flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Станция Старая Русса и немного военной истории.

1. Старая Русса обладает большим и шикарным вокзалом, который построили в 1955 году в стиле - сталинский ампир. Старый вокзал дореволюционной постройки был наполовину разрушен в годы войны и восстанавливать его не стали.
В те годы движение пассажирских поездов тут было не в пример нынешнему. Через эту станцию например ходил поезд Москва - Таллин, было гораздо более интенсивное пригородное движение. Возможно были еще какие-то пассажирские поезда, связывающие Эстонию и город Псков с остальной страной.

Рядом с вокзалом стоит часовня современной постройки.
Станция Старая Русса Октябрьской железной дороги  расположена на 471 км однопутной железной дороги Рыбинск - Бологое - Псков. Дорога эта, которая связывает центральную Россию и верхнее Поволжье со Псковом и странами Балтии, в частности с Эстонией, была построена в 1897 году.
Кстати первоначально железная дорога сюда пришла не стороны Бологое, а от Великого Новгорода. Была когда-то такая жд линия Новгород - Шимск - Старая Русса. В войну ее разрушили, а после восстанавливать не стали. Теперь кое-где можно найти её остатки.
Станция Старая Русса так и осталась неузловой, но довольно крупной станцией на всем участке от Бологое до Дно.

2. Вот на этой карте хорошо видна Старая Русса на жд линии Бологое - Дно - Псков, которая проходит южнее озера Ильмень.


3. Памятная табличка в честь железнодорожных войск, которые сразу же после освобождения в 1944 году этих мест от нацисткого вермахта, быстро восстановили линию Старая Русса - Дно - Псков.


4. В наши дни движение пассажирский поездов тут совсем слабое. Всего один, но зато ежедневный поезд Псков - Москва.


5. Огромное сталинское здание вокзала большую часть суток стоит пустым. Это зал ожидания.


7. Главный зал вокзала.


8. С пригородным движением тут совсем худо. Всего одна пара на участке Бологое - Старая Русса и то всего 2 раза в неделю. На участке Старая - Дно, пригородное движение отсутствует. А это значит, что добраться пригородным поездом, например до Пскова невозможно.


9. Станция. Вид в сторону Бологое. В тот день грузовых составов, готовых к отправлению или пропускающих встречный поезд на станции не было. Какой-то неполный состав стоял на дальних путях.


10. Но мне повезло, как раз через станцию прошел поезд под новым 2ТЭ116У (выпущен в Луганске) из депо Иваново. Оказывается Ивановские тепловозы доходят аж до Дно.


11. Вид на вокзал со стороны путей. Впечатлили очень красивые колонны здания вокзала.

Фоткать что-то еще на этой станции я не решился, из-за того, что по платформе ходило несколько полицейских и мне совершенно не хотелось привлекать их внимание. Тем более что и фоткать что-то ещё, особо было нечего. Хотя уже потом я узнал, что на этой станции имеется полузаброшенное бывшее депо и можно было также сходить туда.

12. Так выглядел первый вокзал дореволюционной постройки, который разрушили в войну.


13. В интернете обнаружил много фотографий станции Старая Русса немецкого происхождения. Город находился в оккупации больше чем 2,5 года, причем недалеко от линии фронта. За этот период на станции бывало много немецких военнослужащих, которые сделали эти фотографии.
Вот так выглядел местный вокзал в период нацистской оккупации. Немцы брали Старую Руссу штурмом и вокзал был разрушен ещё в 1941 году.
01-2 Старая Русса железнодорожный вокзал.jpg

14. Прибыл состав с военной техникой для 16-й немецкой армии, которая держала оборону в этих местах. Город Старая Русса был главной базой снабжения немецких войск, державших оборону в районе печально знаменитого Демянского котла-выступа.
01-4 Старая Русса железнодорожный вокзал.jpg

15. Вероятно кто-то из немцев снял последствия советского авиаудара. Город был близко от передовой и являлся важным узлом немецкой обороны в этом секторе фронта, поэтому скорее всего подвергался частым авиаударам советской авиации.
А может фотография сделана сразу после занятия немцами станции в августе 1941 года. Тогда станция Старая Русса была ещё узловой (Линия на Шимск и Новгород)
01-12 Надпись в Старой Руссе горят дома Staraja Russa].jpg

16. Фото 1941 года, сделанное сразу после взятия города немцами 9 августа. Через станцию гонят советских военнопленных.
01 Старая Русса железнодорожный вокзал отправка пленных русских солдат за линию фронта. 1941.jpg

17. Кто хорошо разбирается в паровозах ответьте- немецкий ли это паровоз? На наш вроде не похож.
01-13 Lok, PK 448, Staraja Russa,.jpg

17. Похоже что таки да - немецкий, пригнанный из Европы. Колея значит тоже была перешита в эти 2.5 года на европейский размер.
01-14 Lok, PK 448, Staraja Russa,[1].jpg

18. Немцы бродят по развалинам вокзала.
01-7 Старая Русса железнодорожный вокзал.jpg
Советские войска неоднократно пытались безуспешно овладеть Старой Руссой ещё в феврале 1942 года. Позже была так же неуспешная Старорусская операция в марте 1943 года и в августе 1943 года.
18 февраля 1944 года Старая Русса была освобождена войсками 1-й Ударной армии 2-го Прибалтийского фронта в ходе Старорусско-Новоржевской наступательной операции. К моменту освобождения в разрушенном городе не оставалась ни одного жителя.
Короче не повезло этому городу, так близко находится к линии фронта и быть в оккупации целых 2,5 года. Впрочем у Великого Новгорода была точно такая же судьба.

19. Так выглядела линия фронта в этом секторе Советско-Германского фронта в начале 1943 года, примерно такой же она была и почти весь 1942 год.  Хорошо виден Демянский выступ, за который больше года шли упорные сражения. Летом и осенью 1943 года, линия фронта выглядела практически так же, только уже без Демянского выступа, который немцы оставили в конце зимы 1943 года. Демянский выступ исчез, а Старая Русса как важный опорный пункт 16-й немецкой армии, ещё целый год пробыла в оккупации. Даже Великие Луки освободили на год раньше.

Советским войскам вообще катастрофически не везло на всём северо-западном направлении, весь 1942 и 43 годы. Бои за Ржевский выступ, который был неподалеку от этого района, как известно в целом тоже не были успешными для Красной армии.
И только в начале 1944 года, нашим войскам наконец удалось окончательно сокрушить немецкую оборону в северо-западном секторе и отбросить противника из Новгородской, Ленинградской и значительной части Псковской областей. Сам Псков немцы удерживали еще до лета 1944 года.
В этих районах немецкие войска удержались дольше всего из всей захваченной территории РСФСР.

20. Местный автовокзал расположен рядом с железнодорожным.


21. Автобусное сообщение, в отличие от железнодорожного пригородного, развито тут неплохо. Есть прямые автобусы на Санкт-Петербург.


22. Возле вокзала есть автомобильный путепровод, с которого я и сделал эти снимки. Это вид в сторону Бологое.


23. Станция Старая Русса вся как на ладони.


24. Кстати общежитие на западной окраине города, в котором нас поселили, находилось недалеко от железной дороги. И я вечером конечно же сходил в сторону путей.
Это вид в сторону станции Старая Русса. Поездам со стороны Дно горит красный.


25. Кто знает - что это столбы?


26. Вид в сторону Дно вышел плохо из-за солнца. В сторону Дно горит зеленый, а значит скоро должен проследовать состав.


27. Не прождал я и 15 минут как прошёл в сторону Дно грузовой состав. Его вел тоже новый 2ТЭ116У.


28. Хвост уходящего поезда.
Все таки грузовое движение, в отличие от пассажирского, на участке Бологое - Дно, остается довольно интенсивным.


29. Рядом находился заброшенный завод ЖБИ.
Tags: Великая Отечественная война, поездки по Северо-Западу России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments