flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Поездка в Хибины. Кировск. Мурманская область.

Это была одна из интереснейших поездок в моей жизни.
На второй день моего посещения Мурманска нам предстояло поехать на юг, почти на 200 километров, в самый центр Кольского полуострова, в город под названием Кировск.

1. Приятно удивила федеральная трасса "Кола" Р-21 Мурманск - Санкт-Петербург. Водители говорят, что она такая почти вся, до самого Питера.
А говорят мол в России мало хороших дорог.


Можно вот так идти по трассе целых 100 километров и ни одного населенного пункта не встретить. Деревень как в центральной России тут нет, только города.


2. Путь лежал строго на юг до Оленегорска, где дорога немного отклоняется на запад от железной дороги к Мончегорску. Дальше она с западной стороны огибает озеро Большая Имандра и доходит до поворота на Апатиты, который важно не проскочить на большой скорости. Ну а дальше уже по местной дороге на восток, через город Апатиты к Кировску, лежащему в самом центре горного массива на под названием Хибины.


3. Нам открывались потрясающие виды летнего Заполярья из окна автомобиля. Да и скорость была тоже неплохая.


4. До Питера по трассе почти 1300 километров.


5. На подъезде к Мончегорску.
Справа показались какие-то горы. Вообще полазив по карте я был просто шокирован здешними названиями - Монче-тундра, Кеппер-уайвеч, Реутчокки или например Ен-лаг.
В первый раз в жизни слышу такие топонимы. Удаленная и абсолютно незнакомая для меня земля, которая таит много неизвестного.
А, вот кажется нашёл в викимапии что это за горы - вероятно это хребет Эбручорр (Дождевой хребет), высота до 1000 метров. Но это не Хибины, они расположены восточнее.
Кстати, кто нибудь мне объяснит, с какого языка идут эти необычные названия.


6. Около Мончегорска, который мы проехали по касательной, нас накрыл небольшой дождь. Ведь все таки "Дождевой хребет" рядом.
Впереди тоже видны какие-то горы.
Уже нашел, это гора называется Ниттис (Девичья грудь). Высота 618,2 метров над уровнем моря.
  В этой горе расположена главная подземная выработка в комплексе рудников Ниттис-Кумужье-Травяная.


7.


8.


9. За Мончегорском свернули с главной трассы налево к Апатитам. На этот раз это уже видны Хибины на фоне озера Большая Имандра.
Где-то на той стороне озера проходит железная дорога Мурманск - Санкт-Петербург.


10.


11. Мост над проливом, который соединяет озеро Большая Имандра и озеро Экостровская Имандра, которое тоже на карте выглядит внушительно.


12. Задеваем самый край города Апатиты и сворачиваем севернее на Кировск. Обратите внимание на дорожное покрытие, а ведь это такая удалённая российская глубинка, до которой ещё попробуй доберись. А ещё этот город с населением всего в 57 тысяч человек, обладает собственным аэропортом, откуда летают рейсы на Москву и Питер.
Не знаю как тут обстоит дело с зарплатами, но на депрессивный регион это совсем не похоже.


13. Какая-то железнодорожная ветка, отходящая на фоне Хибин, от главного хода СПб - Мурманск. Наверное именно на и и дет на Кировск, а если там постоянка, то значит где-то должна быть станция стыкования.


14. Мы как раз стояли на переезде, пропускали этих два ТЭМ2.


15. У ворот города Кировск нас встречает современный храм Спаса Нерукотворного образа, построенный в 2004 году.


16. Движемся по центральной улице Кировска проспекту Ленину. Виды просто потрясают!


17. Местная администрация. Здание довоенной постройки.


18. Одна из центральных площадей города.

Небольшая справка о городе:
Кировск (в 1929 -1934 Хибиногорск) - город в Мурманской области России. Население 27000 чел.
Кировск расположен на Кольском полуострове в 205 км к югу от Мурманска.
В муниципальное образование город Кировск с подведомственной территорией, помимо города входят населённые пункты: Титан и Коашва. Город включает отдельно расположенный микрорайон Кукисвумчорр. Ну вот попробуйте с первого раза быстро и вслух прочитать это название...

Город относительно молодой и возник в СССР. В 1920-х годах в результате геологических изысканий в Хибинах были открыты богатые залежи апатито-нефелиновых руд, разработка которых началась в 1929 году трестом "Апатит". Одновременно со строительством рудника и обогатительной фабрики возводился и город.


19. Местный горно-минералогический музей или "башня с часами".
И гора с которой предположительно сделан снимок, представленный мною ниже. (снимок не мой разумеется).


20. Кировск с высоты здешних гор. Город как-бы полуокружен Хибинами с трёх сторон.

Хибиины - крупнейший горный массив на Кольском полуострове. Геологический возраст — порядка 350 млн лет. Вершины платообразные, склоны крутые с отдельными снежниками. Основными минералами, добываемыми в Хибинах, являются: апатит, нефелин, сфен, эгирин, полевой шпат, титаномагнетит.

А еще тут развит горно-лыжный туризм и альпинизм.


21. В самом центре города. Вся застройка сталинская, довоенная. Дома в хорошем состоянии, видно что за ними следят.


22. В глубине виден местный дворец культуры, к которому ведет красивая лестница.
Чувствуется, что ещё при основании города,  было сделано всё, чтобы жители этого сурового края не чувствовали себя оторванными от цивилизации.


23. Памятник Кирову, который сделал очень много для освоения этого северного края. За ним видна современная гостиница "Эккос".


24. Тут как и в Мурманске стараются ярко красить здания.


25. Гостиница "Северная".


26. Ну а теперь, перекусив в местном кафе, мы направляемся к главной для меня достопримечательности этих мест - промышленной железной дороге.


27. Я не знаю как это называется точно, но эти сооружения как-то связаны с местными рудниками.


28.


29. А вот и здешняя промышленная железная дорога. Дорога, в отличие от соседнего магистрального хода СПб - Мурманск, электрифицирована в стандарте постоянного тока. Имеет собственное депо, к которому приписано 14 электровозов ВЛ10 и даже целых 5 сверхмощных ВЛ15, еще есть много маневровых ТЭМ2 и даже один современный электровоз 2ЭС10 «Гранит». Дорога ведомственная и к РЖД не имеет никакого отношения.
Дорога числится на жд сайтах под названием - "ПО Апатит".
Обратите внимание на шестиосные вагоны-рудовозы (не знаю их точного названия). На обычных линиях РЖД такие не видел.


30. Схема этой местной железной дороги очень сложная, достаточно только взглянуть на вот эту карту.
Чтобы в этом всём досконально разобраться надо потратить время. Тут много рудников, тупиковых и кольцевых веток и как всё это работает с первого взгляда никогда не поймёшь.


31. Вид на центральную часть города со стороны удаленного микрорайона под названием "Поселок 25-й километр". Прямо перед нами находится горное озеро Большой Вудъярв, на берегу которого собственно и находится центральная часть Кировска.


32. Дома "посёлка 25-й километр" тоже довоенной постройки. Посёлок расположен у большого рудника имени Кирова


33. Вот там в вагоны засыпается руда.


34. Вот так и живут тут люди, у подножия северных и холодных гор, совсем рядом с рудниками и  железной дорогой.


35. С центральной частью Кировска микрорайон связан автобусами и маршруткой.
Я представляю какой тут холод и снежные заносы зимой. Автобусная остановка полукруглая и полностью закрытая со всех сторон. Жалко что не сфоткал.
В тот день когда мы тут были был холодный ветер и температура +9. И это в середине лета.


36. Едем вдоль берега озера Большой Вудъярв.


37. По пути встречаем старый и обшарпанный ВЛ10, который тянет состав за рудой.




38. А вот ещё одна местная достопримечательность - заброшенная пассажирская станция города Кировск.


39. Заброшенный и довольно большой вокзал сталинской довоенной постройки. Принимал всегда только электрички, в связи с чем не совсем понятно, почему его построили таким большим?
Движение электропоездов на Апатиты прекращено 20 лет назад, здание горело, после этого стоит заброшенное и постепенно разрушается.


40. Сгнившие деревянные шпалы.


41. Вид на здание с южной стороны.


42. И вид со стороны бывшей Привокзальной площади.


43.


44. Бывшие и достаточно большие залы ожидания.


45. Ильич всё ещё на месте.


46. Все поезда на Ленинград давным-давно ушли в прошлое.


47. А это действующая 2-х путная грузовая промышленная  линия, которая проходит совсем рядом.


48. Повезло! Вот и поезд, ведомый на этот раз старательно выкрашенным корпоративным ВЛ10У-732. На локомотиве красуется корпоративная надпись "Фосагро".


Машина выпущена в 1980 году. В 80-е годы работала на Восточно-Сибирской дороге.


49. Вид на горный массив с юга.


50. Очень порадовало местное заполярное живое пиво торговой марки "Кольское". Лучшее в России, из всего что пробовал.
Почему его не продают в Питере?


51. Возвращаемся назад и снова переезжаем тот самый переезд в Апатитах.


Впереди предстоит проехать 200 километров до Мурманска. Саня торопится, тоже ведь пива хочет, а в Мурманске продажа прекращается не в 22-00 как в Питере, а в 21-00. Рановато однако.
Tags: Российский север, поездки по России
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Валуйки. Движение на Украину.

    Один знакомый любитель железных дорог из Подмосковья, в начале июля совершил вылазку на юг Белгородской области, к самой границе с Украиной, на линии…

  • Новолисино - Форносово.

    Сегодня был свободный день и я решил съездить на грузовой ход Мга - Гатчина - Лужская-Сортировочная (порт Усть-Луга), который проходит в 40…

  • Пенза. Часть 2.

    Предлагаю заключительный большой пост об этом достаточно малоизвестном в массовом сознании городе Российского среднего Поволжья. При этом город…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Валуйки. Движение на Украину.

    Один знакомый любитель железных дорог из Подмосковья, в начале июля совершил вылазку на юг Белгородской области, к самой границе с Украиной, на линии…

  • Новолисино - Форносово.

    Сегодня был свободный день и я решил съездить на грузовой ход Мга - Гатчина - Лужская-Сортировочная (порт Усть-Луга), который проходит в 40…

  • Пенза. Часть 2.

    Предлагаю заключительный большой пост об этом достаточно малоизвестном в массовом сознании городе Российского среднего Поволжья. При этом город…