?

Log in

No account? Create an account

flackelf


Россия,Украина,Беларусь,только вместе мы Святая Русь!


Previous Entry Share Next Entry
Дивногорье. Часть 2.
flackelf
1. Остановка электрички "142 км". Именно тут и расположен вход в природный заповедник "Дивногорье". Монастырь на одну остановку раньше, километрах в трех отсюда.
На вершину плато ведет металлическая лестница. Вход пока бесплатный. Платная только экскурсия в составе группы - 250 рублей с человека.
В данном случае это 142 километра от станции Валуйки, которая расположена у границы с Харьковской областью Украины.


2. Но прежде чем подниматься наверх, мы немного осмотрели то, что расположено внизу, у местного хутора.


3. Дивногорское подворье.
Этнографическая экспозиция - "Дивногорское подворье".
"В 2008 году для знакомства посетителей музея-заповедника с этнографическими музейными фондами было воссоздано «Подворье украинских переселенцев» — стилизованная усадьба характерная для русско-украинского пограничья. Из подлинных предметов можно увидеть прялки, рушники, красный уголок с иконами и домотканые половики."


4.


5. Дальше уже начинался собственно хутор Дивногорье, жители которого как могут зарабатывают на туристах.


6. Тут тоже стояли небольшие меловые столбы - Дивы.


7. Наконец пошли наверх по металлической лестнице.
Прошел ЧМЭ3 с несколькими вагонами, гружеными меловой породой. Ожидал, что сейчас пойдут тяжелые грузовые составы под ВЛ80С, но их все не было и не было. Примерно часа два. Я уже расстроился и подумал, что движение тут слабое и ждать нечего.
А какие снимки поездов могли бы выйти с высоты!


8. Показался Дон.


9. Пещерная церковь Сицилийской иконы Божией Матери. Ранеее принадлежала Дивногорскому монастырю, а сейчас относится к музею-заповеднику.
Зайти внутрь можно только в составе группы с экскурсоводом.


10. "По преданию, пещерная церковь в Больших Дивах была вырыта основателями Дивногорского монастыря, которые принесли сюда икону «Сицилийская Божия Матерь». Икона стала очень популярна в 1831 году, когда в окрестных селениях вспыхнула эпидемия холеры. Только в 1856 году по указу Воронежской духовной консистории, здешние пещеры были переданы Дивногорскому монастырю. Уже позднее, в 1862 г., здесь на месте Владимирской церкви был устроен и освящен храм иконы «Сицилийской Божией Матери» Повторно его освящали в 1903 г. К концу 19 века вход в пещерный храм был торжественно оформлен – с крестом над высоким меловым столпом и киотом в барочном обрамлении, уцелевшем до наших дней."


11.


12. Тут находится целое нагромождение меловых Див, которые стоят так сотни лет.


13. Можно встретить очень старые надписи.
Вот например некий человек написал в 1965 году, за год моего рождения. Его уже наверное и в живых нет.


14. Но более всего меня потрясла надпись от 1 октября 1941 года. В 1941 году немцы сюда не дошли, дошли только летом следующего года и прямо по Дону в этих местах установилась линия фронта. Фронт тут полгода держали то-ли венгры, то-ли итальянцы, но не немцы.
Зимой 1943 года, эти армии союзниц Германии, были наголову разбиты Красной армией на Среднем Дону.


15. Река Тихая Сосна.


16. Луг, река Дон и железная дорога Лиски - Валуйки.


17.


18.


19. Поднимаемся еще выше, на высоту 180 метров.


20. По зеленому лугу змейкой извивается река Тихая Сосна, текущая со стороны города Острогожск


21. Отличнейший вид окрывается на много километров вперед. Сколько видно - бесконечные луга, перелески, пойменные озера и меловые горы Донской гряды.


22. Железная дорога делает красивый поворот около хутора под названием Дивногорье. Население хутора - чуть более 300 человек.
А движенья по железке всё нет. Я окончательно расстроился, несмотря на потрясающие виды.
Мне сказали - "ради чего ты сюда приехал, ради этих видов и меловых гор, или ради железной дороги?" Хороший вопрос, на который было трудно ответить однозначно.


23. Так называемая  - "Царёва Лука".
"Живописный изгиб реки Дон, являющийся памятником природы. По преданию отсюда Пётр I дал пушечный залп в честь понравившегося ему места (Дивногорья)"


24. На фарватере Дона на лодках стоят рыбаки. Наверное действительно красивый вид с реки открывается на это меловое плато.


25. Хорошо тут. А воздух то какой!


26. Тропинка на самом краю обрыва.


27. Вид на север, в сторону Воронежа, до которого примерно 90 километров.


28. Более приближенный вид на русло Дона. Как раз видны две лодки с рыбаками.


29. Видна Нововоронежская АЭС, до которой примерно 50 километров. Фоткал маленьким фотоаппаратом, у которого хороший зум.


30. Овраг.


31. Самым известным животным является гадюка степная. Все их боялись, но кажется никто так и не увидел.


32. В заповеднике оборудуются экспозиции. Обустраиваются дорожки, ставятся указатели.
30 лет назад это место было практически диким и известным в основном только местным жителям.


33. Очень живописный каньон в меловой породе.


34. Пошли по этой меловой дороге в сторону монастыря, рассчитывая спуститься к жд платформе прямо возле него.


35. Но немного промахнулись, потому что свернули вот на эту дорогу. Указателей тут уже не было.


36. Я такой ландшафт видел впервые.
Сбылась моя мечта, по крайней мере с 2011 года, посетил наконец это Дивногорье.


37. Соседнее плато.


38. К сожалению дорога эта вела не к монастырю, а к жд переезду.


39. И теперь в сторону монастыря пришлось идти пешком по шпалам, примерно километр.


40. А движение я таки поймал, правда в тот момент мы к сожалению находились внизу. Мы спустились, чтобы пообедать в кафе и тут я услышал звук приближающегося электровоза.
Потом прошло еще два грузовых и я не выдержал, вышел наконец к путям.


41. Тут я снял один на видео, которое было в предыдущем посту, а следующий сфотографировал.
Всего их прошло несколько пар. Все вагоны были РЖД.


42.


43. А когда мы шли по шпалам к монастырю, движение снова прекратилось. Правда на путях шли ремонтные работы, возможно из-за этого.


44. Дивногорский Успенский монастырь.
К сожалению до электрички оставалось ровно полчаса и подниматься на гору с храмами и крестом времени уже не было.
На снимке вы видите колокольню, которую восстановили совсем недавно.


45. "Основан монастырь близ села Дивногорье в 1640 г. монахами, пришедшими на эту землю из Украины вместе с полком украинских казаков, спасавшихся от поляков. Но по преданию, скит основали в XII в. иноки Ксенофонт и Иоасаф – греки, выходцы с о-ва Сицилия. Оттуда ими был привезен образ Божией Матери, получивший в России наименование «Сицилийская». В 1924 г. монастырь закрыли. В 1997 г. монастырь возвращён Воронежской епархии."
Цитата из Викимапии.
Разве была в 17 веке "Украина"?


47. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. "Возведение собора началось в 1880 году и завершилось в 1886 году. в Начале 1950-х годов большая часть храма была разобрана на стройматериалы. Потребовалось несколько лет на возвращение былого облика собора после возвращения монастыря Церкви."


48. Пещерный храм во имя рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Жалко не успели мы туда подняться.


49. На самой вершине горы стоит поклонный крест, как и в Костомарово.


50. Церковь в честь Сицилийской иконы Божией Матери. Здание церкви, построенное в 1860 году, в 20 веке уцелело.


51. Ворота монастыря.


52. И два старых пассажирских вагона.
Предполагаю, что их использовали еще в 90-е годы для жилья, когда монастырь был в полуразрушенном состоянии.


53. Вот и прибыла наша электричка.


54. На этой линии очень оригинальные вокзальчики с островерхими крышами.
Это станция под названием - Откос.


55. Завод по разработке меловых пород.


56. Станция Крупенниково.


57. Мы снова у Лисок, перед мостами через Дон.


58. Немного виден речной порт.


  • 1
Места эти были всегда известны не только местным))), еще в 80-е историки ВГУ туда на раскопки ездили.Там же городище прямо на горе раскопали))), не заметили?
Монастырь не был в полуразрушенном состоянии. Там был санаторий туберкулезный. Вам не сказали? Не хотят вспоминать у кого отобрали в 90-е...да..Здания были ухожены, отремонтированы, территория вылизана. Там был полный порядок. Во всяком случае в 78-9 годах точно. Да и в 84 запустения я не помню. Думаю, что эти вагоны путейцы для своих дач "припасли"))), да вывезти не смогли, вот и стоят. А вагоны на дачах возле Лисок - обычное дело)).
Дивногорье люблю очень, помню эти места с 5 лет, а начиная с 16 уже сама с подругами ездила по несколько раз за лето. Позже семьей снимали хатку под соломой прямо под горой (3-я от начала дороги, интересно, стоит еще или рухнула?). Она без фундамента была, мазанка, в 96 еще стояла. В 95 или в 94 в монастыре жили всего 3 монаха))) (вот один из них как раз и водил нас с семьей по подворью, рассказывал много). А рабочие у них были, они и перестраивали что-то там. Но и санаторий еще тоже существовал.
А вниз к источнику вы не спустились? там несколько родников между 142 и Дивногорьем. На том повороте Дона народ любил палатки ставить, уж больно место удобное для отдыха, там пляжик чудесный (что на Дону не так уж часто встречается). И рыбка...какая рыбка...думаю и сейчас есть. Стерлядку я впервые попробовала именно оттуда))).

Спасибо за уточнения! Но все равно я думаю, что такой широкой известности у этих мест не было тогда, как сейчас. Насчет запустения, так в источниках пишут, вероятно с церковной точки зрения.
А вагоны эти и в 80-х годах уже стояли?
Насчет остального - за 4,5 часов трудно все посмотреть. Это надо летом на весь день приезжать, на автомобиле, чтобы от редко ездящих электричек не зависеть.

лучше снять на хуторе домик или комнатку и пожить недельку. там действительно особое место - гора и под горой. оздоровительный результат заметен (иначе бы не ездили, туда как тянет потом, и дело отнюдь не в красоте тех мест). Там же реликтовые растения на горе, мёд оттуда великолепный. А 4 часа, это ерунда, галопом))). Автомобилем там не ахти, дорога поверху, там объезд большой, мост-то в Лисках ж/д, автомобильная дорога дальше.Через Острогожск ближе.
Вагонов в 80-е я не припомню точно, но может и были. Это привычное местному глазу зрелище, мы их не замечаем))) вдоль этой ветки (она никогда особо напряженной не была).
Там не без эксцессов дорога была: зимой в 70-80е переметало её, весной Дон так разливался, вода вдоль путей стояла, медленно составы шли.
Сейчас просто интернет, инфа быстрее расходится, но заповедник там давно))). А вот то, что благодаря известности и фестивалям "под луной" (проводят "ночь в Дивногорье") места эти, судя по фото, засрали изрядно, это точно))). Небось все гадюки разбежались уже, спасаются как могут. Было их немало в тех местах, мы не раз натыкались. Кстати, теперь со связью без проблем, а когда-то после укуса гадюки выходили на рельсы (студенты, которые городище копали), растягивались вдоль длинной цепью и пытались остановить товарняк, иначе ничем до Лисок не добраться было (электрички там так и ходили редко). Да и моя семья перестала надолго ездить с тех пор как сын (ему 12 было тогда) получил травму утром, а добраться до воронежской больницы смогли только поздно вечером, около часу ночи, в Лисках тогда больница плохая была. теперь все проще, кроме дороги)))). случись что - без машины там ж..па. Врачей там нет и не было.

дВИЖЕНИЕ ТО КАК РАЗ ТАМ БЫЛО ВСЕГДА ЛОСТАТОЧНО ИНТЕНСИВНОЕ.

И что товарняки останавливались, если кого-то укусила гадюка?

Говорят да. я такое один раз только видела. В 80-е. Остановили. Это девушка-студентка была. Они копали на горе, а мы внизу с палатками стояли. Почти от Копанища тогда студенты растянулись и махали вещами (у кого что было). Не было там телефона близко. В правлении только. Да и звонить смысла не было. Пока скорая из Лисок приедет...
Вот тогда-то я и узнала, что сыворотки от гадюк близко нет. С тех пор шерстяными носками (самовяз) в кеды не пренебрегали. Даже в жару.
И по поводу движения. Я осень целую (79г) отработала в Копанище. Утром в 6 электричкой приезжала, а в 6 вечера назад домой только ехать. Работа заканчивалась в 12.30 (школа). Ждать долго))). Молодая, чё.. Ножками от Копанища до Острогожска вдоль путей! Это далеко. Очень. И тропинка там была плохая, по путям легче было идти))). Пробовала и на Коротояк ходить.Там 5 км (от след. площадки, мост там был), но дороги не было. Грунтовка. Лугом. Из Коротояка автобусы каждые полчаса ходили. Вроде ближе, но...волки))). Близко не подошли, я им пирожки скормила, кидала на дорогу (думала собаки), слава богу мотоцикл меня подобрал. Вот мужик и объяснил, какие там собачки))). Потом только вдоль путей. Не помню, чтобы часто мне поезда мешали))). пару раз в неделю точно ходила. А пару раз в неделю меня на товарняк подсаживали в Копанище)))) (родители детей там работали на станции, помогали училке молодой). Мне всего 19 было))). Это до ВГУ еще работала. Зато стаж с 18 лет))). Вот на фига он мне теперь...
А позже уже в Воронеже пришлось тоже вдоль путей к другой уже школе не раз топать))). Масловка. от станции к щколе. Так невозможно на пути выйти было. Друг за другом шли. Это интенсивное движение.
На той ветке все движение ночью больше получалась почему-то. И мел...повсюду мел..Огороды в меловой пыли в Копанище стояли. Жуть. Сбежала я оттуда через 4 месяца и забыла как страшный сон.
Веселая молодость))) а специальность самая обычная, ни малейшей экзотики))). Это тот самый СССР в котором безработицы не было))). Ага, щаааззз... Не по своей прихоти я так далеко от дома работала. Не было мест ближе. И это по блату))). Ин.яз. чё.....Место рядом с домом я обрела только в 93.

Какие интересные истории. Особенно про "собачек".
Я то родился вырос в третьем городе СССР - Киеве. Это была столица одной из ведущих республик страны. Кооперативная квартира в большом городе, родители с высшим образованием, жизнь на всем готовом. И что такое провинциальная или деревенская жизнь, мне было неведомо. Мне в юности казалось, что в Союзе все живут одинаково и уж по крайней мере не хуже чем в Киеве.
Впервые в жизни с суровой реальностью я столкнулся только во время службы в СА, в 87-89 годах. Уже шла перестройка и в армии творилось черт знает что. Особенно в стройбате.

Жизнь в СССР была разная...

это в столицах был "развитой социализм", и то с перманентно мигрирующим дефицитом то на то, то на сё...
а в провинциях и на периферии творилось разное, мягко говоря, не совпадающее с пропагандистской картинкой Центрального телевидения и Всесоюзного радио...

и это ещё РСФСР, условно европеоидный!!! а что творилось уже в начале 80-х в очень Средней Азии, по рассказам моих приятелей-заядлых путешественников - это вообще воспринималось как небылицы, своеобразный "истерн" а-ля "Белое солнце пустыни"...

впрочем, мне хватило поездки туда-сюда на поезде "Львов-Солотвин" в 1987 году, чтобы понять, что что-то тут не так...

А обувь после таких троп пачкается белым?

Понравились вагоны, что-то в них магического есть.

Нет, в сухую погоду не пачкается

  • 1