flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Мурманск - русские северные ворота в Атлантику и Арктику. Часть 1

Прежде всего хочу выразить огромную благодарность мурманчанину по имени Александр, без которого эта поездка вообще не состоялась бы.

Первое ощущение, возникшее у меня в Мурманске, это - насколько же по духу этот город похож на Севастополь!

1. Мурманск - крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Мурманск находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря. Один из крупнейших портов России.
Центр города расположен в обширной низине, окруженной сопками. Рядом с центром расположен жд вокзал и морской порт. Сам же город вытянулся вдоль Кольского залива на целых 20 километров.
Одной из современных проблем города является неуклонное уменьшение численности населения, которое началось сразу после развала Союза. Если в 1990 году в городе жило 450 тысяч жителей, то сейчас только 305 тысяч.


2. Здание админстрации города и области. Здание построено в 1949 году.
Городу вообще еще меньше ста лет. Столетие Мурманск будет праздновать только в следующем году. Поэтому практически всё построенное в городе имеет исключительно советское происхождение. Никакой дореволюционной застройки здесь нет.


3. Сталинский дом на проспекте Ленина.


4. В Мурманске есть традиция красить здания в центре в разный цвет. Так мурманчане борются с цветовым голоданием: зимой в Мурманске основные цвета - белый и чёрный, а зима может длиться почти восемь месяцев.


5. Большинство домов в центре - сталинки, многие из которых были построены еще до войны. В 1942 году деревянный город полностью сгорел после немецких авианалётов, горели в том числе и эти сталинки. Но корпуса домов сохранились и их стало возможным восстановить после войны.


6. Такие плоские светодиодные сфетофоры я вижу в России впервые. Кажется в Беларуси видел такие же.


7. Украшения в виде корабликов на столбах центральной улицы.


8. Здание Мурманского морского пароходства. Над входом изображен белый медведь.


8. Герб города и его советские награды. Статус "город-герой" был дан Мурманску в 1985 году.
В ту войну совсем молодой ещё город выстоял, несмотря на бомбёжки, выдержал также сухопутную оборону на сопках в районе границы с Норвегией и Финляндией. При этом работа порта принимающего грузы от союзников не прекращалась никогда. Очень тяжело пришлось жителям, которые из-за авианалётов потеряли свои жилища.


9. Одна из центральных площадей зовется - Пять углов. Виден современный отель под названием "Азимут".


10. Вот в этой части застройка проспекта Ленина особенно красивая..


11. Это довоенные сталинки, восстановленые после войны.


12.


13. В 1934 году одним из первых принял жильцов дом на проспекте Ленина, выходящий углом в Пионерский переулок.
Кстати первоначальное название центральной улицы - проспект Сталина.


14. Памятник вождю стоит как и полагается - на центральной улице.


15. Строители заложили эти два совершенно одинаковых дома  в феврале и мае 1934 года, а в ноябре 1935 года дома были готовы. При строительстве применен принцип зеркального отображения. Эти дома проектировались по личному указанию наркома снабжения СССР А. И. Микояна специально для плавсостава рыболовного флота, поэтому их прозвали "капитанскими".
На моем снимке второй такой же дом немного выглядывает в правом углу.


16. Снимок этого же места, сделанный в 1942 году, когда в один из этих домов попала немецкая бомба и он загорелся.


17. Областной драматический театр, построенный в 1939 году.


18. Проспект Ленина.


19. Местный краеведческий музей.


20. Здание построено до войны как школа. После войны здание было восстановлено, немного перестроено и стало музеем.


21. В музее представлена богатая экспозиция рассказывающая о истории этого края, животном мире населяющем его, природных условиях, а также истории освоения советского Заполярья.
Чуть выше фото 1916 года. Именно так начинался Мурманск, вернее тогда еще Романов на Мурмане. А возник он на этом месте не случайно, потому что сам уникальный Кольский залив как-бы "приглашал" строить тут город -порт, дающей России выход в Атлантику и Арктику.


22.


23.


24. Первый гигантский скачок в освоении края произошёл за два предвоенные десятилетия.


25. Открывались месторождения полезных ископаемых, начался промышленный лов морской рыбы, шло освоение Арктики. Причем именно Мурманск был той опорной точкой на материке, откуда шло освоение всех северных широт, до самой Чукотки. Уже в довоенное время мурманский порт стал очень крупным.


26. Экспозиция посвященная событиям 1941-44 годам, когда в этих краях шла война.
С территории Финляндии и Норвегии на советское Заполярье нанесла удар гитлеровская армия "Новвегия", в составе 6 дивизий (в том числе 2-х финских) и бригады СС. Уже в 1941 годы попытки прорваться к Мурманску провалились, немцы лишь немного потеснили наши войска.
Южнее, в направлении на Кандалакшу пыталась прорваться бригада СС, с целью перерезать Кировскую железную дорогу. Эта задача также выполнена не была.


27. Фрагмент крыла немецкого бомбардировщика.


28. Не сумев взять город, противник сконцентрировался на воздушных бомбардировках и борьбе с арктическими конвоями.


29. Так в 1942 году выглядела часть города, застроенная деревянными домами.


30. Горят сталинские дома в центре после бомбового удара.


31. Жители города на земляных работах. Дома на заднем плане еще целы. Снимок вероятно сделан до роковых немецких налетов 1942 года.


32. Аэростаты воздушного заграждения на проспекте Сталина. Эти дома ещё тоже целы.


33. Пленных из армии "Норвегия" ведут по центру Мурманска.


34. Сгоревшая деревянная часть Мурманска.


35. Экспозиция посвященная (ещё довоенной) электрификации Кировской железной дороги, которая стала одной из первых электрифицированных советских железных дорог.
Электрифицировали тогда только в стандарте постоянного тока 3кВ.
Представлен макет первого советского магистрального электровоза ВЛ22


36.


37. Эспозиция посвященная освоению Арктики и Северного морского пути.


38. Ленинградский руководитель Киров лично курировал освоение Заполярья. А связи Ленинграда и Заполярного края были всегда особыми. Именно Ленинград с его промышленным, научным и человеческим потенциалом был главной тыловой базой освоения советского севера.


39. Беломор-канал, построенный до войны для водной связи между Балтикой и Ледовитым океаном. После его ввода в строй больше не надо было огибать всю огромную Скандинавию. Стало возможным перебрасывать по внутренним водам в том числе и военные суда с Балтики на Север.


40. Прежний железнодорожный вокзал был построен в довоенные годы, однако, во время Великой Отечественной войны сгорел. На его месте был построен новый, украшенный шпилем со звездой, который до сих пор и функционирует.


41.


42. Вот тут представлены все здешние поезда дальнего следования. Обращает на себя внимание большое количество поездов, следующих к черноморским курортам.
Пригородное движение развито в регионе слабо. Ходит одна единственная в день электричка на Апатиты.


43. Станция Мурманск-Пассажирский.


44. Станция Мурманск-грузовой. По грузовым путям товарные поезда проходят в мурманский морской торговый порт, в основном загруженные углем.
Вид на юг.


45. И вид на север.


46.


47. А это терминал компании "Норильский Никель". Связь с этим северным российским городом (Норильском) осуществляется в том числе и через Мурманский порт.


48. На снимке видно как местность за центром города постепенно идет вверх и уже там на сопках, в 60-80 годы росли жилые микрорайоны Мурманска. .


49. Здание Морвокзала.


50. А вот и легендарный первый в мире атомный ледокол "Ленин", построенный еще в 50 годы прошлого века. Ныне этот корабль поставлен в Мурманском пассажирском порту на вечную стоянку как музей.


51. Орден Ленина и знак ВЛКСМ на атомоходе.


52. Насколько я понял, это спасательное судно.


53. Пирс пассажирского порта, проход на который был почему-то закрыт.


54. Чайка с полностью перебитым крылом. Оно просто волочилось за ней. Сама птица вела себя как мне показалось немного агрессивно.
Выживет ли она в условиях города?


55. Горловина грузовой станции Мурманска.


56. И тут же начинают вагонное и локомотивное депо. В локомотивное доступа нет, там выставлена охрана. Впрочем мурманское депо в основном является оборотным для магистральных ЭП1 и ВЛ80, в собственной приписке числятся только маневровые ТЭМ2 и несколько 2М62.
Характерная деталь - в этих краях совсем нет маневровых ЧМЭ3, которые встречаются практически везде по бывшему союзу. С чем это связано?
В вагоном депо стоят пассажирские составы, среди которых виден и один синий белорусский, Минск - Мурманск. Есть оказывается и такой поезд.
Когда-то очень давно был и поезд Киев - Мурманск.


57. Здание в котором размещается управление Мурманского отделения Октябрьской дороги. Кажется сейчас это называется несколько иначе, но суть та же.


58. Железная дорога уходящая дальше на север, на Росляково и Североморск. Туда для меня и всех кто не имеет специальный пропуск путь закрыт. Там главная база самого мощного у России Северного флота.
Даже страшно представить, сколько смертоносного груза перевезли по этим путям за последние лет 60.


59. Вид на пути депо с обратной стороны. Этот снимок я сделал из автомобиля, когда мы возвращались с заброшенного деревянного причала на северной окраине города. Стоит основной здешний грузовой электровоз ВЛ80С. Именно эта машина построена в 1991 году.


60. В добавку к жд тематике представляю фото главного хода мурманск - Кола, сделанное с моста через залив. Это южная окраина города. Дорога тут однопутная, а столбы контактной сети металлические, родом из 20 века.
Tags: РЖД, Российский север, поездки по России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →