1. Около Привокзальной площади расположен мемориал и стела, каких уже много в городах России. Такие устанавливают в - "городах воинской славы". Есть такой статус, который чуть пониже чем "город-герой" и им уже успели наградить десятки городов европейской России, где происходили сражения той войны.
Ну Луга как раз заслужила, ведь тут проходила Лужская оборонительная линия, где вражеская группа армий "Север" была на целый месяц задержана в своем продвижении к Ленинграду.
Оказывается само название Луга имеет не славянское а финское происхождение. Статус города присвоен в 1777 году, во время правления Екатерины Великой. В 1781 году стал уездным городом Лужского уезда. Луга притягивает приезжих своими целебными минеральными источниками, расположенными вдоль речки Наплотинки. Анализ воды в них производил в начале XX века профессор Боткин, признавший источники здоровыми и целебными.
Побывав тут я действительно ощутил очень комфортную и почти куротртную атмосферу этого городка. Воздух в Луге замечательный, а сам город окружен хвойными лесами. Чем-то мне эти места до своему духу напомнили те что под Киевом, в Тетереве, где я провел чуть-ли не половину своего детства.
Луга расположена на юге Ленинградской области, ровно на полпути между Питером и Псковом. Через город, вернее после постройки обхода огибая его, проходит важная международная автотрасса Е-95 СПб - Витебск - Киев - Одесса. Это обстоятельство, а также наличие железной дороги СПб - Псков делает Лугу весьма удобным местом в транспортном отношении.
Численность постоянного населения около 40 тыс. человек, в летнее время число жителей города значительно возрастает за счёт приезжающих дачников. Кстати это обстоятельство заметил.
2. Автобус на Привокзальной площади, украшенный к прошедшему 70-ти летию Победы. В Луге я вообще заметил очень трепетное отношение к памяти о той войне, буквально на каждом шагу натыкаясь на те или иные напоминания о событиях 1941-44 годов.
3. Местный рынок, который к этому предвечернему времени стал потихоньку сворачиваться. Тут я купил ту самую злочастную черешню, вероятно после которой у меня были проблемы с животом несколько дней.
4. Дома на проспекте Кирова, который является одной из центральных городских улиц.
5.
6. Деревянный дом на Кирова, обращающий на себя внимание. Затруднительно сказать - до или после войны он построен. Совершенно определенно можно только определить, что это было сделано в первой половине 20 века.
7. А вот этот дом в переулке Толмачева совершенно точно дореволюционный. Возможно даже имеющий при своей постройки отношение к железной дороге.
Так выглядел дореволюционный герб Луги.
Когда вижу такое, то постоянно говорю сам себе - сочетание желтого и синего очень распространено в этом мире и это совершенно не означает, что это как-то связано с Украиной. Кстати в этих северо-западных районах России, скорее со Швецией.
8. Еще один дом дореволюционной эпохи, похожий на бывший особнячок. Этот стоит на Кирова.
9. Много в Луге и вот таких зданий, которые скорее всего имеют послевоенное происхождение.
10. В этом месте река Луга делает петлю и проходит через центр города, буквально в нескольких сотнях метров от Привокзальной площади.
11. Вид на реку с моста в центре города. Тут Луга несколько уже, чем при виде с жд моста в Толмачево, ведь место впадения крупного притока реки Оредеж, находится ниже по течению.
12. Около моста и излучины реки находится городской парк и старый православный Воскресенский собор.
А это на снимке Екатерининская церковь, которая является самым первым храмом города (1786 год). А стоит она буквально рядом с Воскресенским собором.
13. Архитектурная доминанта города - Воскресенский собор. Построен на частные пожертвования в византийском стиле в 1887 году.
Начаты работы по воссозданию этого храма.
14. Памятник "Луге - 200 лет", установленный во времена СССР.
15. Кинотеатр "Смена". Удивительный факт, но он построен в 1913 году под названием "Успенский кинематограф" и является памятником истории и культуры начала 20 века.
Догадываюсь, что первыми и основными посетителями его стали питерские дачники, издавна облюбовавшие этот город на юге области, обладающий более континентальным и солнечным климатом нежели город на Неве.
16. В этом месте начинается проспект Володарского, по которому я двигался на юг, до самого выезда из города.
17.
18. Киноафиша напомнила мне советские времена. Неужели кто-то ходит в нашу эпоху интернета?
19. Памятник Ленину в центральном сквере. Обратите внимание с какой любовью его украсили цветами.
20.
21. Начались дома позднесоветской эпохи.
22. И местные торговые центры.
23.
24.
25. Чем ближе к окраине, тем более дачной становится окружающая местность.
26. У выезда из города в южном направлении.
27. Строительство домов по программе переселения жителей Ленобласти из ветхого и старого жилья.
28. Место неплохое, сам бы тут с удовольствием жил.
29. Ну как на курорте.
30. Вот и вышел я к южной окраине города, где проходит низменность с заболоченной долиной реки под названием Обла.
Именно тут в 1941 году и был оборудованы передовые позиции Лужского оборонительного рубежа.
Рубеж начали строить в спешке в конце июня 1941 года, когда стало ясно, что основная угроза Ленинграду стала вырисовываться именно с юга а не севера как считалось до этого. Гитлеровская группа армий "Север" прошла сквозь всю Прибалтику, словно нож через масло. Уже буквально 9 июля, то есть менее чем через три недели после начала войны противник ворвался во Псков. До города на Неве оставалось всего 270 километров.
31. Первое боевое соприкосновение войск Лужского оборонительного района с противником произошло 12 июля, у Плюссы, что немного южнее.
С этого момента быстрое продвижение группы "Север" было окончательно остановлено и оставшиеся до Ленинграда 150-160 километров немцы прогрызали целых полтора месяца, что дало время для подготовки к обороне непосредственно самого Ленинграда.
Именно к этому рубежу противник вышел в 20-х числах июля 1941 года, где и был остановлен на три недели.
32. Девочка собиравшая землянику, увидев что я фотографирую, вдруг радостно подбежала и встала у меня в кадре.
33.
34. Остатки ДОТа.
35. Местность необычайно красивая и живописная.
36.
37. Долина реки Обла.
38. Я перешел через мост, зная что где-то тут недалеко находится жд станция Луга II.
39.
40. Наконец вышел к этой тихой станции, которая стоит на удаленной дачной окраине города.
Это однопутная малодеятельная ветка на Великий Новгород. Она соединяет Варшавский ход с Витебским и Московским, проходя через соседний областной центр.
41. Направление на Батецкую и Великий Новгород.
42. Далее я уже возвращался назад в северном направлении. Справа видно белое здание станции Луга II.
43. На путях увидел настоящий раритет. Старую и ржавую винную цистерну времен СССР, на которой была указана станция приписки - Гурджаани, что находится в Грузии, в Алазанской долине.
Хорошо виден памятный мне из юности логотип железных дорог СССР. Впрочем тогда такие слова как "логотип" ещё не использовали.
44. Это сколько же лет стоит она на этих путях?
45. Ещё одна такая цистерна. В Питерский жд музей бы её.
46. А это молочная цистерна чем-то раздавлена и тоже стоит на путях много-много лет. В нашу эпоху все эти продукты в железнодорожных цистернах уже не возят.
47.
48. Северная горловина станции.
49. Тут начинается разобранный далее в лесу (это я узнал позже по интернету) съезд в сторону Пскова.
50. Примерно около километра пришлось идти прямо по пути. Не знаю что тут ходит, но накат на рельсах присутствует неплохой.
51.
52. Мост через Облу. На высокой насыпи уже виден основной ход на Псков.
53. В этом месте речка Обла проходит под основным ходом. Этому сооружению более чем полтора века.
54. Главный ход Луга - Псков. Хорошо видна широкая насыпь.
В 20 веке Варшавское направление было 2-х путным. В какие именно годы оно перестало быть таковым я пока не выяснил.
55. Всё ближе подхожу к станции Луга I. Уже видны купола Воскресенского собора, доминирующие над городом.
56. Вид с высокой насыпи на Облу и путь уходящий на Лугу II и Батецкую.
57. Вот же обидно! Как только я спустился с насыпи, вдруг услышал шум приближающегося грузового поезда.
Удалось сделать против солнца только вот это неважное видео.
После этого я снова забрался на насыпь в надежде поймать ещё один поезд. Но не сложилось.
58. Интересное место.
Путь уходящий вниз, это на Великий Новгород, а тот который уходит вправо это на Псков.
Какой же резкий спуск делает путь в сторону Луги II и Новгорода.
59. Южная горловина станции Луга I.
60. Вид на город с жд насыпи.
61. Первые столбы питерской электрификации.
62.
63. Электричка в Питер. На часах 19-00.
Не умели ещё отступать в те месяцы. Это стоило миллионных потерь для страны.
уже умели
На центральной ремонтной базе были складированы запасы техники выведенной из Афганистана в 1989г. Это просто километры техники уходящие за горизонт((((
Уточни, может жива еще база, пофоткай...
Луга -красавица
Кстати вот эти луга по бокам реки Луги по весне полностью заливает особенно у Толмачева, а когда вода спадает, остаются длинные и мелкие пруды с большим количеством рыбы, в маленьких можно сачком ее ловить в побольше спиннингом
И доты не строили в спешке. Эти укрепления там стояли чуть ли не с 20-х годов
В качестве юмора
А ракетчики кстати в Гарболово не бедуют нынче, а в Лехтусях такую .... загоризонтную станцию Воронеж отгрохали
А в Токсово - все
А, да, военно-ж/д юмор - на Московском вокзале ларек военторга с одной стороны украшен большими фотками теток из ЦАХАЛ, а с другой стороны хохляцкими десантниками, ептыть поражаюсь
Re: В качестве юмора
Мы там на полигоне клюкву собирали знатную...
Re: В качестве юмора
Edited at 2015-07-02 07:21 pm (UTC)
Re: В качестве юмора
О!, а озеро там у вас лесное было? И труба для боевой стрельбы из подводного оружия? Если да, то туда заезжали.
Re: В качестве юмора
Re: В качестве юмора
Наверное - самый старый сохранившийся?
> Воскресенский собор. Построен на частные пожертвования в византийском стиле в 1887 году.
Я, конечно, не эксперт, но по-моему это ближе к неорусскому стилю, такие шатрово-луковичные купола с византийским наследием совершенно не ассоциируются.
Цистерну никто не давил. Она просто снизу проржавела настолько, что верхняя часть рухнула до земли...
Например, если была чем-то заполнена, снизу открыли крантик, чтоб вытекало, а сверху не открыли люк. Жидкость стекла вниз, в цистерне образовался вакуум, а снаружи - атмосферное давление.
ПС: читал как то хронику обороны рубежа по дням в воспоминаниях. Прорыв на западе - под Большим Сабским, случился благодаря тому что немцы с изгона захватили мост через Лугу (подразделение немецких мотоциклистов выбило с позиций охранявших мост бойцов РКККА с винтовками) и укрепились на северном берегу Луги, откуда наши потом пытались их выбить ценой больших потерь - безуспешно. А уж затем оборона там была прорвана(
Мало того, что ходят, так ещё и полные залы иной раз набиваются. На компьютере же не те ощущения совсем при просмотре :)
И, касаемо раритетов, вот такой у нас на складе у бывшей станции Мочальская на Электрозаводском подъездном пути встречал:
Edited at 2015-07-04 02:27 am (UTC)