?

flackelf


Русский киевлянин пишет из Петербурга.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Динамика роста железнодорожной сети в Российской империи.
flackelf
Довольно интересные карты, на которых видно как всего за 35-40 лет, Россия превратилась в одну из крупнейших железнодорожных стран мира


1. До отмены крепостного права было построено всего две дороги, Петербург - Москва и Петербург - Варшава.

Потом, уже в 60-годы стал зарождаться (в будущем крупнейший в Европе) Московский жд узел. Также одной из первых появилась Риго - Орловская железная дорога, по которой от Орла до Смоленска я как раз недавно ездил.
Уже на первой карте видно как от Курска начали тянуть рельсы на Киев и юго-западный край империи - Малоросию. Также в числе первых построили линии Москва - Нижний Новгород с его ярмаркой и мощным речным портом на Волге и линию на Воронеж, в то время важный речной порт в верховьях Дона.


2. 70-е годы.
Уже построено много линий. Юго-Западная дорога, связавшая Малоросию с Польшей и Одессой, Либаво-Роменская, связавшая опять же Малороссию с балтийскими портами. Рельсовый путь устремился через Ростов на Кавказ. Москву и Севастополь отныне тоже связал рельсовый путь, тот самый "Курский ход" о котором я недавно писал (ныне он перерезан хунтовской Украиной). Построена линия от Поволжья (Самара) до Вязьмы, с последующим выходам к балтийским портам по уже существующим линиям. Началось строительство Северной дороги от Москвы на Ярославль и Вологду. Строится железная дорога от Москвы через Смоленск на Брест и Варшаву, ныне она одна из важнейших и связывает Россию с Европой.
И кстати да, построена та самая железная дорога от Харькова до Ростова, через Славянск, Иловайск и Таганрог, которая в наши дни блокирована войной в Донбассе и которая много лет дублировала воронежский ход на Кавказ.


3. Железка пришла в Саратов и Царицын (Волгоград). Через всю Малороссию начали строить дорогу от Фастова к Екатеринославу вдоль Днепра, связав тем самым Киев и Ростов. Провели линии на Николаев и ещё одну на Одессу, через Елисаветград, которые составили скелет нынешней Одесской дороги, которая оказалась на современной Украине.
В Закавказье появилась дорога, пока изолированная от основной сети, но уже связывающая Каспий с Черным морем.


4. На этой карте видно как стал зарождаться Харьковский жд узел, позже ставший одним из крупнейших в стране.
А от Петербурга провели линию на Ревель (Таллин)


5. Железная дорога уже преодолела Уральские горы в районе Челябинска и пошла на Сибирь, зарождая будущий Транссиб.
На Северном Кавказе рельсы вышли к Каспию в районе нынешней Махачкалы. Связь с центром страны получили Оренбург и Казань


6. Эта же карта 1902 года уже мало чем отличается от привычных карт жд сети европейской части СССР. Почти все основные линии, действующие и поныне, уже проведены, а Москва уже - главнейший узел всех железных дорог России.
Еще тут видно как строят Киево-Ковельскую, столь мною любимую по жизни на Украине, и дорогу от Петербурга строго на юг, на Витебск и Жлобин, давшую жизнь питерскому Витебскому вокзалу. Строят также дорогу от столицы империи на Вологду, Вятку и Пермь, ставшую в будущем северной ветвью Транссиба.
А ещё Северная железная дорога наконец пришла к Ледовитому океану, пока только в порт Архангельск. В Мурманск железка прийдет перед самой революцией.
Поволжье получило связь с портом Новороссийск (дорога от Царицына, через Тихорецкую и Екатеринодар), а жд сеть будущей Украины, а тогда Малороссии уже достаточно густая. Киев по крайней мере уже железнодорожный узел с четырьмя направлениями (пятое добавится только в 1987 году).
Начали строить железную дорогу от Оренбурга в Среднюю Азию, мимо Аральского моря на Ташкент, неся плоды современной цивилизации этим территориям, только недавно вошедших в состав империи.

Всё это строилось при трёх Российских государях - Александре II, Александре III и Николае II. По моему мнению эти карты достаточно наглядно показывают тот гигантский экономический рывок, который наша страна совершила в последние пять десятилетий перед 1917 годом.
Идея поста подсмотрена тут:
http://visualhistory.livejournal.com/1200022.html



  • 1
Как-то грустно это читать, такую страну .... Теперь ни Варшава. ни Киев, ни Балтика - не наша...

Насчет Балтики не совсем так. Только частично, хоть и значительно

Приобрели восточную пруссию, потеряли финляндию и три приаблтийские республики... а при империи кстати рига была не менее важным выходом в море, чем Петербург. Кстати, к 1914 Рига стала четвертым городом РИ по численности, даже ненмого опережая Киев - 558 тыс. А к концу советского периода чуть чуть не хватило до города миллионика. Естестественно в оба периода независимости население города резко сокращается.

Edited at 2015-07-21 01:24 pm (UTC)

Читал, что....

Первая ж/д в России была построена нагличанами при осаде Севастополя, для подвоза боеприпасов из Балаклавы. И вроде как она даже еще живая...

Re: Читал, что....

Это была узкоколейка от Балаклавы к позициям под Севастополем. Разобрана британцами при их уходе из Крыма. По легендам оставшиеся рельсы и что-то еще использовались то ли для трамвая севастопольского (вряд ли), то ли для узкоколеек местного порта и карьера. Никаких следов той дороги не осталось, как и трамвайных путей.

Андрей,

видимо исходные изображения бОльшего разрешения, чем в итоге вставились в ЖЖ. Тут масса вариантов - можно либо сделать кликабельными с ссылками на оригинал (или возможностью просмотра в отдельном окне) - я так поступил с ГЭТ РБ:

http://messer-2009.livejournal.com/tag/%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82

либо при вставке в ЖЖ - я на это не сразу обращал внимание - оставлять исходный размер (что не всегда смотрится): http://messer-2009.livejournal.com/66226.html

Просто иначе детали карт не видны.

Если перейти по ссылке в конце статьи то можно посмотреть карты в полном разрешении.

В принципе желающие могут сходить по ссылке и рассмотреть всё подробнее.
Я лишь хотел описать в общих чертах и имеющихся карт для этого вполне достаточно

Очень интересно и познавательно. Спасибо.

В 60х - 70х годах 19 века, для строительства железных дорог в России активно привлекали иностранный капитал. Как водится, отечественные чиновники и дельцы взявшиеся за подряды строительства первым делом разворовали все деньги инвесторов. Строить стало не на что. Наиболее в этом отличилось главное общество российских железных дорог.
Так как деньги были даны под личные гарантии российских монархов - царское правительство до начала 20 века выкупало частные доли в железнодорожных акционерных обществах.
Таким образом, Россия несла двойное бремя при создании сети железнодорожных сообщений и фактически справилась с задачей своими внутренними силами.

  • 1