flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Места моей службы в СА. 1987 - 89.

Всех с Днем нашей армии! Советской - Российской.

Благодаря Google earth и неизвестным фотографам, скорее всего из числа российских военных у меня появилась возможность рассмотреть снимки мест, где я в 1987-89 годах проходил срочную службу и даже немного поностальгировать хотя служба в СА медом тогда совсем не казалась. Так уж устроен человек, что все плохое тем более в молодые годы забывается.


В 80-е годы отдельных войск под таким названием еще не было и они носили форму обычных ВВС с голубыми погонами. И вообще еще были Вооруженные силы СССР, а не России.
Мы стройбатовцы называли их - "летуны."
Относились мы к Краснознаменному Северо-Кавказскому военному округу штаб которого находится и ныне в Ростове на Дону (теперь это Южный ВО). Связь этих несколько удалённых мест с цивилизацией осуществляется через жд станцию Невиномысская, которая отсюда в 150 км. Еще есть дорога на Кисловодск через Карачаевск.
Карачаево-Черкессия во времена СССР была всего лишь автономной областью в составе Ставропольского края. Парад суверенитетов начала 90-х сделал ее отдельным регионом РФ.

1. Большой Кавказский хребет в районе станиц Зеленчукская и Сторожевая. Фото по всей видимости сделано из военного городка где живут офицеры с семьями.
Забыл уже под каким номером этот городок тогда числился, кажется "шестерка". Тогда в конце 80-х, все объекты Зеленчукского гарнизона, а он был разбросан, назывались условными номерами. Только основной объект, сама РЛС космического слежения "Крона" называлась просто "Чапалы" по имени горы и урочища где она расположена.
Вот как о нём сейчас говорят военные, которые служат там ныне:
"Строительство и ввод в эксплуатацию всех объектов комплекса "Крона" растянулись на долгие годы. Несущие на комплексе службу офицеры войск Воздушно-космической обороны говорят, что военные строители совершили подвиг, когда в горах было протянуто 350 км линий электропередач, уложено 40 тыс. бетонных плит, проложено 60 км водопроводных труб. Хотя основные работы были закончены в 1984 году, из-за финансовых трудностей система была сдана в опытную эксплуатацию только в ноябре 1999 года. Наладка оборудования продолжалась еще несколько лет, и только в 2005 году "Крона" была поставлена на боевое дежурство. Но испытания и модернизация жемчужины комплекса - лазерного оптического локатора - продолжаются до сих пор."
http://www.3world-war.su/texnologii/872-voennyj-kompleks-krona-na-gore-chapal.html


2. Вон там на горе Чапал немного видны сооружения РЛС "Крона", которые мы тогда строили. Видна ЛЭП проложенная наверх через горы. Кому интересны технические подробности этой РЛС смотрите по ссылке выше.


3. Сам объект "Чапалы" - РЛС космического наблюдения "Крона". Снимок сделан с гражданской астрофизической обсерватории "Зеленчукская",  расположенной на соседних горах.
Сейчас объект входит в структуру Космических войск России. Когда то там, ниже того сооружения с куполом, еще были и стройбатовские казармы в которых жила наша рота, а также остальные шесть. Их давно снесли.
У нас была привилегированная рота, так называемые - "механизаторы", укомплектованная в основном славянами. За нами была закреплена строительная техника, краны, бульдозеры, экскаваторы. Я числился автоэлектриком. Но электропроводка есть конечно в любой технике, поэтому чаще приходилось иметь дело с бульдозерами и кранами.
Я постоянно перемещался по всем объектам гарнизона, чаще на попутных огромных КАМАЗах водовозах. Был часто внизу в Зеленчукской, в Сторожевой, но больше всего времени провел именно на Чапалах, на высоте более 2-х тысяч метров над уровнем моря.


4. Снимок через один ниже, сделан сверху с самих Чапалов. Именно такую картину мне приходилось видеть чаще всего.
Иногда в ясную погоду когда не было облаков, хорошо была видна местность внизу - станицы Сторожевая и Зеленчукская. А еще немного правее был виден огромный и величественный Эльбрус, самая высокая гора Кавказа, расположенный от нас в 60 км. Летом при восходе солнца никогда не тающие снега на его вершине отдавали каким то особенным блеском.
Никогда не забуду эту величественную картину.


Так Эльбрус смотрится снизу, с автодороги на Карачаевск, при хорошем приближении.

5. Подстанция на высоте более 2000 метров. Я помню как ее только строили.


6. ЛЭП, уходящая вниз, к станице Сторожевая.


7. Вид вниз в сторону станиц Зеленчукской и Сторожевой в ясную погоду.


8. А таким вы видели очень часто силуэт самой высокой Кавказа - Эльбруса, разумеется в хорошую погоду.  Её основание было практически на одной высоте с нами.


9. Бетонная дорога, уложенная из бетонных аэродромных плит за многие годы никак не изменилась.


Иногда облачность накрывала саму гору Чапал, на которой мы находились. Тогда ничего не было видно и была ужасная влажность.
Зима на Чапалах заканчивалась только в мае, когда внизу уже цвели деревья. Запомнилось то, что  долго не заживали ссадины и царапины, а также постоянно хотелось есть.
Кормили плохо, хотя мы жили в условиях нехватки кислорода. Выручали небольшие денежные переводы из дома. За 1 рубль можно было пообедать в столовой для гражданских специалистов.
Но самым большим праздником была бандероль из Киева. Чаще всего присылали сало, или свиные консервы, потому что все это долго может храниться и это не ели выходцы из Средней Азии, которых было большинство.
Мы взяв в столовой несколько буханок хлеба забирались в кабину башенного крана и устраивали пир. Когда посылка приходила к кому-нибудь другому, то он тоже вечером созывал всех своих.
Никогда в жизни не получал такого удовольствия от еды, хотя пища была примитивная и самая простая. Только в армии я немного испытал, что такое некоторое недоедание. Это когда целыми днями думаешь только о еде.
Много продуктов разворовывалось. Помню как однажды вместо положенного сливочного масла дали по куску комбижира, конечно его никто есть не стал, а дежурный офицер сделал вид, что ничего не заметил.
Когда вокруг большинство солдат это выходцы из Средней Азии, то за земляков сходили все славяне. Мы друг друга тогда не делили на русских, украинцев и белорусов. Все три категории считались абсолютно своими. Сейчас даже не верится в такое.
Недоеденное из домашних посылок прятали в строительной технике, потому что нести это в казарму было совершенно невозможно.

10. Вид с горы Чапал, на бетонную дорогу, уходящую вниз.

Как ее положили в 80-х так она и не изменилась с тех пор.

11. Гора Чилик, название которой я узнал только в наши дни. Именно так она смотрелась с кабин башенных кранов.
Где то там за хребтами находится Абхазия и Сухум (тогда Сухуми). Кстати по прямой совсем недалеко, но хребет практически непроходимый. По крайней мере в 1942 году германские горные стрелки так не сумели его полностью преодолеть. В то время недалеко от Чапалов находился обелиск нашим воинам, державшим оборону в этих горах на Клухорском перевале, который расположен недалеко от этих мест.


12. Фото этого обелиска 2011 года. Я надеюсь его привели в порядок.
Надо сказать, что эта республика Северного Кавказа не является абсолютно спокойной в наши дни.
В те времена у нас не было даже ограждения и мы спокойно лазили по окрестным хребтам и ущельям.


13. А это уже внизу, так называемый "миллионник", искусственно выкопанное озеро. Этот котлован рыли как раз при мне.
Тут же рядом находился объект "восьмерка". Это было несколько стройбатовских казарм барачного типа и убогая столовая с угольной котельной. Везде была грязь по колено, сырость, много поломанной строительной техники и какая то речушка протекающая в низине.


14. А это бывшая "восьмерка" сейчас. Ныне тут расквартирована горная бригада армии России, укомплектованная контрактниками.
Я был немного шокирован этим снимком, вспоминая ту неустроенность в которой жили мы тогда. В интернете были еще снимки внутренних помещений этой казармы.


15. Периметр ныне охраняется. Обратите внимание на закрытую вышку часового с бойницами. Во времена СССР все вышки были только открытыми. Сейчас на Северном Кавказе не так спокойно, как было при Союзе.
Тогда же я один спокойно исходил все окрестности. Ограды в частях вообще не было или она была вся дырявая.


16. Дорога в Зеленчукскую. Такой хребет из старых горных пород проходит внизу за Зеленчукской и доминирует над этой станицей, которая является местным райцентром.


17.


18. Кошара для овец. Я часто заходил в такие.

В то время там жили карачаевцы и много русских, которые называли себя казаками. Я с ними часто сталкивался. Они разговаривали используя всегда много малороссийских слов.

19. Станица Сторожевая. Очень часто проходил через нее пешком. Практически ничего не изменилось за годы.


20. А тут я не был. Это по видимому Архыз расположенный в долине неподалеку от Чапалов.


21.


22. Похоже на дорогу из Зеленчукской в Карачаевск. Пару раз по ней ездил на КАМАЗе.



Сейчас по прошествии многих лет очень приятно осознавать, что в том числе и мой труд не пошел прахом, как очень многое из того, что создавалось в СССР и входило в состав его вооруженных сил. Не взорвано как РЛС в Латвии и не банально разграблено как почти все оставшееся на самостийной Украине.
Этот объект ныне работает, обеспечивая воздушно космическую оборону на южных рубежах Российской федерации.

23. Лето 1988 года. Станица Сторожевая.

Tags: Вооруженные силы России, Юг России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →