Оригинал взят у messer_2009 в Комплексное сравнение РЖД, УЗ и БЧ
1. Восточно-Сибирская железная дорога
2. Горьковская железная дорога
3. Дальневосточная железная дорога
4. Забайкальская железная дорога
5. Западно-Cибирская железная дорога
6. Калининградская железная дорога
7. Красноярская железная дорога
8. Куйбышевская железная дорога
9. Московская железная дорога
10. Октябрьская железная дорога
11. Приволжская железная дорога
12. Свердловская железная дорога
13. Северная железная дорога
14. Северо-Кавказская железная дорога
15. Юго-Восточная железная дорога
16. Южно-Уральская железная дорога
Не учитываем ОАО «Ямальская железнодорожная компания», ОАО АК «Железные дороги Якутии» и т.п.
Общая протяженность - 85,2 тыс. км, электрифицировано 43,3 тыс. км [официальные данные]. Нетрудно оценить - электрифицировано более 50%.
УЗ. Состоит из 6 железных дорог:
1. Юго-Западная - к ней я приаттачил и украинскую железнодорожную скоростную компанию, поскольку все её составы сосредоточены в Дарницком депо
2. Одесская
3. Львовская
4. Южная
5. Приднепровская
6. Донецкая
Общая протяженность - 21,6 тыс. км, электрифицировано 9,8 тыс. км (45%) [официальные данные]
БЧ. Деления на железные дороги нет, есть только отделения:
1. Минское
2. Барановичское
3. Брестское
4. Витебское
5. Гомельское
6. Могилевское
Общая протяженность 5,4 тыс. км, электрифицированных участков - 1 тыс. км.;
17 локомотивных депо, 12 вагонных депо.
[официальные данные]
Нетрудно оценить, электрифицировано до 20%.
На основании анализа ПС по возрасту на основании данных сайта https://trainpix.org/ вышли следующие результаты:
Уточню, что выбраны категории ПС, которые либо находятся в эксплуатации, либо законсервированы. Проще говоря, на указанном сайте при формировании выборок списанные и переданные единицы не учитывались. В принципе можно было бы исключить и "консервы", но это несколько усложнило бы фильтрацию данных.
Однако, поскольку абсолютные величины проблематично сравнивать для объектов разных масштабов (на одной Московской ЖД количество единиц несущественно уступает всей УЗ, в свою очередь вся БЧ - это примерно как одна ЖД УЗ или РЖД) - вот гистограммы с данными относительными:
В принципе при анализе отдельных железных дорог РЖД и УЗ, должен сказать, что сюрпризы для меня лично случались. Хотя общей итог не вызывал сомнений изначально - интересовали разве что конкретные соотношения. На УЗ вполне предсказуемо в удельном отношении оказался самый возрастной ПС. Доминируют единицы 1980-х годов выпуска. Впрочем, справедливости ради, нужно сказать, что доминирует ПС 1980-х на всех сравниваемых ЖД - около 40 % (где больше, где меньше). А вот отличительной особенностью является то, как обновлялся ПС после развала СССР. На УЗ совокупная доля такового ПС - 17 %, для БЧ - 35,47 %, для РЖД - 38,6 %. Относительно большое присутствие также ПС 1970-х, но его во всех случаях не более четверти.
В Украине наряду с 12 скоростными поездами бегают составы и помедленнее и постарше (старше 1990-го года на УЗ свыше 80 % ПС, для БЧ и РЖД это показатель не достигает 70 %). Скажу только что число единиц ПС, выпущенных после 2010-го года на УЗ составляет всего 86 в абсолютном исчислении. Для сравнения в соседней Беларуси бегает 147 таких единиц. А вот РФ - это страна контрастов и неожиданностей. При общем преимуществе в новизне ПС по отношению к любой из сравниваемых железных дорог соседних стран. Относительно благополучными в России являются Западно-Сибирская и Восточно-Сибирская ЖД, крепко обновлена Забайкалькая ЖД (до 40 % ПС после 2010-го при полном отсутствии скоростных поездов и магистралей для них!), а вот как раз "центровые" Московская ЖД и Октябрьская ЖД, на взирая на многочисленные "Сапсаны" с "Ласточками", в общем-то достаточно равномерны. Напротив, наверное самой отстающей ЖД России является Куйбышевская ЖД (где доминирует доля ПС 1970-х - такого нет ни на одной из украинских дорог), не впечатляют Красноярская или Северная, несколько "свежее" Северо-Кавказская или Дальневосточная, равномерно распределен ПС на Горьковской (относительно 1980-х).
Вот, впрочем, результаты анализа отдельно для различных железных дорог РЖД и УЗ.
Для УЗ я исключил тот факт, что данные по Донецкой ЖД вряд ли можно считать актуальным по объективным причинам. Точно так же я не выделял ПС Приднепровской ЖД, который был "расквартирован" в Крыму.
В принципе в будущем это будет несложно сделать по мере обновления баз данных.
В завершение хочу сказать, что к сожалению не представлялось возможным проанализировать столь же объективно вагонный парк. По пассажирским аналогичный ресурс содержит базы данных в явно зачаточном состоянии, а по парку грузовых вагонов это, скорее всего, вообще малоподъемная задача на данный момент. Но я могу ошибаться. Более того, поскольку алгоритм обработки данных в MS Excel мною уже заточен, то таковые данные можно было бы относительно быстро проанализировать.
Пока только могу сослаться на посты в режимах "свободного полёта" для УЗ и РЖД.
В любом случае, вряд ли стоит ожидать коренного изменения соотношений для сравниваемых железных дорог трех стран, хотя точечные оценки могут несколько поменяться.