немноголюдно, хотя считается, что площадь центральная для Автово.
10. Вот за этой улицей начинаются северные кварталы Автово. Это улица Новостроек, которые тут были лет 60 назад.
Сюда много десятилетий назад, с проспекта Стачек был переведен трамвай. Вернее он его тут пересекает, а дальше рельсы идут по параллельным улицам - Говорова и Кронштадской. В глубине видна Автовская ТЭЦ, которая стоит у Балтийской железной дороги, в районе платформы "Броневая".
11. Памятник местному видному большевику. "Ивану Ивановичу Газа - слесарю Путиловского завода, активному участнику Февральской Буржуазно-Демократической Революции, организатору Красной Гвардии на Путиловском заводе, участнику разгрома корниловщины."
Человек сделал хорошую карьеру, от простого рабочего до секретаря Ленинградского горкома ВКПб. Правда прожил немного, всего 39 лет.
12. Дворец культуры и техники им. И.И. Газа. 1935 год. Чистый конструктивизм.
13. Проспект Стачек в районе Кировского (Путиловского завода). Известное место, даже для многих тех, кто ни разу не был в этом городе.
Доминантой тут является огромный заводской цех послевоенной постройки, сверху которого установлена хорошо узнаваемая всеми надпись-логотип "Кировский завод".
Несколько старых кирпичных труб не сходят с фотографий этого места уже как минимум лет 100.
14. Насколько я понял, это проходная, около которой стоит характерное здание, построенное тоже в стиле конструктивизм.
Не знаю, как там сейчас с работой на Кировском? Успешно или не очень, выжил ли завод в целом после погрома 90-х?
Что выпускает?
Вики пишет, что в 2010 году на огромной площадке, которая имеет выход к порту, разветвленную сеть железных дорог, работало всего 6000 человек. Как-то не очень....
15. Наземный павильон станции метро "Кировский завод". Очень внушительное здание с колоннами, вечером красиво подсвечивается.
Как вам решение по деревьям? Оригинально смотрится.
16. Вот на этой карте хорошо видно "устройство" Кировского района. Наш район это по сути цепочка жилых кварталов, идущих с севера на юг, которые со всех сторон окружены большими промзонами или жд развязками. На две части район делит портовая железная дорога (Путиловская ветвь), проходящая над проспектом Стачек у Кировского завода.
17. Бывший выставочный комплекс "Кировского завода". Новодел 2000 года постройки.
18. Вид на огромный корпус завода поближе. Стоит красивый кирпичный забор послевоенной постройки. Похожих на него много в Санкт-Петербурге.
19. А вот и кое-что неожиданное.
20. Перед вами начало рождения 6-й, "Красносельско - Калининской" линии метро. Только когда ее построят?
21.
22. У Кировского рынка. Внутрь правда не заходил.
Белорусские товары как обычно всегда на виду. Что будет делать со всем этим Белоруссия, если испортит отношения с Россией?
А ведь там уже много желающих пойти по пути Украины.
23.
24. Бывший особняк Богомолова, который я вижу в таком виде с 2014 года. 1872 год.
25. Вот это место, которое делит Кировский район, на Автово и Нарвскую заставу. Пересечение проспекта железной дорогой. В 2008 году в этом же месте проложили эстакаду ЗСД, которая сильно изменила вид этой местности.
Мост над железной дорогой старый - довоенный.
Это очень приметное место и есть много его исторических фото.
26. 1934 год. Открытие этого моста.
27. 1959 год. Трамвай все ещё ходит по Стачек и его не перевели на Говорова.
Примерно так это место выглядело до 2008 года.
28.
29. Вид на эстакаду со стороны жд путей Путиловской ветки, в восточную сторону. Движение тут средней интенсивности, пореже чем в Автово.
Электрификация участка произведена, судя по опорам КС - относительно недавно.
30. Ну вот и всеми узнаваемый логотип Кировского завода, который известен прежде всего по тракторам "Кировец". И танкам КВ, которые делали тут до войны и частично во время ее.
31. Это же место в 1941 году. Советская пехота, которая больше похожа на Народное ополчение Кировского завода, движется прямо по жд насыпи и по этому же самому мосту. На заднем плане виден старый цех завода, который не сохранился, в отличие от 3-х труб которые стоят и поныне.
32. Вид на проспект Стачек в северную сторону. Перед вами район Нарвская застава, который начинается с этого места. В глубине видна большая площадь Кирова.
В ближнем доме с башенкой меня как раз ждут в гости.
33. Наливной состав на территории завода.
34. А вот это была неожиданность! Грузовой состав под магистральным 2ТЭ116.
Вот так специально - довольно трудно здесь его дождаться.
35. Пошел в сторону станции Предпортовая, а там либо на Витебский, либо на Варшавский ход.
36. Дом на четной стороне проспекта Стачек, который стоит напротив жд моста и бывшей усадьбы "Кирьяново".
37. Усадьба Е.Р. Воронцовой-Дашковой "Кирьяново", ныне ЗАГС Кировского района.
Это загородный дом близкой подруги Екатерины II – Екатерины Романовны Дашковой. 1784 год.
В народе здание называют - "подкова", из-за его характерной формы.
38. Северное крыло здания.
39.
40. Фото этого места, сделанное в сентябре 1941 года. Где-то читал, что как раз вот это пересечение и было началом зоны боевых действий, откуда было выселено все население, а вход осуществлялся только по пропускам.
Линия ЛЭП стоит и сейчас, только столбы более современные.
41. Отстроенный после войны довоенный жилой дом. В блокаду он выдержал несколько прямых попаданий.
42. До войны он выглядел так.
43. А этот дом стоит немного южнее. Вот он полностью сохранил свой довоенный облик.
44. Сентябрь 1941 года. Беженцы из зоны боевых действий идут по проспекту Стачек. Дом через дорогу сохранился, в нем сейчас магазин "7Семья"
Вдали видны те самые три трубы Кировского завода.
Всех этих людей впереди ждет блокада, а многих гибель. Но в сентябре об этом никто еще не знает.
Ленинград со своими тремя миллионами человек уже находится в страшной ловушке, но открыто об этом, в сентябре 1941 года населению ещё не объявляли.
Люди зачастую черпают информацию из слухов. Но то, что с Московского вокзала, еще с 20-х чисел августа не ходят никакие поезда, об этом уже знают все.
45. Двор дома по адресу пр. Стачек 41. Почему-то всех жителей возмущает факт постройки бассейна, около двора.
46. А на благоустройство двора, которое произвели в 2014-15 годах, никто не обращает внимание.
Раньше тут был любимый всеми местными алкашами двор с густыми кустами.
47.
48. Вид с балкона последнего этажа на двор и на один из корпусов хлебозавода "Заря".
Здание построено ориентировочно в 1914 году. Первоначально там была макаронная фабрика.
49.
50. Видны три характерные трубы ТЭЦ на Васильевском острове, в районе Балтийского завода.
Они видны со многих точек, даже с Дворцового моста.
51. Эта сталинка, где я был, 1952 года постройки. Лифта тут нет.