flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

На этот раз о Киеве, который мы потеряли.

Оригинал взят у flackelf в Нашёл фотографии Киева середины 60-х годов потрясающего качества!
Это лето 1964 года. До моего рождения остаётся ровно два года. Кстати, Днепр ещё не зарегулирован гидростанциями, и река живёт своей естественной жизнью. Народ одет ещё довольно скромно, но это уже не послевоенные голодные годы. Уже идёт массовое строительство пока пятиэтажного, доступного многим жилья. Но очень скоро начнётся серийное строительство девятиэтажного блочного и кирпичного жилья, что даст возможность новым миллионам людей получить квартиру или построить кооператив.
А ведь с окончания самой страшной из войн прошло всего каких-то девятнадцать лет! К слову, ровно столько украинской самостийности сегодня (на момент написания поста). А ведь тогда уже наша страна  целых семь лет осваивала космос, и совсем немного времени осталось до достижения полного военного паритета с самой могущественной державой мира - США! И никаких планов "Маршала" и траншев МВФ мы не получали, более того, сами помогали Кубе, Египту и только-только начинающему воевать по настоящему Вьетнаму.
Большинство изображённых на фотографиях людей отлично помнят войну и знают о ней не по фильмам и книгам. Их не мучает вопрос - герои ли бандеровцы, или что хуже - Гитлер или Сталин, а также братский ли украинцам русский народ? Кому-то из них война глубоким шрамом вдавилась в военной детство, кто-то на всю оставшуюся жизнь запомнил немецкое (европейское) рабство, а кто-то и сам в ней участвовал с оружием в руках.
Ветераны ещё совсем не старые, они в расцвете сил. Средний их возраст тогда составлял 40-50 лет. Эти люди еще не разучились радоваться таким простым и понятным вещам, как мир, крыша над головою и возможность спокойно растить детей, а главное - уверенно смотреть в завтрашний день. Все эти мещанские заморочки и вещизм, а также преклонение перед Западом еще не вошли в нашу повседневную жизнь. Слишком многие относительно недавно познакомились со всеми "прелестями" западного нашествия на нашу землю, и не питали больших иллюзий относительно того, ЧТО несёт по обыкновению эта соседняя цивилизация на Русскую землю.
Для Киева середина 60-х - это переломные годы. Он ещё не сильно изменился с предыдущих времён, в некоторых местах ещё ничего не менялось с царского времени, ещё только-только начали застраивать Дарницу. Окончательно уходит в историю всё, что связано с первой половиной XX века, и пройдёт каких-то пять-семь лет, и Киев будет уже не узнать. Он начнёт приобретать тот облик, который врезался в память с самого детства уже следующему, моему поколению.



Матвеевский залив и Труханов остров. Вдали видны только строящиеся дачи на Русановских садах. Тогда это было почти за городом. Нет ещё ни Лесного, ни Комсомольского массива. Залив, который напротив нас, сегодня заметно уменьшился. И, вообще, в 70-е годы после затопления Каневского водохранилища , уровень Днепра в Киеве поднялся.



За Подольской ТЭЦ и станцией Петровка город уже заканчивался. Видна гора, на которой расположен старый Вышгород. Как раз в это время там строилась Киевская ГЭС. Напротив центрального пляжа работает земснаряд. Нет ещё ни Оболони, ни Троещины.


Строится мост Метро, появились первые дома на Русановке. Но в основном на левом берегу еще очень мало застройки. Через 10 лет этот вид станет совсем другим.


Я ещё помню вот такие баржи, которые ходили по Днепру и Десне. В 70-х и даже в начале 80-х их полно сновало по нашим рекам.


Народ, ожидающий катер или "Ракету" на Речном вокзале.
В те годы речной транспорт был очень развит и играл роль, сравнимую с сегодняшними пригородными маршрутками. Я ещё хорошо помню эти времена. В начале 80-х в связи с развитием автобусного сообщения и строительством новых дорог, эта роль речного транспорта начала падать. С наступлением капитализма этот вид транспорта умер.


Толпы уезжающих на Речном вокзале. Я помню эти поездки на катере на Десну. Мои родители там полдома у хозяйки снимали в деревне под названием Новосёлки. Старые чемоданы, очередь на катер, четырёхчасовое путешествие на катере под названием "Чекист" или "Павлик Морозов" вверх по Днепру и далее по Десне.
Народ на катере был веселый, пели песни, втихаря выпивали, играли на музыкальных инструментах. А вокруг были потрясающие пейзажи Днепровских и особенно Деснянских берегов.


Это фото - как кадр из детских воспоминаний. Когда увидел этот снимок, аж сердце защемило. Это Киев, которого давно нет.
Идём вверх по Днепру к устью Десны, прошли под Петровским ЖД мостом (на котором ещё старые послевоенные фермы, разные - потому что восстанавливали после немецкого подрыва в 1943 году), за ним город уже заканчивался . Нет никакой Оболони справа и, тем более, Троещины слева. Где-то в этом месте сейчас Московский мост. Его начали строить в 1972 году.


Мост Метро подводится к станции метро "Днепр". Набережной в этом месте ещё нет. Её начали строить только в 1981 году. До неё на этом месте был причал, с которого ходили речные трамваи на Русановские сады и Осокорки.


"Ракета" на фоне Киево-Печерской лавры. Киевский пассажирский речной порт обладал несколькими десятками судов на подводных крыльях, которые ходили от Белорусских Мозыря и Гомеля, что вверх по течению и до Черкасс и Кременчуга, что вниз по течению. Цена проезда на них хоть и была заметно дороже электрички или автобуса, но все равно малодоступной не являлась. А зато какой удовольствие получали пассажиры.
Потом, при капитализме это удовольствие стали продавать за деньги и речной транспорт исчез, сделавшись исключительно прогулочным.


Самый центр Крещатика, где в него упирается большая улица, которая несколько десятилетий носила имя Ленина. Тут же стоит ЦУМ, построенный до войны и чудом уцелевший во время пожаров 1941 года. За спиной фотографа расположен кинотеатр "Дружба".


Такую площадь Калинина я помню. В этом угловом доме мне покупали школьную форму в 1973 г. перед первым классом. Это дом снесли в 1980 году, а вместо него построили тот самый Дом профсоюзов с часами, который сожгли во время Евромайдана уже в нашу эпоху.


Вокруг фонтана в глубине площади разворачиваются 4-й (позже 16-й) и 18 -й троллейбусы. Я помню как я с мамой прилежно стояли в очереди, чтобы сесть в троллейбус. Никакой толчеи не было, никто не лез на голову чтобы сесть, это появилось позже - в 80-х годах.
Вот это место и станет через несколько десятилетий проклятым местом - Козьим болотом украинской государственности, где дважды провели государственный переворот и привели таки страну к кровавому сценарию.


Катер подходит к устью Десны. Там, где у него флаг, видна Лаврская колокольня. В те годы это была единственная киевская доминанта. Знакомый и родной с детства силуэт.
Запомнилось, как я её видел из Новоселок на Десне с крыши сарая. А это по прямой где-то 30-35 км.


Примитивные снасти. Вот только рыбы было на порядок больше и ловилась она повсеместно.


Справа - берег того, что сейчас зовут Оболонью. Видна бетонная секция несостоявшегося довоенного тоннеля под Днепром. Она и ныне там. Развевается флаг, под которым я родился и вырос - флаг УССР. Он вызывает у меня тёплые чувства, не то, что нынешний – петлюровский (написано в 2010 году, сейчас мои личные чувства к флагу Украины заметно окрепли)


Какая-то посудина, возможно еще довоенного выпуска, ползет по Днепру немного ниже устья Десны. В те годы речное судоходство было очень интенсивным и чрезвычайно разноообразным.


Строят хрущёвки. Район пока не опознан. Но скорее всего это Московский район (Нынешний Голосеевский).


Совершенно непривычный вид Левобережья.


Ближние пещеры в Киево-Печерской лавре. На дворе стоит эпоха почти что всеобщего атеизма. Только на одной пожилой женщине есть платок.


Вид со смотровой площадки в Киево-Печерской лавре. Видны храмы Ближних и Дальних пещер. Нет ни Южного моста, ни второго Дарницкого железнодорожно-автомобильного, ни тем более жилмассива Позняки на левом берегу. Даже массива Березняки, который сейчас считается старым, ещё нет. А город полностью заканчивается за Дарницким жд мостом.


Вот еще более лучший ракурс левобережья с этой же смотровой площадки.


Вот это чистота! Где мне взять машину времени? Я хочу на этот пляж!
В наше время все киевские зоны отдыха тотально загажены пластиком и полиэтиленовыми пакетами.


По-моему, это Чоколовка. Только что построенный районный универмаг.


Типовой киевский дебаркадер на устье Десны. Один из таких до сих пор сохранился в заливе около Троещины.




Лодочки на устье Десны. На них за копейки тебя могли перевезти на многочисленные острова. Впрочем сама пристань, именуемая тогда киевлянами - "Устье Десны", тоже находилась на острове.
Пляжный сезон в Киеве мог продолжаться не менее 4-х месяцев, насколько же южный этот город по сравнению с северным Санкт-Петербургом.


Так выглядел "дикий" Венецианский пролив до прихода туда Гидропарка. Теперь это практически центр города.


Огромное пространство ныне занятое Минским массивом, Оболонью, гигантской Куренёвской промзоной (и ТОРГзоной со всякими "Караванами") имеет абсолютно девственный вид. Заливные луга, пойменные озёра, вдали виден Пуща-Водицкий лес, расположенный на возвышенности.
Город в этой стороне заканчивался за железнодорожной станцией Петровка.


А это мой небольшой пост, который я написал в 2012 году, и котрый я посвятил своему детству и 30-ти летию смерти Л.И.Брежнева.
Решил его скопировать и вставить сюда же. Тут в основном уже 70-е и немного 80-х годов.

Вот именно это фото наиболее точно изображает моё счастливое советское детство, которое прошло в эпоху дорогого Леонида Ильича. В руках у меня шоколадное мороженое "Каштан", которое стоило 28 копеек и было до безумия вкусным.
Была счастливая и позитивная эпоха.
Люди были добрыми и дружными, неравнодушными к чужой беде, жадность и хитрость, стяжательство, лживость и лицемерие считались пороками и осуждались обществом, причем на неформальном уровне. А еще было живо и полно сил поколение, которое прошло через самую страшную войну в истории человечества. Оно то знало, что такое истинные ценности человеческого бытия.


Я в садике на 7 ноября 1968 года. Буквально через пару месяцев мы переедем на Сырец в новенькую 3-х комнатную кооперативную квартиру, которую мои родители, самые обычные советские инженеры только что построили. Так тогда говорили, именно "построили". У всех была стабильная работа и зарплата, а государство продавало кооперативные квартиры по себестоимости. 300% прибыль для владельцев строительных компаний не закладывалась в цену как сейчас.


1 сентября 1973 года. В первый раз в первый класс. До сих пор помню этот день, море цветов , взволнованные мамы и конечно свою первую учительницу Ларису Антоновну. Это была разумеется русская школа №28, что на улице Житкова (Сырец). Школа была еще совсем новенькая, потому как построена была всего за 6 лет до моего поступления в 1-й класс.
Того мальчика, сидит сзади меня, уже нет в живых, он погиб в лихие 90-е, которые словно каток прошлись по моему поколению.


Конец 60-х. Типичное советское застолье брежневской эпохи. Моя мама обернулась к фотографу а отец закусывает после очередного тоста.


А это я в Дарнице , около кинотеатра "Ленинград". Моя семья жила в Дарнице до 1969 года.


Это же место сейчас.


1970 год.Мама с подругой и её отцом. К слову эта её подруга, коренная киевлянка и еврейка в 90-х переехала в США, где живет по сей день.
На столе бутылка Жигулевского пива с характерной этикеткой.


День 7-го ноября - красный день календаря. Это знал каждый советский школьник.
Это перед демонстрацией у ограды Владимирского собора. Местом сбора киевлян на праздничные демонстрации были улицы, прилегающие к метро "Университет". Настроение было самое праздничное, а многие мужчины даже брали с собой выпивку, которую не особенно афишируя выпивали в компании сотрудников, прямо во время демонстрации. Когда колонны проходили по Крещатику лица людей излучали радость и позитив, а из динамиков установленных на каждом столбе раздавались радостные призывы: "Слава советским авиастроителям, машиностроителям, космонавтам, советской армии... Ура!" Ну и так далее.


1978 год. Моя сестра закончила школу.
Этого фонтана на нынешнем Майдане уже давно нет. Его демонтировали еще в начале 80-х.


1979 год. Моя сестра, студентка киевского Торгово Экономического института около сырецких прудов на улице Стеценко. Район нынешней станции метро "Сырец". Видны характерные скамейки, сделанные из дубового кругляка. Это место за 33 года практически не изменилось.


70-е годы. Мой отец на субботнике в своем родном институте Материаловедения, который находится в Академгородке. Иногда он меня брал на эти мероприятия с собой.
С самого утра было ощущение праздника, а заканчивался субботник тем, что сейчас называют идиотским словом "корпоратив". Выпивка и закуска заготавливалась заранее.


Мой родной Сырец в первой половине 70-х. Это фото нашей соседки и её дочки (кстати эта семья полностью майданулась, но я продолжал с ними общаться вплоть до самого отъезда)
. В те годы соседские двери на лестничной площадке были всегда открыты. Зайти к соседям по площадке на кухонные посиделки, причем безо всякого предупреждения, было обычным делом.
Вот та новенькая "чешка", что выше всех , это и есть наш дом.


А это 1967 год. Я с сестрой и её подружкой в нашем дворе на улице Строителей (Дарница). Эпоха электронных развлечений еще не наступила и дети проводили всё своё время во дворах. Даже обычный катушечный магнитофон был далеко не у каждого, а если и был, то собраться целой толпой на прослушивание записей у кого то в квартире было привычным  делом.


Это же место сейчас.


Я в подготовительной группе садика, который до сих пор находится на улице Щусева. Это был новогодний утренник под новый 1973 год.


1977 год, мне 11 лет. Я , моя бабушка и ее двоюродная сестра. Это была моя первая в жизни поездка в Москву, столицу нашей необъятной Родины. Красная площадь меня тогда поразила своей красотой и мощью.

Tags: Киев, гражданская война на украине, личное
Subscribe

  • Киев начала 10-х годов. Много железнодорожного.

    1. Лето 2012. Киев. Станция Дарница. Недавно построенное депо скоростного сообщения УЗ и электричка "Интерсити" Хюндай. Тогда еще совсем…

  • Киев. XX век и мои воспоминания.

    1. Киев, 1967 год. По только недавно построенному Метромосту в Дарницу следует трёхвагонный поезд метро. Киев ещё не стал мегаполисом и только…

  • XX век и мои воспоминания.

    В этом году, в связи с 40-летием буду стараться часто вспоминать 1985 год, от которого нас отделяет эта временная дистанция. Роковой год в истории…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Киев начала 10-х годов. Много железнодорожного.

    1. Лето 2012. Киев. Станция Дарница. Недавно построенное депо скоростного сообщения УЗ и электричка "Интерсити" Хюндай. Тогда еще совсем…

  • Киев. XX век и мои воспоминания.

    1. Киев, 1967 год. По только недавно построенному Метромосту в Дарницу следует трёхвагонный поезд метро. Киев ещё не стал мегаполисом и только…

  • XX век и мои воспоминания.

    В этом году, в связи с 40-летием буду стараться часто вспоминать 1985 год, от которого нас отделяет эта временная дистанция. Роковой год в истории…