flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Железнодорожный путь в Заполярье.


Карта поездки. На самом деле расстояние по железной дороге от Питера даже больше - около 1400 километров.

Грандиозная тема и много фотографий.
Да и дорога оказалась по настоящему длинной, для меня уроженца юга европейской части СССР, непривычному ко всяким там Транссибам или поездкам на поезде, например в Душанбе.
На этот раз это была поездка по железной дороге на север, в Заполярье, по бывшей Мурманской, потом Кировской и наконец с 50-х годов прошлого века, всего лишь одной из частей огромной Октябрьской дороги, которая растянулась от самой Москвы.
Начали дорогу строить еще при Российской империи в 1914 году, усилили темп строительства во время Первой мировой войны, когда выяснилось, что Россия обладает на самом деле единственным самым коротким морским путём к своим западным союзникам и то через Баренцево море. И путь этот лежит только через Кольский полуостров и город порт Романов на Мурмане, который и был основан примерно в те же годы.
К 1917 году 1400 километров дороги были в основном построены (темпы строительства просто поражают, а ведь еще по стране много чего железнодорожного строили). Первоначально дорога была слабенькой, с деревянными мостами, с путями позволяющими движение со скоростью не более 20 км в час.
В 20-е годы, уже при СССР, за Мурманскую магистраль взялись по настоящему. Дорога была приведена в состояние, позволяющее пропускать тяжелые составы со скоростью, гораздо превышающую 20 км в час.
В 30-е годы, едва ли не впервые в СССР, именно на этой дороге появилась первая электрификация в стандарте постоянного тока (3 кВ). К самой войне был электрифицирован участок Лоухи - Мурманск. (примерно 350 км).
В следующую войну статус дороги ведущей к союзникам оправдался вновь, только в более суровых условиях.


1. Последние минуты перед отправлением на Ладожском вокзале Питера. В последних вагонах едут призывники в Российскую армию. Их провожают друзья и подруги.
Эх молодость весёлая и беззаботная.....
Впереди предстоял неблизкий путь, по крайней мере более дальний чем до Киева.


2. Не все поезда в России укомплектованы тверским новьём. Этот оказался состоящим из старых отремонтированных ещё советских вагонов.
В любом случае состояние вагонов было гораздо лучше чем у любых украинских поездов, не считая конечно поездов "Хюндай" и нескольких единичных фирменных, который очень мало.
В конце концов - а что вы хотите при цене билета всего в 2,5 тыщи и за такое расстояние?


3. Ну вот и расписание, в котором очень много остановок. Больших только несколько, но о них ниже.


4. Обычный советский плацкарт, в котором только окна поменяли. Одно достоинство у этих окон - хоть и струдом, но рука с фотоаппаратом пролазит.


5. Прошли над Невой. Я ещё даже не представлял, какой дальний путь ожидает впереди.


6. На всех станциях наш состав не помещался. Это Волховстрой I, первая остановка.
Целых 20 вагонов, и все места заняты! Вот такой регулярный трафик между Питером и столицей Заполярья.
А ведь еще есть фирменный поезд "Арктика", билеты на который дороже и вагоны соответственно новые.
Мой вагон был третьим с конца.


7. Грандиозный вокзал станции Волховстрой. Впрочем я тут уже был.


8. Проходим над Волховом. Все эти виды, правда с другой стороны я фоткал в октябре прошлого года.


9. Пока ещё постоянка. Идём где-то между Волховстроем и Свирью. Летнее северное небо как может помогает мне фоткать по максимуму.
Проскочили притаившийся грузовой под ВЛ10 с составом, поставленный на какой-то станции под обгон.


10. Это и есть незримая железнодорожная черта на этом важнейшем участке Октябрьской дороги. Стыковая станция Свирь.
Отсюда на юг, до самых Сухиничей, Рязани или Вязьмы, сплошная постоянка. А на север, до самого Кольского залива идёт переменка.
И хоть ехать ещё почти сутки, нам цепляют электровоз ЭП1, который со сменой бригад конечно, довезет состав почти до самого Баренцевого моря.
Между прочим идёт довольно интенсивная торговля. Ведь ехать ещё - ох как далеко...Надо запастись едой и напитками.


11. Стыковая станция Свирь при свете ночных огней. Использовал в качестве штатива металлический пешеходнгый мост.
Движение тут очень интенсивное. В ночном мраке приятно воют "переменные"  "выльники" ВЛ80 из Кандалакши, почти бесшумно подползают под составы старички постоянники ВЛ10, стоят в остое по несколько штук питерские ЧС2Т и тут же готовые под подачу более современные переменники ЭП1, железнодорожные обитатели русского севера.


12. Очередной грузовой пришёл под "постоянником" ВЛ10 со стороны Волховстроя.


13. Та же самая Свирь при дороге обратно. Поехал бы зимой - ничего бы не увидел.


14. Раннее утро. Со стороны Питера подползает пассажирский под постоянником "теремком" ЧС2Т. Скоро этот состав тоже переобуют под ЭП1.


15. Оборотное депо, в котором смешались локомотивы разного рода тока.
А вокруг лес. Мне говорили, что станция Свирь построена прямо в лесу и что даже волки иногда по ночам подходят вплотную к путям.
По крайней мере эту дорогу начали электрифицировать уже после развала Союза, в 90-е. Стало быть и эта стыковая станция относительно молодая.


16. Пост ЭЦ станции Свирь.
Люблю станции с пешеходными мостиками!


17. Пошёл снимать смену локомотива и нарвался на грузовой состав под ВЛ10.
Недолго "десятке" ехать осталось. Максимум полкилометра.


Смена локомотива по станции Свирь на обратном пути.


18. Вот он, питерский "теремок" во всей своей чешской красе образца 70-х годов.


19. Станция Свирь, ты разделяешь центр России и её Заполярье вместе с Карелией.
Но так стало относительно недавно. Только в нулевые годы уже этого века, окончательно весь участок Свирь - Мурманск поставили под электрическую тягу в стандарте переменного тока 27кВ. Помоему, только 10 лет прошло с этого значительного события в истории РЖД.


20. Участок в районе Петрозаводска плюс минус километров 150 я проспал, причем по пути и туда и обратно. Впрочем в Петрозаводске я был зимой и описывал эту станцию.
http://flackelf.livejournal.com/521848.html
На фотке станция Медвежьи Горы, которую я увидел уже по пути обратно, пользуясь белой карельской ночью. Это вид в сторону Петербурга.


21. Старый паровоз как памятник - обычное дело для всех крупных и средних станций бывшего СССР.


22. Очень красивый вокзал станции Медвежьи Горы. Это уже центральная Карелия.
По железной дороге это примерно 150 километров севернее Петрозаводска. А ещё это крайняя северная точка куда ходит электричка из столицы Карелии.


23. Потрясающе красивые виды Карельских озер в белую северную ночь. Это озеро Линдозеро около города Сегёжа.


24. Город Сегёжа. От Петербурга уже 770 километров.
Это один из крупных городов Карелии. Население 28 тысяч, по меркам Карелии это много.


25.


27. Поднимаемся всё севернее. Между Сегёжей и Беломорском железная дорога почти 100 километров идёт вдоль того самого Беломорско-Балтийского канала, построенного в 30-е годы. При строительстве были использованы карельские озёра, которые и соединили каналом.
Все эти 100 километров с восточной стороны почти всё время была видна вода.

Кстати участок железной дороги между Петрозаводском и Беломорском имеет однопутные вставки.


28. На подходе к станции Беломорск к нам подходит электрифицированная жд линия. Это важнейшая жд линия на Архангельск, которая была проложена в годы войны вдоль южного берега Белого моря. Строить ее пришлось после того, как финские войка перехватили Мурманскую железную дорогу в районе Петрозаводска и Мурманск остался без связи со страной.


29. Окрестности станции Беломорск.


30. Беломорск - очень большая станция, буквально забитая грузовыми составами.
Это узел железных дорог, морской порт в Сорокской губе Белого моря. Конечный пункт Беломорско-Балтийского канала. А вот стоянка тут небольшая, всего 10 минут.
В годы Советско-финской войны (1941—1944) Беломорск являлся временной столицей Карело-Финской ССР. Директивой Ставки ВГК от 23 августа 1941 Беломорск(Сорока) был определен местом дислокации штаба Карельского фронта.


31. В большом количестве стоят мощные "выльники" - электровозы ВЛ80С и Т, все из которых базируются на Кандалакшу и обеспечивают грузовую тягу от Свири до Мурманска. Огромное плечо их работы - 1000 километров по всей Карелии и Заполярью.


32. Грузовые парки станции Беломорск.


33. Виды северной Карелии между Беломорском и Кемью.


34. На станции Кемь самая большая остановка на всем маршруте - 35 минут.


35. Тут хорошо развита станционная торговля. А ещё есть пешеходный мостик, с которого удобно фотографировать.


36. На Мурманск идёт тот самый уголь из Воркуты, который потом попадёт на угольный терминал в центре города.


27. Вокзал станции Кемь.
Название Кемь дословно означает «Большая река». Это довольно древний город в северной Карелии в непосредственной близости от побережья Белого моря. Население 12 тысяч человек.
Кстати от Кеми ближе всего до знаменитых Соловецких островов. Всего 50 километров по воде. Вероятно именно отсюда и действует транспортное сообщение с островами.


28. За 35 минут стоянки успел и с мостика пофографировать и сходить из своего почти что последнего вагона в голову поезда, чтобы сфоткать электровоз.
Пассажирские составы от Свири до Мурманска водят почти только одни ЭП1, выпуска начала нулевых годов. В частности этот ЭП1-121 выпущен в 2004 году.


29. Родные "выльники" повсюду. Везде слышен их характерный вой.


30. Двигаемся дальше на север. Кстати участок Кемь - Кандалакша полностью 2-х путный, без всяких вставок.
Электрификация достаточно новая, ей чуть больше 10 лет. А до этого десятилетиями тут было царство тепловозов.


31. Виды из окна на участке Кемь - Кандалакша.


32.


33. На одной из станций поймал раритетный электровоз ВЛ60ПК-1263. 16 таких машин приписано к депо Кандалакша. Именно эта машина построена в 1963 году.
Используются они во вспомогательных нуждах, составы уже не тягают


34.


35. Станция Амбарный.


36. На станции Лоухи единственный раз за всю дорогу увидел 4-х вагонную электричку ЭД9М.


37. Станция Лоухи.
Дембельнувшийся десантник с гордостью покинул состав.


38. И вдруг пацан увидел "Ниву" своего отца. Посмотрите как он бежит!  Похоже батя ещё его не заметил.
Все вышедшие из поезда радостно наблюдали эту сцену.


39. Подъезжаем к Полярному кругу.


40. Впервые в жизни пересекаю эту географическую черту. Для меня уроженца центра страны эти места кажутся краем света.


41. Сразу за этой станцией начинается новый регион, имеющий 51-й номер. Это Мурманская область, российское Заполярье.


42.


43. Какая то станция перед Кандалакшей, к которой мы приближаемся.


44. Нас пересекает федеральная трасса "Кола", которая соединяет российское Заполярье с остальной страной. Кстати говорят что дорога в отличном состоянии. Я же ездил по ней только от Мурманска до Апатитов.


45. На север, на север, сквозь леса, суровый климат, реки, горы и камни. Вдали виднеются уже сопки Кольского полуострова.


46. Карелия и весь русский север это страна бесчисленных озёр.


47. Кандалакша это крупный город на юге Мурманской области с населением 35 тысяч человек.
Кандалакша находится в 200-х километрах южнее Мурманска, за счёт нахождения вдали от Баренцевого моря климат её более континентальный, и является переходным от умеренного к субарктическому.


48. А этот ЭП1-102 тащил наш поезд на обратном пути. Огромное расстояние эти ЭП1 проходят от Мурманска до Свири. Интересно где локомотивные бригады меняются? Ведь не может же одна и та же бригада вести поезд сутки.
Снимок сделан в Кандалакше.


49. И снова памятник паровозу. Тяжело им тут трудилось в годы войны под авиаударами немецкой авиации.


50.


51. Стоянка была всего 15 минут. За это время я успеп сходить в магазин и заскочить на мостик, чтобы сделать эти фото.
Грузовой парк забит составами.


52. Вид в северном направлении.
А еще в Кандалакше расположено главное депо, которое обеспечивает тягу практически на всей железной дороге к Мурманску. От станции Свирь до столицы Заполярья.

Списочный состав ТЧЭ-5 Кандалакша.







Серия







Кол-во
ВЛ80С 101
ВЛ80Т, ТК 50
ЭП1, ЭП1М 40
ВЛ60 (Н6О) 16
Всего 207
Одних только "выльников" ВЛ80 151 штука.


53. Кандалакша обладает очень красивым вокзалом, построенном в северном стиле.


54. Река Нива, которую можно увидеть из окна поезда, сразу после отбытия из Кандалакши.

Интересный факт. До 2000 года тут существовала локальная электрификация постоянным током, которую провели ещё до войны. Ходили тут и "теремки" ЧС2Т в те времена.
В начале нулевых, когда сюда подтянули переменку от станции Свирь, постоянку пришлось переделывать на переменный стандарт 27кВ.
А вот старые металлические столбы, от той довоенной постоянки, в очень многих местах так и остались стоять. Хотя может их и меняли в середине 20 века.


55.


56. Станция Апатиты. Немного видны местные горы - Хибины. Но лучше их видно в соседнем городе Кировске.
Кстати отчет о поездке в Кировск ещё будет.


57. Тут небольшая стоянка. Населения города 57 тысяч человек (это много по меркам русского севера), а до Мурманска остается уже недалеко - 156 километров, но это по прямой, а железная дорога сильно петляет.
Этот город возник перед войной в связи с открытием и разработкой Хибинских месторождений апатито-нефелиновых руд.


58. От станции Апатиты идёт ответвление в район города Кировск, где на рудниках работает железная дорога с локальной постоянкой. О ней я еще напишу.


59. Главный ход железной дороги на Мурманск в районе города Апатиты. Снимок сделан мною с моста во время поездки в Кировск.
Левее немного видно ответвление на Кировск. А прямо перед нами стоит тот самый старый советский металлический столб, оставшийся от старой постоянки.


60. А вот и наш поезд, в котором я ехал, правда в другой день.


61. За Апатитами мы долго идём по берегу заполярного озера Имандра.


62. Имандра достаточно крупное и глубокое озеро. Тут очень много рыбы.


63.


64. Дорога всё время петляет. И очень часто делается однопутной.


65. Станция Оленегорск. До Мурманска остаётся чепуха, около 100 километров.


66. Памятник оленям на станции Оленегоск.


67. Через станцию Оленегорск ездят в мир жители еще одного заполярного города, который находится недалеко. Это Мончегорск.


68. А ещё тут есть авиабаза с бомбардировщмками ТУ-22М3 (базируется 40 этих грозных машин). Аэродром немного виден с железной дороги.
По кодификации НАТО: Backfire) — дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла.
Я видел над Апатитами два таких самолёта, летящих на низкой высоте. Потрясающее зрелище!
Впрочем чем-то военным жителей Заполярья трудно удивить. Этот край является настоящим военным бастионом России на Севере и чего тут только нет.


69. Станция Оленегорск.


70. Обалдел, когда присмотрелся к подстаканнику и увидел название украинского города Запорожье. И весь вагон был укомплектован только такими.
Как они сюда попали, после 24 годов жизни без СССР?


71. Ну вот уже и река Кола, впадающая в Кольский залив. А это значит что долгое путешествие подходит к концу.


72. Железная дорога перед Мурманском идёт вдоль Колы.


73. Стали видны дачи богатых мурманчан.


74. Река Кола перед самым впадением в Кольский залив.


75.  Кольский залив. Показался тот самый мост о котором я уже писал. Главный путь, тот что под "шнурком" тут почему-то один.
А ведь движение, особенно грузовое, здесь очень интенсивное.


76. Конец Кольского залива, где в него впадают несколько рек.


77. Вокзал города Мурманска приветствует уставших пассажиров.


78. Этот снимок я сделал уже на следующий день. Постараюсь о вокзале написать отдельно в другом посту.


79. Вот он Мурманск, столица Русского Заполярья.
Только русские смогли освоить этот суровый край за Полярным кругом, построить города и промышленность и наконец выйти к океану, который даёт по настоящему свободный выход во внешний мир.
Tags: РЖД, Российский север, поездки по России
Subscribe

  • Станция Малая Вишера.

    Вот уж не знал, что своим появлением городок Малая Вишера обязан обычному километражу, который тут составляет 160 километров от Петербурга, что…

  • Астраханские электрички на станции Кутум.

    Железнодорожная станция Кутум на южной окраине Астрахани, вблизи крупных по местным меркам жилых микрорайонов советской постройки. Названа по…

  • На Ладоге штормит.

    Возил вчера одного приезжего знакомого - показывать Ладожское озеро. Это на самом деле не так далеко, примерно километров 50 на электричке строго на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Станция Малая Вишера.

    Вот уж не знал, что своим появлением городок Малая Вишера обязан обычному километражу, который тут составляет 160 километров от Петербурга, что…

  • Астраханские электрички на станции Кутум.

    Железнодорожная станция Кутум на южной окраине Астрахани, вблизи крупных по местным меркам жилых микрорайонов советской постройки. Названа по…

  • На Ладоге штормит.

    Возил вчера одного приезжего знакомого - показывать Ладожское озеро. Это на самом деле не так далеко, примерно километров 50 на электричке строго на…