flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Златоуст - город в Уральских горах.


Я думаю всем знакомо выражение - "златоустовская сталь". Так вот, в эту поездку я наконец побывал именно в этом городе.
Так выглядит герб этого уральского города, названного в честь православного святого из Византии Иоанна Златоуста, в 1754 году, при его основании.

1. Такие виды открываются из окна поезда или электрички, когда подъезжаешь к Златоусту по железной дороге, со стороны Миасса и Челябинска. Железная дорога спускается с главного Уральского хребта прямо к городу, который в отличие от Миасса, расположен уже в Европе.
Немного виден Златоустовский пруд и бесконечные крыши частных секторов. Не лето конечно на дворе, но что-то видно.


2. Железная дорога делает очень большую большую петлю, перед тем как начнется собственно горловина станции Златоуст.


3. Вот на этой карте хорошо видно, как железная дорога спускается с гор к станции Златоуст. Впрочем она и дальше изрядно петляет, преодолевая самый центр Уральского хребта в этих местах.
Город в буквальном смысле стоит на горах, это хорошо видно. Обратите внимание на отметки высот.
Ещё по административной территории Златоуста проходят два крупных горных хребта  Большой Таганай и Уреньга высотой 800 - 1000 метров. Наивысшая точка - Вторая сопка 1198 метров над уровнем моря. Настоящее сердце горного Урала!

Это очень необычный город. Хотя бы тем, что расположен он на высоте 400-600 метров над уровнем моря, в самом центре Уральского гор.
Город считается в регионе проблемным. Очень много старого и ветхого жилья, построенного в 19 веке и притом в горной местности. Обанкротившийся главный городской завод в придачу.
Вот характерная цитата:
"Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р "Об утверждении перечня моногородов» Златоустовский городской округ включён в категорию "Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения".

4. Станция Златоуст находится на окраине, немного в стороне от центра. Но к ней идет трамвайная линия.


5. Вокзал советской постройки.
Я уже писал о станции и вокзале этого города.


5. К вокзалу из центра города ведет улица Аносова.


6. Вот что меня сразу же поразило в горном Златоусте, так это наличие трамвайной системы. Тут целые миллионники без трамваев живут, а здесь город с населением меньшим чем 200 тысяч, да еще и со сложнейшим рельефом, имеет собственный трамвай!
Вот эта трамвайная линия идет от вокзала в центр города. В этом месте она пересекает по мосту железную дорогу по путепроводу, который немного виден на этом снимке.
Левее виден тот самый горный хребет, с которого в Златоуст спускается магистральная железная дорога Челябинск - Уфа.


7. Прямо у трамвайных путей стоит церквушка. Это храм Святого Праведного Симеона Верхотурского. 1902 год.


8. Дальше мы ехали по улице Аносова к центру города, которая идет через район под названием Ветлуга. Он весь застроен частным сектором и лежит у подножия горы под названием Косотур. А также частично расположен на самой горе.
Я попросил остановить машину и прошелся метров 500 вдоль этого частного сектора.


9. Тут полностью сохранилась очень старая, во многих местах ветхая или даже заброшенная застройка частными домами.
Окна люди меняют на металлопластик, возможно внутри кое-где делают ремонты, но внешне большинство домов выглядят, мягко говоря - не очень. Зато дыхание истории Златоуста тут ощущаешь в полной мере.


10. Улица Аносова. Кстати трамвайная линия идет рядом, только чуть ниже, у берега пруда.


11. Вот такие старые дома, перед которыми даже нет асфальта.


12. Этот выглядит более-менее.


13. Уже видна гора с телевышкой, которая стоит над центром города.


14. Жители как могут стараются сохранить старые резные наличники и декоративную отделку окон, которая стоит с времен Российской империи.
Кстати вот эти бревна еще могут много десятитилетий простоять. Во многих случаях эта лиственница, практически вечное дерево.
Вот тут на фото, как раз характерный для этой части Урала дом, где нижняя часть кирпичная, которой возможно лет 150. А вот крыша и пристройка уже выполнена из современных материалов.


15. Иногда в разрывах просматривается городской пруд и видна гора Бутыловка на той стороне, где расположена основная часть города.


16. Гора Косотур и частные дома на ее склоне. Совершенно непонятно - как туда заезжает транспорт.
Тут в Златоусте, чтобы изучить все горы, долины, тропинки и дороги между ними, а также чтобы полностью понять структуру города, надо наверное неделю провести.


17. Вот ещё один домик с каменным низом. Этот бедный, правда одно пластиковое окно уже вставили.


18. Вот тут немного видна трамвайная линия, проходящая у берега пруда.


19.


20. А этот дом еще лет 50 точно простоит.


21. Табличка в честь Аносова, одного из основателей Златоустовского оружейного завода. Улица ведь его имя носит.
Еще он был организатором горнозаводской промышленности, исследователем природы Южного Урала и даже Томский губернатором (город, откуда идет моя материнская линия).


22. Наверное из-за вот этих старых домов на горе (а я думаю в этих местах такого полно) город считается проблемным по состоянию социальной инфраструктуры.


23. Подловил трамвай, который пошел в сторону вокзала. Фоном оказалась большая газовая труба.


24. Тут вообще практически трущобы и остатки кирпичной кладки 19 века.


25. Вот так гора Косотур, которая стоит прямо посреди города,  выглядит со стороны.


26. Памятник Аносову, установлен на главной площади исторического центра Златоуста в 1954 году.
За памятником виден бывший (бывший ли?) цех холодного оружия производственного объединения «Булат».


27. Центральная площадь города, которая находится в долине реки Ай.. Справа идет склон горы Бутыловка с жилой застройкой.
Площадь носит имя - III Интернационала. Странное название, могли бы и историческое вернуть.


28. Вот немного в другом ракурсе. Видна телевышка.


29. Очень грустная история у того самого оружейного завода, который прославил этот уральский город на весь мир.
Вот что с заводом "Булат" сделал так назваемый "рынок", который как мы все знаем, очень хорошо "все расставляет по своим местам". Далее цитирую.
Ныне это - "Обанкротившееся предприятие.
В советский период времени входило в состав Златоустовского машиностроительного завода им. В. И. Ленина (ЗМЗ).
На данной промплощадке производилось холодное оружие, огнестрельное оружие (пулемёты различных систем и назначения), холодильники «Полюс», оборудование для геологоразведочных (буровых) работ.
В 1998 году в ходе приватизации из состава ЗМЗ им. В. И. Ленина АО ПО «Булат» выделилось в самостоятельное предприятие. Его судьба по различным причинам сложилась неудачно и производственное объединение прекратило свою деятельность.
Отдельные подразделения завода, производящие холодное оружие, гравюры на стали, образовали обособленные производства."
Значит кое-что живо, но большого количества рабочих мест разумеется не дает.

Как-то вспомнился Кизлярский завод холодного оружия, что на Северном Кавказе. Тот вроде неплохо себя чувствует. Был к тех краях в 2010 году.

30. Еще один корпус бывшего оружейного завода.
Кстати завод был основан аж в 1815 году как оружейный. Именно он и прославил город. В 1857 году тут появилась также и сталелитейная фабрика, которая изготавливала пушки. А ещё в 19 веке, Златоуст прославился как центр художественной гравюры на металле и прежде всего в процессе изготовления холодного оружия.
А вот  маршрутки тут поновее чем в Миассе. Сразу обратил внимание.


31. Памятник истории. Чугунная ограда 19 века.


32. Вот такие пушки тут изготавливали в 19 веке. Это здание бывшего Арсенала.


33. Снимок 1910 года. Автор известный путешественник и фотограф Прокудин Горский.
Знатный златоустовский оружейник в кафтане. Эти кафтаны мне по Ижевску уже знакомы.


34. В старую застройку вклинился вестник того самого рынка - современный ТЦ. Нужели это лучшее для него место в городе?


35. Еще одно из зданий бывшего Арсенала завода "Булат".


36. А вот и старинная плотина, с которой начинался город. И пруд и железоделательный завод, как повсеместно на Урале.
Все это было заложено в 1754 году.
Русские пришли в эти места веком раньше. Вначале пытались искать золото, в итоге нашли много руды и начали строить заводы.


37. О трамвае. В городе работает целых три маршрута. Имеется 67 вагонов. Это совсем немало для небольшого города.
Интересная деталь:
"Златоустовские трамваи являются самыми высокогорными в мире (уклон линии местами достигает 50 %)".
Безусловный позитив, особенно если сравнить с Новочеркасским умирающим трамваем.


38. Вот все три маршрута и сходятся именно на этой площади. Используются трамваи различных марок Усть-Катавского вагоностроительного завода.
Справа стоит здание Златоустовского индустриального колледжа им. П.П. Аносова


39. Краеведческий музей. Что было в этом здании 100 лет назад?


40. Вид из городского сада на здания Арсенала.


41. В городском саду.


42. Крылатый конь - символ Златоуста.


43. Вид с горы на Златоустовский пруд, образованный в 18 веке на реке Ай.
Это уже бассейн Волги, которая впадает в Каспий. Река Ай впадает в Уфу, а та в Белую, которая в свою очередь в Каму.
А вот за хребтом, в соседнем Миассе уже бассейн реки Иртыш, которая впадает в Обь. И текут эти реки в противоположную сторону, к Северному Ледовитому океану.


44. И опять о железной дороге. Мемориальные доски на одном из домов в центре Златоуста.
Наверное нет такой другой страны в мире, для которой железная дорога так важна как, как для огромной сухопутной державы - России.
Впрочем нет конечно и это правда.
Мы же не "морские" англосаксы и европейцы в конце концов, мы находимся в центре мировой суши.


45.


46. Дворец культуры "Булат" на улице Ленина.

Город я увидел не полностью и по быстренькому. Ольга и Саша торопили, надо было ехать в горы, где меня ещё ждало много интересного.




Tags: Урал
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

Recent Posts from This Journal