Источник: http://www.yaplakal.com/forum43/topic1395064.html
До недавнего времени тема Украины была одной из основных в российских новостях. На большинство жителей России это произвело пугающий эффект. Наших туристов в Киеве, Одессе и Львове стало гораздо меньше. Мне же наоборот захотелось узнать лично, что на самом деле происходит у наших соседей снизу по карте. Есть две известные непримиримые точки зрения на украинские события. Потому что есть наши СМИ и есть не наши. Я чувствовал, что кто-то из них явно держит меня за барана. А я не хочу быть бараном.
Я решил сам посетить следующие города и все выяснить на месте:
- Львов, как символ Западной Украины.
- Тернополь, как западно-украинский, но не туристический город.
- Харьков, как самый русский город из оставшихся на Украине.
- Славянск по причине известных событий в нем.
- Киев, как столицу.
- Донецк, Симферополь и Севастополь, как города, которые ушли с Украины.
Я создал тему на интернет-форуме о предстоящей поездке: http://www.yaplakal.com/forum14/topic1345015.html Она просуществовала всего полдня, вылилась в политическую ругань и была закрыта модератором. Однако за эти полдня ее успели прочитать более 10 000 человек. Было написано свыше 300 комментариев.
Я съездил. 8 дней, 8000 километров в дороге, 8 авиаперелетов, 2 поездки на поезде, 3 на электричках и 1 на автобусе. 120 000 рублей (это 45 000 гривен, 1 600 евро, 1 800 долларов) – почти столько стоила мне правда про Украину. Я посетил все города, как и планировал. Я пообщался почти с пятью десятками нынешних и бывших украинцев. Я узнал правду.
Я летел во Львов через Стамбул.
Общение с украинцами началось уже в Турции. С одной девушкой я пообщался в бизнес-зале аэропорта Ататюрк. Она сказала, что работает в Китае и летит домой. Другая живет в Австралии и летела во Львов к родителям. Меня всегда удивляло большое количество украинцев за границей. При том, что население России более чем в три раза больше Незалежной, лично я встречал наших братьев в Европе и США гораздо чаще соотечественников.
Тут надо сказать, что до этой поездки я не осознавал реальность Украины и событий, которые там происходят. Мне казалось, что все это ненастоящее и живет исключительно на YouTube. Я продолжал так думать даже, когда Airbus уже снижался над западно-украинскими пейзажами.
Я начал что-то подозревать, когда самолет ехал по рулежной дорожке к аэропорту. Потому что над старым зданием аэровокзала развивался настоящий желто-голубой флаг. Но самое большое впечатление на меня произвел выход из самолета. У края телетрапа на меня смотрел человек в погонах со свирепым лицом. «Украина. Державна прикордонна служба» - было написано у него на нарукавной нашивке. Меня прямо передернуло: «Они существуют!!!»
Не на шутку ошарашенный я шел по аэропорту. Прийти в себя мешали девушки в камуфляже, в берцах и с рациями. Они стояли на пути следования потока пассажиров от самолета до паспортного контроля. Я не сразу понял, кто они такие. Потом догадался, что это сотрудники службы авиационной безопасности. У нас они тоже есть, но они одеты в юбки, пиджаки и туфли.
Наш рейс был единственным международным рейсом, который прилетел в то время во Львов. Поэтому на паспортном контроле оказались пассажиры только из нашего самолета. Кстати, о пассажирах. Я привык, что на рейсах из Стамбула в российские города турков обычно не более половины. Остальные наши. Тут же турков было процентов 80. Когда же мы дошли до кабинок паспортного контроля, то те немногие белые, которые были на рейсе все, как один выстроились в очередь к кабинкам для «грамодян Украины». Тут-то я и понял, что я единственный россиянин на рейсе.
Я напрягся. По интернету ходили упорные слухи, что нашего брата не хотят видеть в Неньке. Я приготовил паспорт, посмотрел по сторонам. Вокруг были одни турки. Они махали руками и о чем-то громко разговаривали. Понравилась сцена, когда украинский пограничник пытался, что-то объяснить турку на мове. Тот не понимал. Погранец перешел на английский. Турок опять ничего не вкуривал. Тогда хохол заговорил по-русски и турок радостно закивал. Понял!
Очередь неспешно двигалась. Я внимательно наблюдал за тем, что происходит возле кабинок. Турки показывали паспорта, кто-то держал наготове обратный билет. Девушки-пограничники задавали им пару вопросов и быстро ставили штампы въезда в паспорта. «Наверно спрашивают их о цели визита», - подумал я. «Но мне-то, что на это отвечать?». «Хочу посмотреть, как вы живете» Такой ответ может не прокатить. Подошла моя очередь. Я вынул паспорт из обложки и протянул молодой украинке. Дальнейшая сцена напомнила ситуацию на корабле из стиха Маяковского о советском паспорте. Пограничница как-то неуверенно пролистала страницы. Потом посмотрела на свою коллегу. «Российская Федерация», - сказала она с подтекстом «Что делать-то?».
Аэропорт Львова красивый и современный. Только там очень мало самолетов и пассажиров. Помимо нашего борта я заметил, только небольшой самолетик польской авиакомпании. Дело в том, что в последние два года на Украине наблюдается сокращение пассажиропотока в авиации. Из-за обвала курса гривны значительно снизилось число пассажиров за рубеж. В России тоже произошла подобная ситуация с рублем. Но у нас сокращение международных рейсов было частично компенсировано ростом внутренних перевозок. Например, в тот же Крым. Поэтому в наших аэропортах по-прежнему многолюдно. На Украине же рейсы внутри страны почти отсутствуют. Поэтому в Львовском аэропорту шаром как покатило. Еще мне непонятно назначение георгиевской ленточки на бетонном покрытии рулежной дорожки
Я много раз слышал, что Львов – это почти Европа. Однако нецентральные районы города больше напоминают Россию конца 1990-х годов.
Я привык к тому, что таксисты обычно разговорчивые люди. Водитель, который меня вез, таким не был. Наоборот он не поддавался на мои попытки его разговорить. Коротко что-то отвечал с выражением лица: «С москалями не разговариваю!» и все. Возможно, он просто расстроился из-за того, что я сбил цену на проезд при посадке.
Дома и машины, как раньше у нас.
Приватбанк на Украине повсюду.
На Украине наблюдается интересная тенденция. Чем город менее украинский и чем больше русских в нем живет, тем больше там вывешивают флагов и тем больше в городе желто-голубых заборов и мусорных баков. Во Львове украинцев достаточно много, а потому жовто-блакитная шиза себя очень мало проявляет. Кроме патриотичных заграждений парковки я почти ничего такого и не увидел.
В центре города действительно Европа. Правда есть нюанс. Это Европа в том смысле, что в центре очень много исторических европейских зданий. По числу памятников архитектуры Львов стоит на первом месте на Украине. Центр города находится в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.
Нюанс в том, что очень многие дома в ужасном состоянии. Причем ни где-то в закоулках, а на центральной улице, на проспекте Свободы. У нас в России очень любят ругать городские власти за то, что те не заботятся о старых домах памятниках архитектуры. Съездите во Львов, и вы поймете, что у нас-то, как раз все в порядке.
На стенах зданий отваливается штукатурка. Но самая жесть в том, что эти дома, которым, наверно сотни лет, разрисованы баллончиками с краской. Всей этой архитектурный красоте нужен хороший хозяин.
В Праге я такого не видел.
В Москве тоже таких обшарпанных зданий не заметно.
Причем эти графические художества на стенах красуются опять-таки в самом центре.
Зато во Львове сохранились микроавтобусы РАФ, про которые в России уже забыли, а самое молодое поколение не застало их совсем.
Еще есть автобусы-вышиванки.
В глаза бросается большое число военных на улицах Львова. Словно война идет не на востоке, а на западе. Я не фотографировал их в упор, поэтому крупных планов с укровояками в моей фотоколлекции с Украины почти нет. Например, на одной моей фотографии видно, как один боец бежит за автобусом, а второй едет на велосипеде.
В центре города установлены удобные уличные указатели со стрелками. Все надписи на украинском языке. Перевод на английский есть. На русский нет. Хотя русским языком во Львове владеют почти все, кого я встретил, а английским мало кто.
Общался с местным населением. Большинство хорошо говорит по-русски. Но есть и такие, которые все понимают, но ничего не говорят. Точнее, понимают они по-русски, а говорят только по-украински.
На контакт со мной на Западной Украине не пошел никто. Ни мужчины, ни женщины. Для сравнения, в Харькове я довольно подробно поговорил где-то с пятью людьми, менее подробно еще с пятью. После поездки в Харькове у меня осталось четверо знакомых. Во Львове же и тех и других и третьих было ноль.
Во Львове есть Сбербанк. Только слово Россия из его названия куда-то делось.
На ряде трамвайных остановок в центре города установлены электронные табло с информацией о том, через какое время приедет тот или иной номер трамвая. Это понравилось.
Полиция за стоянкой на тротуаре, похоже, вообще не смотрит. Это не понравилось.
Рядом с трамвайной остановкой я заметил серое здание советской постройки. Обычно в таких домах в Советском Союзе располагались НИИ. Сперва я подумал, что строение заброшено, но потом понял, что все дело в том, что фасад прожил все 25 постсоветских независимых лет без единого ремонта. М-да… они бы лучше борьбу с коммунистическим прошлым с фасадов начали.
Первый вывод из поездки на Украину. Львов – не Европа. Львов похож на Россию. Причем, на такую Россию, которой в самой России уже нет лет 15-20.
Кстати, трамвайная остановка из предыдущего абзаца была вполне себе современной. Правда, опять вся в граффити.
Мои впечатления от поездки на Украину были бы не полными, если бы я не посмотрел украинское телевидение. Честно говоря, сперва я и не думал этого делать по двум причинам. Во-первых, потому что и так известно, что на украинском ТВ идет антироссийская пропаганда, а наши каналы отключены. Во-вторых, потому что укротелевидение можно смотреть и через интернет или спутник. То есть не обязательно для этого далеко ехать. Я ошибался. То, что я выяснил, включив телевизор на Украине сложно заметить через интернет или спутник. Надо сказать, что я подошел к этому вопросу серьезно. Выделил время и где-то по минуте просмотрел все каналы на телевизоре. Результаты были следующие.
Всего ящик ловил 35 каналов. На 7 из них говорили про политику. То есть это были либо новости, либо политические ток-шоу, интервью и прочее. Так вот на 6 каналах из этих 7 поливали грязью Россию. На 6 из 7! Вдумайтесь в это. У них что, своей политической жизни нет? Маленькая правка. Один канал не был украинским, но и там сильно доставил один наш российский либеральный внесистемный оппозиционер. Широко улыбаясь, он мешал с дерьмом наше прошлое, настоящее и будущее в эфире BBC World.
Несколькими днями позже я провел еще два таких эксперимента в Донецке и Симферополе. Так вот на Донбассе из 68 каналов про политику говорили только на 1! Да, там как раз речь шла про Украину, но первая фраза, которую я услышал, едва нажав на кнопку, была о том, что более 80% населения Украины абсолютно нормальные вменяемые люди. Упоротых радикалов даже по самым пессимистичным подсчетам не более 20%, а может и того меньше. Поэтому причин не любить украинцев, как народ, у жителей Донбасса быть не может. Такая вот «пропаганда»
Да, в Донецке отключено все украинское телевидение. Однако, я бы не назвал это борьбой со свободой слова. Потому что работают все основные европейские каналы: тот же BBC World, Euro news, France 24, еще что-то.
Итоги просмотра телевизора в Крыму были похожими. 12 каналов, 4 политических, антиукраинская информация только на 1 из них.
Второй вывод из поездки на Украину. Пропаганда идет в одни ворота. На нас нападают, мы защищаемся. Причем, как-то вяло.
И какой же Львов без памятника Бандере? Если бы его не было – его следовало бы поставить.
Так оно и произошло. До 2007 года этого памятника не было, а потом памятник поставили и не какой-то, а самый большой памятник Бандере в мире! «На Украине фашизма нет» ©.
Во Львове мною был замечен еще один привет из 90-х. Бумажные объявления. Хотя, надо признать, что здесь это дело облагородили, отведя для объявлений специальный стенд. У нас же объявления исчезли под давлением интернета раньше, чем до них дошли руки у городских властей.
Некоторые люди действительно ходят в вышиванках, но таких очень мало.
Безвизового режима пока нет, но объявления о работе в Европе уже есть. Приглашают украинцев на высококвалифицированную работу по сбору ягод в Швеции и Финляндии.
На одной моей фотографии изображен, на первый взгляд, обычный рекламный плакат. Но вы только посмотрите на название улицы в адресе! Да, это тот самый. Улиц Ленина, Маркса, Дзержинского, Кирова я на Украине не заметил. Зато видел улицы Дудаева, Бандеры, Шухевича, Петлюры и других замечательных людей.
Настоящий культурный шок на Украине я испытал на железнодорожном вокзале во Львове. Когда я сел в электричку до Тернополя. Я словно с головой окунулся в свое детство из далеких 90-х годов. Вагон был таким же, на котором мы в те времена ездили на дачу. Вот прямо точно таким же! Это же та самая электричка ЭР1 с деревянными сидениями! Но ведь такие электрички сняли с производства еще в 1962 году!
Автор ошибся. Он перепутал "постоянную" ЭР1 с "переменной" ЭР9П, которые все же немного помоложе. (flackelf)
Но те поезда из моего детства 90-х были хотя бы аккуратно покрашены снаружи, а деревянные сиденья регулярно покрывались лаком. Здесь же вагоны были ободраны и снаружи и изнутри. Причем такие электрички во Львове и Тернополе все. Я смотрел в окно три часа и других не увидел. Зато точно таких же видел несколько. Для сравнения, в российских депо почти не осталось составов ЭР1. А может и, вообще, ни одного не осталось. Все списали.
Но, главное, люди! Они были одеты почти так же, как и у нас 20 лет назад. И так же, как когда-то давно и в России, по вагонам ходили тетки и продавали мороженое, минералку и газеты.
Но первое впечатление было ошибочным. Украинские железные дороги застряли вовсе не в 90-х, а в 60-х и 70-х годах прошлого столетия. Потому что почти все поезда и вагоны именно из той эпохи.
Уже после возвращения домой я узнал в интернете о том, что износ подвижного состава на Украине составляет 90%. Как говориться: «Майдан стоял не за новые вагоны электричек, а за европейский выбор»
Грузовые поезда тянут так же, как и в СССР, электровозы ВЛ, причем ранних моделей. Мне любопытно, знают ли украинские патриоты, что буквы ВЛ в названии этого локомотива означают Владимир Ленин? Вот ведь как интересно получается! На Украине валят памятники Ленину, но при этом оставляют на железной дороге названные в его честь древние локомотивы. В России Ленину ставят новые памятники, но при этом избавляются от устаревших локомотивов ВЛ и покупают новые.
Критики РЖД! Вам обязательно нужно съездить на Западную Украину. Чтобы понять, насколько современны Российские железные дороги.
Еще один признак России 90-х – стоящие без дела целые составы из ненужных вагонов на станциях. Производства-то нет. Что на них возить? И у нас так было. Лет 20 назад.
Плюс в такой отсталости есть. Цены на проезд в электричках и не только не далеко ушли от советского времени.
Третий вывод из поездки на Украину. Украина – очень дешевая страна для поездок по ней.
Я знаю, что мне сейчас возразят украинцы: «У нас же есть Хендай (Hyundai)!». Действительно, на Украине есть корейские скоростные поезда Хендай. Однако на фоне всей остальной железнодорожной разрухи Хендай выглядит нелепо.
Тут надо еще понимать, что Хендай это не аналог нашего Сапсана. Это аналог нашей Ласточки. И один из минусов Хендая в том, что в отличие от Ласточки, производство которой налажено под Екатеринбургом, корейский поезд целиком покупается за границей. А, следовательно, любую запчасть для него тоже нужно везти из-за моря. Поэтому иногда случаются такие вещи, как на одной из моих украинских фотографий, когда стекло в поезде разбили, а замены ему пока нет.
Западная Украина. Типично русский пейзаж.
На форумах в интернете я много раз слышал от украинцев что-то вроде: «У вас хорошо только в Москве, а в сельской местности разруха. А вот на Западной Украине на селе полный порядок» или «Это на востоке в деревнях живут бомжи, а у нас на западе все, как в Европе». Этот аргумент Украины в пользу «своего европейского пути» всегда казался мне самым вменяемым на фоне остальных, но ровно до моей поездки на электричке из Львова в Тернополь.
Дома на селе такие же, как и в России или хуже.
Здания вокзалов на маленьких станциях запущены и разрушаются.
В советские времена Западная Украина была известна своим развитым сельским хозяйством. По мнению некоторых украинцев, Украинская ССР кормила весь Союз. Что ж… теперь не кормит. Это хорошо видно по состоянию элеватора на одной из фотографий.
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →