Всё это еще в 19 веке сформировалось вокруг самой первой Николаевской железной дороги, пришедшей в Москву из Петербурга. Она прошла как раз здесь и именно к ней позже привязывались остальные железнодорожные линии, когда начал формироваться Московский железнодорожный узел, который позже стал одним из крупнейших в мире.
В тот день погода была ужасной, фотоаппарат старым, короче вышло то что вышло.
Но то что я увидел, я бы назвал сердцем московского жд узла. Тут проходит самое большое в Москве количество жд путей, которые имеют выход на большинство радиальных жд направлений, расходящихся от столицы. По сути все направления от Москвы, кроме стоящих особняком - Киевского и Павелецкого, которые связаны с остальными только посредством кольцевой дороги, завязаны сюда.
1. Прежде всего тут проходит так называемая Алексеевская соединительная линия, через которую связаны Рижское, Белорусское, Ленинградское направление с Курским и Горьковским (На Нижний Новгород), а также Казанско-Рязанским. Кстати Горьковское направление единственное, не имеющее собственного вокзала и обслуживается Курским.
А ещё тут проходит Митьковская соединительная ветвь, которая связывает Казанско-Рязанское направление с Ярославским, Ленинградским, Рижским и Белорусским.
Савеловское направление связано с узлом только со стороны Белорусского вокзала (я летом там прогуливался по улице Бутырский вал). Рижский вокзал расположен в тупике и кстати находится совсем рядом от этой эстакады.
Кроме соединительных ветвей тут проходят два магистральных направления - Ленинградское (самая южная точка огромной Октябрьской дороги) и Ярославское, которые заканчиваются в тупиках одноименных вокзалов, стоящих немного южнее эстакады.
Эстакада находится как раз в том месте, где проходит максимальное количество путей, у платформы "Ржевская".
2. На снимке видна пассажирская платформа "Ржевская" на Алексеевской соединительной ветви между Белорусским и Курским вокзалами.
Состоит из двух боковых платформ, соединённых между собой пешеходным переходом. Также этим переходом Ржевская соединена с платформой "Рижская" Октябрьской железной дороги (Ленинградского направления).
Тут следуют транзитные пассажирские поезда, которым надо с Белорусского или Ленинградского направлений на Курское или Горьковское.
3. Сам Рижский путепровод длинной более километра и это все исключительно над железной дорогой. Путепровод, проходя над путями делает дугу.
Восточный участок, по которому я прошёл, был построен в 1975 году и соединял он проспект Мира с районом Сокольников, проходя над железнодорожными путями Октябрьской железной дороги и Московской дороги. Длина восточной части Рижской эстакады с подходами — 1038 м, ширина — 39,5 м. Пролётные строения выполнены из железобетонных и металлических элементов.
В 1999 году эстакада стала частью вновь построенного Третьего транспортного кольца города Москвы.
4. Снимок Рижской эстакады 70-х годов 20 века. Сразу за ней виден известный московский парк Сокольники, который существует и поныне.
Сбоку внизу стоит храм, который находится на этом месте и сегодня. К нему мы ещё вернемся.
5. Парк отстоя пассажирских составов Ленинградского направления (Октябрьская дорога). Тут же проходит Ленинградское магистральное направление Октябрьской дороги. Именно оно (тогда называлось Николаевской дорогой) появилось в середине 19 века тут самым первым.
6. Ремонтное депо Октябрьской дороги.
7. На снимке виден огромный Южный парк отстоя и экипировки пассажирских вагонов станции Николаевка.
Николаевка является передаточной между Московской железной дорогой и Октябрьской железной дорогой. Выполняет операции по подготовке составов к рейсам: технического обслуживания, ремонта и экипировки пассажирских вагонов и вагонов-ресторанов, формирования - расформирования пассажирских составов из приписных вагонов, подаче - уборке пассажирских составов на Казанский вокзал, отстою пассажирских составов в ожидании отправления.
8. От многих вагонов шёл хорошо всем знакомый угольный дым, запах которого у меня с детства ассоциируется с дальними поездками и поездами дальнего следования.
9. Ветка соединящая Ярославский вокзал с Ленинградским магистральным ходом.
Справа находится довольно большая штрафстоянка.
10. Сразу за штрафстоянкой находится мотовагонное депо "Москва-2" ТЧ-10 Московской железной дороги.
11. Депо обслуживает пригородное движение на Ярославском магистральном направлении. К депо приписан 51 электропоезд, в подавляющем большинстве это ЭД4М.
12.
13. Ярославское магистральное направление.
В сторону Ярославского вокзала прошла электричка. Виден путепровод железнодорожной ветки в локомотивное депо «Москва III» над путями Ярославского направления.
14. Парк отстоя и экипировки пассажирских жд составов Ярославского направления.
15. В сторону Ярославского вокзала, вероятно на подачу к поезду, следует электровоз ЭП2К. Дальше стоит ещё один такой же.
16. Интересная сцена на эстакаде. Кто это такие?
17. Конец Рижской эстакады в районе Сокольники.
18. Тут я прошел под мостом, чтобы по противоположной стороне эстакады вернуться к метро "Рижская", откуда я и пришёл.
19. Иду по южной стороне эстакады.
20. Пути из парка отстоя и экипировки в сторону Ярославского вокзала.
21. В тумане немного виден мост, по которому пути Ярославского направления пересекает Митьковская соединительная ветка.
По этой ветке сейчас транзитом следуют поезда со стороны Санкт-Петербурга на Казанское или Рязанское направления. Остановку в Москве в этом случае они не делают.
22. Главные пути Ярославского направления.
23. Электропоезда из мотовагонного депо ТЧ-10. Один из них представлен поездом компании "Рэкс"
24. Вот тут видна южная часть штрафплощадки и снова соединительная ветка с Ярославского вокзала на Ленинградский ход.
25. Вид на южную часть парка экипировки станции Николаевка.
26. Пути Ленинградского направления Октябрьской дороги.
27. Виден конец путепровода и храм во имя иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе, стоящий у самой железной дороги.
28. В глубине видно эксплуатационное локомотивное депо Москва-Пассажирская-Курская ТЧ-1. И стоящие в нём в большом количестве электровозы чехословацкой постройки ЧС7. На форумах пишут, что их на всех дорогах стали постепенно отставлять от работы и стаскивать в Москву. Так ли это?
По крайней мере тот, что красного РЖДшного цвета, явно не из Москвы. Московские имеют другой окрас.
Машины еще не очень старые, средний их возраст меньше чем 30 лет.
А так к этому депо штатно приписано аж целых 139 таких машин. И обслуживают они почти все направления от столицы.
29. Вот тут Алексеевская соединительная ветка пошла в сторону платформы "Каланчёвская", чтобы затем выйти к транзитному Курскому вокзалу.
Справа проходит улица Большая Переяславская.
30. Храм во имя иконы Божией Матери "Знамение" в Переяславской слободе. Построен в 1757-66 гг. в Ямской слободе, возникшей в XVI в.
Сохранившаяся по периметру церковного участка ограда выстроена в конце XIX века.
28. Улица Большая Переяславская. И тут название связано с Малороссией.