Расположен прямо напротив жд вокзала ,на улице Пантелеймоновской.Приезжающие в "южную пальмиру",выйдя с вокзала на площадь,сразу же видят этот потрясающе красивый храм,построенный в русском стиле.
Освящен 25 декабря 1895 г. викарным епископом Елисаветградским Тихоном. В 1923 г. храм был закрыт, а во время II мировой войны вновь открыт. С 1945 по 1965 гг. в Свято-Пантелеимоновском афонском подворье пребывала Одесская духовная семинария. После хрущевских гонений в 1991 году храм был вновь открыт, а в 1995 г. по благословению митрополита Агафангела храм с прилегающими помещениями подворья был преобразован в мужской монастырь. Главной святыней монастыря является частица мощей великомученика Пантелеимона.
В нескольких кварталах от жд вокзала,на улице Екатерининской,расположен Свято-Троицкий собор
Закладка современного каменного собора состоялась 29 июня 1804 г. Ее совершил архиепископ Екатеринославский Афанасий (Иванов), а в 1808 г. Троицкий греческий храм был освящен. С 1821 по 1871 гг. в храме пребывали св. мощи священномученика Григория V, патриарха Константинопольского; в 1907 г. у восточной стены храма был похоронен благотворитель и городской голова Одессы Г. Г. Маразли. Во второй половине ХХ века Троицкий греческий храм являлся подворьем Александрийского патриархата. В настоящее время в соборе находится гробница с частицей мощей священномученика патриарха Григория V и чтимый образ Божией Матери «Нечаянная радость».
В день отъезда из Одессы успел посетить также главную святыню Православной Одессы-
Свято-Успенский Одесский Патриарший мужской монастырь
Пришлось воспользоваться услугами такси,чтобы успеть засветло,иначе не вышло бы не одной фотографии.
Расположен монастырь далеко от центра города,на крайнем юге города Одессы ,на мысе Большой фонтан.
Представляю какой вид открывается на храмы монастыря и колокольню с моря!
В 1804 году митрополит Гавриил, находясь в Одессе, познакомился с молдавским дворянином Александром Теутулом, владения которого , состоявшие из из двух участков по 25 десятин, находились на берегу моря, в район Большого Фонтана. Александр Теутула неоднократно заверял митрополита о своем желании построить здесь церковь и маяк. И в 1814 году Теутул подал митрополиту Гавриилу письменное свидетельство о том, что его фонтанское поместье передается Кишиневской митрополии. Интересна и трагична история щедрого пожертвования. Однажды Александр Теутул в вечернее время на высоком берегу моря развел костры. Греческое судно, шедшее в Одессу, приняло огни за маяк, взяло неверный курс и разбилось. При этом погибли несколько человек. Александр Теутул был очень опечален происшедшим несчастьем. Видя в этом связь со своим неисполненным доселе обетом, Теутул одарил оставшихся в живых моряков и пожертвовал свое фонтанское поместье Церкви для устройства на этой земле храма и маяка в предупреждение подобных несчастных случаев. Митрополит Гавриил направил письмо одесскому губернатору Дюку де-Ришелье, и разрешение на совершение купчей крепости на пожертвованную землю вскоре было получено.
В 1837 году монастырю принадлежало уже больше 158 десятин земли, что составляло 173 гектаров. Во второй половине XIX в. земельные угодья монастыря увеличились. К 1910 году угодья монастыря состояли из 356 десятин, что составляло почти 390 га. В настоящее время монастырю принадлежит лишь не многим более 6 гектаров земли.
В 1823 году Святейший Синод ходатайствовал перед государем императором Александром I о преобразовании архиерейского подворья на Большом Фонтане в Одессе в Успенский мужской монастырь и о назначении настоятеля и монашествующей братии. 1 июня 1824 года Святейшим Синодом было принято постановление о преобразовании Фонтанского архиерейского подворья в Успенский мужской монастырь
В Крымскую войну 1853–56 годов братия Свято-Успенского Одесского монастыря подъяла на себя молитвенный подвиг, моля Господа Бога, Заступницу рода христианского и Покровительницу монашествующих Пресвятую Богородицу об отражении “нашествия иноплеменников”, о даровании мира, о сохранении веры православной и спасении душ.
В XIX столетии Одесса становится довольно крупным городом. Во многом это объясняется и тем, что через Одессу пролегал путь паломников на православный Восток: во Святую Землю и на Святую Гору Афон. Одессу называли «вратами Иерусалима». Здесь располагались подворья афонских монастырей: Пантелеимоновского, Андреевского, Ильинского. По этому обстоятельству Свято-Успенский Одесский монастырь имел довольно большое значение для православных паломников, для жизни города и всего юга России. Жизнь монастыря оказывала благодатное воздействие на духовное и историко-культурное развитие Причерноморья.
Буря, воздвигнутая октябрьским переворотом 1917 года, ворвалась в веками сложившуюся жизнь монастырей. Но до 1922 года лампада монашеской жизни в Свято-Успенской Одесской обители еще светилась.
После закрытия Свято-Успенского монастыря богоборцами в 1922 году, мятежный ветер гражданской войны и смутного времени рассеял насельников монастыря по всему лицу страждущей Русской земли.В 1944 году началось возрождение монастыря.В 1946 году Свято-Успенский монастырь впервые посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. С этого времени в монастыре была устроена летняя резиденция Патриарха, который стал ежегодно на несколько месяцев приезжать в обитель. В связи с этим Свято-Успенский Одесский мужской монастырь стали именовать Патриаршим.
В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, над Свято-Никольской церковью был сооружен шлемовидный купол и перестроена колокольня.
Настоящего расцвета достигла обитель при вступлении на Одесскую кафедру Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, который неустанно трудится над благоукрашением монастыря. Его молитвами и усердием построены новый великолепный собор в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», колокольня с надвратным храмом в честь св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, ставшая шедевром одесской архитектуры.
Многочисленные паломники прибывают в обитель со всех сторон нашей земли. Особым чувством, чувством глубокого покаяния, проникнуты в монастыре богослужения Великого поста. Люди стремятся в монастырь на исповедь — очистить душу от греховной скверны в Таинстве Покаяния. Множество людей стекается в монастырь в Страстной Четверг. В этот вечер монастырский двор озаряют сотни зажженных свечей, огонь которых верующие, по традиции, стараются донести домой. Приходят христиане и в в Страстную Пятницу — поклониться и приложиться ко святой плащанице. Идут люди вереницей в монастырь и в Светлое Христово Воскресение— на Святую Пасху Христову, прочувствовать пасхальную радость. Многолюдно и в монастырский храмовой праздник в Пятницу Светлой Седмицы, в день чествования иконы Божией Матери «Живоносный источник».
Собор в честь иконы Божией матери"Живоносный Источник"
В 1964 г. в Одесском монастыре окончил свой земной путь бывший афонский монах, известный во всей стране старец святой жизни схиигумен Кукша (Величко) Известен он был и своим многолетним исповедническим подвигом за веру. За его подвижническую жизнь Господь прославил его дарами: молитвы, прозорливости и чудотворений.
Поклонный крест.
Семинаристы в трапезной
По дороге из монастыря к остановке маршрутки,увидел вот такие лайт боксы.На них изображены дети.
Дети и русский язык, совершенно немыслимое соседство для современной центральной а тем более западной Украины.