flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Поездка на форт Красная Горка

Решил в воскресенье смотаться на форт Красная Горка, который находится на южном берегу Финского залива в 60 км к западу от Петербурга. Тем более, что мне с Автово ехать довольно удобно, не надо весь город пересекать.
Раньше много раз слышал про этот форт, собственно благодаря которому, в 1941 году и был удержан нашими, так называемый Ораниенбаумский плацдарм, который был у немецкой 18-й армии, осаждавшей Ленинград два с лишним года, как кость в горле. Плацдарм этот отвлекал на себя немалые силы немцев и способствовал стратегической устойчивости всего Ленинградского фронта.


1. Сел на автобус у себя, около метро "Автово", который идет на Ломоносов. Этот автобус считается городским и на нём можно ехать до самого Ломоносова (Оранинбаума) по питерскому проездному.
Фото сделано из окна, когда мы ехали по Петергофскому шоссе.


2. Проезжаем мимо современного микрорайона "Балтийская жемчужина".


3. Пошли красоты этого направления.
Это Свято-Троицкая Сергиево-Приморская мужская пустынь. Основана дочерью Петра Первого императрицей Елисаветой Петровной в 1734 году. В советское время пребывала в запустении, в дальнейшем тут была школа милиции. Возрождается с 1994 года.


4. Морская резиденция президента России в Стрельне.


5. Вдоль дороги тянулись дворцово-парковые ансамбли и роскошные рощи. Постоянно попадались отреставрированные старые постройки эпохи императорского Петербурга. Красивое направление!


6. Дом Струкова (1828 год), в котором ныне размещается дворец бракосочетаний Петродворцового района города, который вытянулся вдоль южного берега Финского залива до самого Ораниенбаума.


7. Это уже мы проезжаем Петергоф. Из окна автобуса стали видны красивые старые жилые дома этого самого известного пригорода Петербурга. В самом Петергофе и парке с фонтанами я был уже больше года назад, почти сразу после своего приезда в город на Неве. Прошлое лето в этих краях было не в пример нынешнему.


8. Дом Редичкина. Постройка 1912 года.


9. Перед Ломоносовым пересекаем железную дорогу на Калище, которая выходит в этих местах практически к побережью залива.


10. Городские въездные ворота в Ораниенбаум. Постройка 1829 года. Они встречают каждого кто приезжает в этот пригород по автомобильной дороге.


11. Прибыл на станцию Ораниенбаум. Конечная всех питерских автобусов и маршруток находится тут же, на Привокзальной площади.
Со стороны станции Калище следует электропоезд.


12. Собор Архангела Михаила, возведенный к 300-летию дома Романовых.


13. Дальше я добирался на электричке до платформы "68-й километр". Ждать её мне пришлось всего 15 минут.


14. Проезжаем под развязкой с которой дорога идёт на дамбу.


15. На станции Бронка был замечен грузовой состав под под 2ТЭ116. Значит таки на этой южно-приморской линии есть грузовое движение.
В конце концов это линия не заканчивается вместе с электрификацией в Калище (Сосновый Бор), а идёт дальше к станции Котлы, откуда есть выход на Веймарн и порт Усть-Лугу.
Интересно а за Сосновым Бором хоть какое-то движение наблюдается по этой линии? Яндекс-расписания говорит, что пассажирского движения за Сосновым Бором нет.


16. Перед станцией Большая Ижора и железная и автодорога идут параллельно, прямо по берегу Финского залива, который тут судя во водорослям мелководный.


17. Платформа "68-й километр", где я вышел.


18. Дальше надо было идти около трех километров по дороге в сторону Краснофлотска, где и расположены остатки форта Красная Горка.


19. Перед самым Краснофлотском дорога стала булыжной, вероятно ее положили еще в начале прошлого века, когда строили эти фортификационные сооружения.


20. Мощный береговой форт Красная Горка (первоначально - Алексеевский) был построен на полуострове, вдающемся в Финский залив, который находится на его южном берегу и с которого очень удобно простреливать подходы к северной столице России со стороны Балтийского моря.
Строительство под руководством генерал-майора Шишкина было начато в 1909 году и закончено к 1915 году. Назван по деревне Красная Горка (ныне — поселок Красная Горка), рядом с которой находится.
Форт вошел в строй в начале 1914 года. К началу мировой войны гарнизон форта был укомплектован по штатам военного времени (2000 артиллеристов, 2000 пехотинцев и более 500 военнослужащих других родов войск). В боевых действиях мировой войны форт участия не принимал.
Гарнизон форта принимал участие в гражданской войне, причем с обоих сторон.
По настоящему Красная Горка показала себя уже в Великой Отечественной войне, когда на мощный форт сумела опереться отошедшая к берегу залива и отрезанная от Ленинграда советская 8-я армия, создав таким образом Ораниенбаумский плацдарм, который держался до самого 1944 года.
Радиус действия его орудий фактически определял дальность расположения немецких позиций. Вокруг форта были проложены железнодорожные пути, по которым на специальных транспортерах перемещались крупнокалиберные корабельные орудия (356-, 305-, 180-мм).

После войны форт некоторое время поддерживался в боеготовом состоянии, потом его помещения использовали в качестве складов, а затем почти полностью забросили.


21. Практически сразу после постройки к форту была подведена жд линия от станции Лебяжье. В 60-е годы эта ветка была электрифицирована и сюда из Ленинграда стали ходить электрички.
Много лет тут была закрытая для постронних зона и въезд только по пропускам. В послевоенные годы тут расположились склады боеприпасов Балтийского флота и позиции противокорабельных ракет "Сопка". После 1991 года этот закрытый режим сняли. Впрочем тут и сейчас полно воинских частей, одну из которых немного видно даже на этом фото.
А вот железную дорогу несколько лет назад забросили, движение было прекращено, контактная сеть снята, но главный путь остался целый.


22. Заброшенная станция "Краснофлотск".


23.


24.


25. На бывшем здании станции еще висит табличка, предупреждающая о закрытом режиме данной территории.


26.


27.


28. Теперь тут чья-то дача.


29. Я пошел дальше к остаткам самого форта, увидев по пути старый разрушенный ДОТ.


30. Бывший переезд. На нем были видны не только рельсы главного пути идущего от станции Лебяжье, но и остатки рельсовых путей, которые некогда вели к артиллеристким позициям.


31. Значительную часть бывшего форта занимает современная воинская часть.
Викимапия определяет ее как "15-й арсенал ВМФ".


32. Бывшее убежище для пехоты №6 сухопутной обороны Форта "Красная Горка" и телефонная станция.
Ныне тут народный музей Форта "Красная Горка". Висит флаг СССР.
Честно говоря в это место надо ехать с проводником или экскурсоводом, который хорошо знает объект и может что-то рассказать и показать. Я же просто прошёлся, что-то увидел, что-то (большую часть) нет, посмотрел саму местность, проникся как говорится её духом, полюбовался на отвесный берег Финского залива.


33.


34.


35.


36.


37.


38. Щит с характеристиками противокорабельного комплекса "Сопка", позиции которых тут находились в 50-70-е годы .


39. Викимапия пишет, что тут находилась - "Батарея из восьми 10-дюймовых орудий Бринка. Во время Великой Отечественной войны находилась в законсервированном состоянии и в боях не участвовала."


40. Артиллерийский транспортер ТМ-III-12. Три таких транспортера были построены к январю 1939 г.
Войну в 1941 году встретили на полуострове Ханко, тут на Красной Горке их не было. Потом они достались финам в качестве трофеев.
После войны их вернули в СССР и они служили в 1-й гвардейской морской железнодорожной Красносельской Краснознаменной артиллерийской бригаде (батарея № 9 стала № 294). Базировались на «Красную Горку». В 1961 г. транспортеры были поставлены на консервацию, а в 1975 г. данный транспортер стал частью экспозиции музея Береговой артиллерии — филиала Центрального военно-морского музея. В 1999 г. с форта ушли военные, и техника стала объектом мародерства. В частности, с транспортера ТМ-III-12 был срезан орудийный замок.


41. В тот день тут было полно отдыхающих, приехавших из города на своих автомобилях. Погода была неплохая.


42. Корабельная артиллерийская установка Б-13 образца 1935 года.
"К началу 1941 года на кораблях и береговых батареях насчитывалось 378 пушек Б-13. Во время Великой Отечественной войны пушки Б-13 были самыми распространенными морскими орудиями среднего калибра. Эти же орудия стояли на вооружении многих морских береговых батарей, использовались в составе бронепоездов и железнодорожных батарей. Данное орудие, вероятно, появилось на форте «Красная Горка» в конце 1960-х — начале 1950-х годов."


43. Орудийный двор. Самый доступный и сохранившийся на этой батарее.


44. Артиллерийский транспортер ТМ-I-180.
"Первые 4 транспортера были изготовлены в 1934–1935 гг. на Ленинградском Металлическом заводе.
Всего до 1941 г. в Ленинграде и на Николаевском заводе было изготовлено 20 таких транспортеров. Они были организованы в отдельные железнодорожные артиллерийские батареи 4-орудийного состава. В январе 1942 г. эти батареи вошли в состав 401-го железнодорожного артиллерийского дивизиона знаменитой 101-й морской железнодорожной артиллерийской бригады (базировались на Ленинград). Транспортеры ТМ-I-180 стали главными героями контрбатарейной борьбы под Ленинградом. Бригада выполняла задачи контрбатарейной борьбы с германской артиллерией, огневой поддержки советских войск, обеспечения морских коммуникаций Ленинград—Кронштадт.
Оставались на вооружении до 1961 года. В 1961 г. два дивизиона 180-мм транспортеров прибыли на консервацию на «Красную Горку»"


45.


46. И буквально в метрах 200-х от этого места проходит крутой и почти отвесный берег Финского залива.


47. Виден противоположный берег, до которого 22 километра. Это район Песочное - Приветнинское - Смолячково на северном берегу Финского залива.
По морскому каналу движется судно.


48. ДОТ на берегу Финского залива. Вероятно выполнял противодесантные функции, ведь в ту войну на том берегу залива были позиции финских войск.


49. Берег с обрывом в 20 метров.


50.


51.


52. Советский мемориал морякам-артиллеристам.


53.


54.
После этого меня незнакомые люди подвезли на автомобиле к станции Лебяжье, где я вышел не на самой станции, а перед ней. Хотелось немного пройтись по заброшенной ветке Лебяжье - Краснофлотск.


55. На ней я увидел ржавые рельсы и деревянные шпалы в плохом состоянии. Опоры контактной сети сохранились.


56. Наконец подходит действующая ветка из Калище и начинается станция Лебяжье. В сторону Краснофлотска горит красный запрещающий сигнал светофора.
Кто бы мог подумать... И сколько лет он так горит?


57. Живая линия на Калище и мертвая на Краснофлотск.


58.


59. Навстречу выскочила электричка, следующая в сторону Калище. Я на ней же и вернусь в город, когда она сделает оборот.


60. Железнодорожные мосты через реку Лебяжья.


61. Железнодорожные раритеты на станции Лебяжье.


62. Старый советский кассовый павильон станции Лебяжье. Ныне заброшен.


63. Тут красивые места, идеальные для дачи.


64. Давным давно списанные, еще советские вагоны рефрижераторы.
Tags: Ленинградская область, Петербургское лето 2015
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments