Top.Mail.Ru
? ?

flackelf


Русский киевлянин пишет из Петербурга.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Немного Петроградской.
flackelf
1. Дом на углу Малого проспекта и улицы Большой Разночинной. Построен в 1909 году, в самый пик массовой застройки Петроградского острова.
Наружные стены дома недавно привели в порядок и выглядит он довольно неплохо.
Внутри одни коммуналки.


2. Двор этого дома. К одной из парадной пристроен лифт. Это типично питерская тема - пристраивать наружные лифты к старым домам. Хотя возможно и в других городах тоже есть такое, просто я не сталкивался.

На сайте http://www.citywalls.ru/house7377.html?s=6fue06m35n3b4kfepadljcoon5 пишут про этот дом следующее: "Не модерн. Тяжеловесная, без фантазии неоклассика."

3. Лестница, которая всё ещё хранит дух начала 20 века. В доме капремонта не было.


4. Мне предстояло ломать дверной блок, простоявший ровно 107 лет. Интересно и необычно, хоть и физически гораздо тяжелее чем что-то более современное.


5. Правда фромугу, с разбитым стелом, кто-то уже в 80-е годы зашивал фанерой. Когда оторвал кусок фанеры, там оказалась репродукция с изображением Богородицы. Изготовлена в 1986 году - неисторическая.


6. Старая и тяжелая деревянная дверь, простояшая в этом проеме с 1909 года. С петель снять ее было невозможно, пришлось выламывать прямо с куском коробки.
Коробочные брус был толщиной в 60 мм. Ну и делали же однако!
А что взамен? Тонкая коробка из бумаги, покрытая синтетической пленкой, имитирующей цвет ольхи.


7. Требовалось сместить дверной проем в сторону, а верх и боковую часть зашить гипсокартоном.
Стенка оказалась сделанной из толстых деревянных досок, оббитых дранкой. Всё это было с 2-х сторон покрыто толстым слоем штукатурки. Пришлось вначале сбить всю штукатуру, потом ободрать дранку, чтобы только затем электролобзиком спилить несущие доски.


8. Самое интересное я обнаружил, когда оторвал старые и массивные наличники.


9. Обрывки старых газет эпохи Российской империи.
От ощущения связи времён аж дух захватило. Это же надо - две революции, гражданская война, блокада, обстрелы, весь послевоенный СССР, развал Союза - прошли за эти годы, а эти нежные обрывки газет всё это время покоились под деревянными наличниками!


10.


11. Тут что-то про Царя-Освободителя (Александа II) было написано.


12. А тут про мастерскую дамских шляпок.


13. Была такая ежедневная газета "Далёкая окраина", к которой "прилагался еженедельный иллюстрированный что-то там..."
Рылся, рылся в интернете, нашел единственную газету, выходившую под таким названием в Российской импери, во Владивостоке.


14. Вот всё что нашёл. Если это она, то как попала в Питер?


15. Дореволюционные кованые гвоздики, имеющие характерный внешний вид. Ими была прибита дранка.


16. А это вид из окна. Угол Большой Разночиной и Малого проспекта. Думаю, что за 100 тут мало что изменилось.
Хотя нет, дом что напротив, построен уже после войны.
Мне уже давно говорили, что если где-то в исторической части Петербурга стоит послевоенный дом, значит тот что стоял на этом месте перед ним, был разрушен в войну.


Подборка фотографий с лабиринтов улиц Петроградской стороны.

17. Весна...


18.


19. Это в районе станции метро "Чкаловская".


20. Местное отделение полиции, которое размещается в здании, которое судя по его внешнему виду, построено гораздо раньше, чем в этих местах начался масштабный строительный бум в стиле модерн. Викимапия умалчивает о этом здании.


21. Детская площадка на Ораниенбаумской улице.


22. Доходный дом на Ораниенбаумской. 1912 год.


23. Один из корпусов Государственной типографии. 1910 год. Сегодня часть здания занимает строительный магазин "Метрика". Другая часть, судя по пластиковым окнам, отдана в аренду под офисы.


24. Колпинский переулок.


25. Везде тотальное господство, такого модного в начале 20 века, стиля - модерн.
В глубине, на углу стоит послевоенная пятиэтажка. Вероятно в войну тоже было попадание или пожар.


26. Дома на Малом проспекте.


27. Доходный дом на Малом проспекте, построенный в стиле - эклектика. Фасад нуждается в реставрации.


28. Дома на улице Рыбацкой. Здешний перекрёсток с Малым проспектом образует небольшую площадь.


29. Доходный дом А. С. Каценельсона. 1913 год.
"Фасад дома между вторым и третьим этажами украшен многочисленными медальонами с мужскими и женскими портретами. Архитектор - Дмитрий Андреевич Крыжановский (1871-1942) - один из создателей облика Петроградской стороны, в Петербурге построил свыше 100 зданий."


30. Дома на улице Ропшинской. 1908 - 1912 годы.


31. Дом на углу Ропшинской. Появился тут немного раньше остальных, в 1905 году. Стиль - эклектика.


23. Местная жительница говорит, что этот ретроавтомобиль стоит тут уже давно.


24. Сгоревший и отселенный дом на Большой Разночинной.


25. Дома на улице Ленина, одной из самых широких на Петроградской. Она так раньше и называлась эта улица -  Широкая.


26.


27.


28. Доходный дом Пискарёва на Малом проспекте. 1911 год.


29. Жилой дом специалистов "Свирьстрой". "Одна из последних построек в стиле конструктивизма в Ленинграде." 1938 год.
Сохранилась довоенная ограда, которая правда нуждается в реставрации, как и фасад этого довольно большого и приметного дома.

Сразу за этим домом как раз и стоит памятник Шевченко.



  • 1
(Deleted comment)

Re: На счёт газеток.

ещё старые книги бывают подклеены ещё более старыми газетами

в самодельных переплетах

часто использовались ежедневные издания или листовки, нигде кроме таких "схронов" не хранившиеся (причем эта традиция возникла чуть ли не с возникновением книгопечатания).

Фрамуга - насколько мне известно это именно открывающаяся верхняя часть окна или над дверью. А тут вроде как глухарь.
В 90-е приходилось подрабатывать на разборке старых квартир на Пушкинской и Большой Монетной - полно газет с ятями вылезало из-под семи слоёв обоев. А дранка - отдельная история - что-либо делать на стенах с ней - огромная проблема. Зашить всё гипроком и нафиг. Это ж не реставраторские работы. Хотя я не очень понимаю весь этот новодел - в старом доме и пол и двери просто должны быть соответствующие. И окна, насколько возможно, или хотя бы имитация.

Андрей, ты газету "Земщина" вообще читал?

там клочок ее с объявлением о пдписке.
это же патриотическое издание той самой "Черной сотни". в советское время в первые году советской власти за ее хранение элементарно вышку давали.
упомянутое ниже "Новое время" - это посто ультрареакционная газета. ее редакторем был знаменитый Суворин (не так давно перепечатали его дневники). редакция находилась в Питере, в Эртелевом переулке.
в "Новом времени" полтора десятилетия работал один из идеологов русского черносотенного почвенничества М.О. Меньшиков. газета была закрыта большевиками в первый же день по совершении ими октябрьского переворота.
у либеральной русской общественности слово "нововременец" было чем-то вроде презрительной клички. правда, тогдашние либералы хотя бы питали иллюзии насчет того, что они хотят России блага. в этом одно из немногих их отличий от свременных российских либер-фашистов.

Да, "Земщина" была полуофициальным

органом Союза Русского Народа, и в последние свои годы издавалась Членом Государственной Думы Н.Е.Марковым, человеком с известной "репутацией" в соответствующих кругах. И была, само собой, запрещена вскоре после победы "великой и бескровной".

Впрочем, питерским подписчикам, пожалуй, повезло.

Потому как в Киеве, который до 1917-го года считался в России неформальной столицей Союза Русского Народа, да и вообще фактическим центром и оплотом русских националистов и монархистов (как бы трудно ни было в это сейчас поверить), при первом захвате города красными членов СРН разыскивали, арестовывали и расстреливали именно по спискам, которые успели захватить в местных отделениях СРН.




И вот, кстати, про Маркова, издателя "Земщины"

(из протоколов и воспоминаний о IV Государственной Думе, вскоре после известно-скандальной речи Милюкова -- из речи Маркова в Думе 22.11.16 (ст.ст.)):


Вот идёт на трибуну — рослый, тяжёлый, большеголовый, в хомуте крахмального воротника, со вскрученными усами, обильными тёмными кудрями, — да где мы видели его? позвольте? что за рисунок? А-а, в Думе так и зовут его — «Медный Всадник», и тут, видимо, не случайное сходство: Марков — из рода Нарышкиных, и в каком-то седьмом или десятом колене вынырнул тот же образ! Только походка у него не императора, а как будто подпружинивая, без уверенности.
Всеми ненавидимый председатель Союза Русского Народа держится — подчёркнуто надменно, закоснело твёрдо, с лицом запечатанным, ибо в привычку ему, что он — всегда против течения, что он — всегда среди врагов, во всяком обществе образованных русских людей. (...)
Своим грубым напором он умеет оттолкнуть, даже когда говорит правильное. Если бы сейчас надо было Думе голосовать, кого одного исключить из своих членов, — дружным большинством исключили бы его.



Марков 2-й:
— У господина Шульгина осталось одно средство: бороться с русской государственной властью, пока она не свалится в пропасть. (...) Но они не болтуны, и если вы говорите — будем бороться с государственной властью во время ужасной войны, то знайте, что ваши слова ведут к бунту, к народному возмущению в ту минуту, когда государство дрожит от ударов врага. Ведь от ваших слов не разбегутся вам ненавистные министры, это можно сделать только тем четвёртым путём, которого не осмелился здесь определить депутат Караулов. Четвёртый путь, на который звал нас этот господин с царским орденом на груди, действительно способен разогнать государственную власть, но он способен и погубить Россию. (...)
Вы не понимаете, что вы хотите сделать: вы хотите, чтобы революция разрушила всё худо или хорошо сложенное русское государство! (...) В этом мы, правые, будем посильно препятствовать вам. Мы — не придворные в белых штанах и страусовых перьях. Но мы — подданные, верные своей присяге.



(Речь Маркова не могла поколебать, конечно, распропагандированного и революционно-настроенного большинства Думы, но отзвуки ее в общественном мнении могли оказаться весьма нежелательными для престижа оппозиции. Необходимо было заставить оратора замолчать; для этого были пущены в ход обычные «культурные» приемы парламента: крики, свистки, ругательства, стук пюпитров.
Напрасный труд! Марков, казалось, прирос к кафедре всей своей грузной фигурой и невозмутимо продолжал свои разоблачения, которые приходилось записывать стенографисткам.
Оставалось одно средство: лишить оратора слова. Внимательно следивший за речью, Родзянко ждал удобного момента.
И в то время, как Марков бросил одному из крикунов: «Стемпковский, успокойтесь!», — Родзянко остановил его и лишил слова. Фокус был проделан и Милюков оказался избавленным от неприятного оппонента.)

Офигеть! Вот она, изюминка профессии.

Дом на фото № 20 (угол Чкаловского пр. и Петрозаводской ул.) построен в 1902 г.

Особняк М. И. Соколовой Неоклассицизм

1902 - инж.-арх. Пруссак Владимир Федорович

Сейчас Отдел милиции N18 Петроградского РУВД

Любопытная история домовладения (как она вырисовывается по данным ВПб [справочника "Весь Петербург" - E.T.] - как вариант того, что бывало.
ВПб на 1902 показывает, что участок на углу Геслеровского пер. (Чкаловский пр.) и Петрозаводской ул. принадлежал Евгению Ивановичу Рейнбергу. ВПб на 1904 показывает, что этим участком уже владели проживавшая здесь дочь коллежского асессора Мария Ивановна Соколова и Пелагея Васильевна Недлер, проживавшая по адресу Песочная, 37. Из ВПб, конечно, не видно, что связывало этих дам (точнее даму и девицу), зато видно, что П. В. Недлер была женой действительн. статского советника Германа Павловича Недлера, директора Александро-Мариинского училища слепых
(encblago.lfond.spb.ru).
Около 1904-1905 М. И. Иванова остается единоличной владелицей дома, а П. В. Недлер становится владелицей части участка 7 по Петрозаводской: она становится владелицей д. 7-а (на месте его и д. 5 - современное здание), а д. 7-б владел Н. П. Лихачев (совр. № 7).
В ВПб на 1913 хозяйкой д. 1 все еще показана М. И. Соколова, а в ВПг на 1917 - Владимир Антонинович Княжевич. О последнем нет сведений в ВПб-ВПг, т.к. в эти годы он жил в Крыму. (О нем и его более известном брате-близнеце Николае - как о своих одноклассниках по гимназии ИЧО - пишет А. Н. Бенуа в своих воспоминаниях.)
Из ВПб разных лет также видно, что участок, на котором стоит соседний дом - № 26 по Чкаловскому - и участок Соколовой составляли прежде единое домовладение и принадлежали тому самому Евгению Ивановичу Рейнбергу, с которого мы и начали. После его смерти участок был поделен его наследниками.

Вход в это здание неоднократно фигурировал в сериале "Улицы разбитых фонарей".

http://www.citywalls.ru/house2817.html#comment

Edited at 2016-03-09 09:10 pm (UTC)

Если в одиночестве делаете подобный ремонт, намучаетесь вы с этой квартирой, КПД будет низким, а оплата не по труду..Мне по наследству от бабушки досталась квартира на петроградской, двери похожие были и парадная лестница тоже, да и межкомнатная дверь почти такая же..мы её сначала сдавали несколько лет, а потом решили сделать там современный ремонт, натерпелись , конечно, все хотели очень много денег срубить, мотивируя, тем , что очень сложные работы в старом фонде, нужно много отделочных материалов, всю проводку надо было менять и трубы чуть ли не по целому стояку на весь лестничный пролет, а там под нами внизу были коммуналки и ничего менять они не хотели, в общем, мрак..А если вы делаете в коммуналке,, то много вам конечно не захотят платить, а энергии придется потратить.

Я только эту дверь. Остальное меня не волнует.

В Москве лифты тоже пристраивают в старых районах постоянно, к пятиэтажкам кирпичным особенно, так что не типично питерская. У нас этого добра навалом)

Ооооо! Петроградка... Знакомые всё места... В Можайке учился :)

Фото 1:"Внутри одни коммуналки".

Нет,по крайней мере,в той части дома,где окна выходят на Большую Разночинную,коммуналок и отдельных квартир - половина наполовину.Интересная деталь:у моей приятельницы там в одной из комнат периодически слышен звук отходящих поездов метро)).

Ничего себе! Там же глубоко метро

Может,какие-то вентиляционные ходы звук передают.

Петроградка - она до начала ХХ века почти вся была деревянная . Не популярное место для строительства - до центра далеко, мостов постоянных через Неву нет. Кирпич дорог, везти трудно . Поэтому большинство зданий постройки XIX и ранее - "по казенной надобности". Ну а когда начался строительный бум - каменные дома строили не сплошным потоком - а , так сказать , по возможностям владельца участка . Возможности нашлись далеко не у всех . Поэтому проплешины , на которых появились явные новоделы - это скорее всего и были участки таких деревянных домов. И их не разбомбили, а разобрали по ветхости . Я как то вообще не встречал упоминаний о каменных домах, которые были бы разрушены войной и их полностью снесли, а освободившуюся площадку забросили бы лет на 30.
Кстати говоря , Чкаловский начинается как раз от такого военного городка . Строго в створе проспекта - арка КПП №1 Академии Можайского. Здание было построено для Второго Кадетского корпуса в 1803 году. А сам участок на берегу Ждановки используется , так сказать, "по линии ВВУЗ-ов МинОбороны" с 1733 года. Подобный комплекс есть ещё напротив Ботанического сада на берегу Карповки - с 1811 года казармы Гренадерского полка .

Сегодня я был около академии Можайского. Фоткал

  • 1