flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Вокзал которого нет. (Варшавский) И небольшая прогулка по городу.


Станция метро "Балтийская", которая мне показалась необычайно длинной. Именно с нее можно выйти к Балтийскому и Варшавскому вокзалам. Наземный павильон станции пристроен к ныне пригородному Балтийскому вокзалу, а к Варшавскому надо пройти от него всего метров 250-300.
Эти два Питерских вокзала были в свое время построены совсем близко друг от друга, а их железнодорожные пути соединялись.


Набережная Обводного канала на которой стоят эти два вокзала. На той стороне видны старинные здания чем-то похожие на дореволюционные казармы.


Вот и бывший Варшавский вокзал, а сразу за ним стоит церковь Воскресения Христова, построенная в типично русском стиле.


Железная дорога Санкт-Петербург - Варшава была по сути второй магистральной железной дорогой империи. На карте она обозначена красным цветом.
Эту важную дорогу, которая шла на Европу, полностью закончили строить в 1862 году. Именно эта дорога первой связала Российскую империю с Западной Европой. Через Варшаву, можно было по железной дороге, с пересадкой, попасть в европейские столицы - Берлин и Вену.
Дорога на Варшаву была построена сразу же вслед за первой русской магистральной железной дорогой Петербург - Москва. И чрезвычайно важной эта дорога оставалась вплоть до 1914 года.
Потом, после перерыва в 1914 - 1944 годах, дорога вновь ожила уже в послевоенном СССР, но правда в урезанном варианте (только до Гродно). Электрифицировать ее в период СССР не стали и она так и  осталась тепловозной, где полностью господствовали пассажирские ТЭП60,  позже ТЭП70. По этой дороге в свое время ходил поезд Львов - Ленинград.
После 1991 года, в связи с отделением стран Балтии, дорога стала постепенно приходить в упадок. Движение сильно ослабло, а участок Вильнюс - Гродно и вовсе был разобран.
В наши дни до Вильнюса от Питера ходит один поезд в сутки, еще один поезд (СПб - Рига) ходит до станции Даугавпилс. Оба эти поезда ходят с Витебского вокзала.
А от исторической Петербургско - Варшавской железной дороги остались по сути одни воспоминания.
В настоящее время в пределах России остался только участок СПб - Луга - Псков - Пыталово.

Тем не менее Варшавский вокзал продолжали эксплуатировать аж до 2001 года, в основном в качестве пригородного.


Вид на здание бывшего вокзала с западной стороны. Надо сказать, что само здание довольно внушительных размеров, вероятно по причине того, что сто лет назад он обслуживал много пассажиров "vip класса".

Первоначальный вокзал был построен в 1852—1853 годах по проекту архитектора К. А. Скаржинского для железной дороги от столицы до царской резиденции в Гатчине. Длина дороги составляла 44,6 км, дорога была открыта в ноябре 1853 года. Здание с трёх сторон первоначально охватывало платформы, перекрывавшиеся арочной конструкцией из металла и стекла.

В 1857—1860 гг. с целью расширения вокзала построено новое здание (архитектор П. О. Сальманович), два каменных дома для служащих (один сохранился) и произведена реконструкция путевого дебаркадера. Каркас из железа со стеклянным заполнением, перекрывавший весь проём посадочных платформ, отвечал передовым архитектурным тенденциям того времени, однако оказался дорогим в эксплуатации и загрязнялся паровозным дымом.

Поезда Варшавской линии отличались удобными и богато обставленными вагонами, предназначавшимися, в первую очередь, для пассажиров первого класса. По этой дороге ходил императорский поезд и ряд «семейных» составов, принадлежавших самым богатым и влиятельным российским фамилиям. В Европу из Петербурга отправлялись с Варшавского вокзала. Отсюда отбывал в Париж воспетый Набоковым «Норд-Экспресс».

В годы Первой мировой войны Варшавский вокзал как сравнительно малозагруженный принимал эшелоны с ранеными; для приёма раненых к платформам вокзала специально была проложена ветка от городской трамвайной сети. (из Википедии)


Вероятно это и есть сохранившийся каменный дом для служащих. Сохранилась также характерная для 19 века водонапорная башня.


В 2001 году Варшавский вокзал был закрыт, а в его зданиях был устроен торгово-развлекательный центр "Варшавский экспресс".
А на части железнодорожных путей вокзала был развернут музей железнодорожной техники, который славится лучшей на всем пространстве ексСССР коллекцией подвижного состава.
Я был в этом музее в декабре 2010 года и делал подробный отчет.


Фасад бывшего вокзала, выходящий на набережную Обводного канала.




Вид на здание вокзала с восточной стороны.


Ресторан.


Остатки щебенки от бывших жд путей. Стоят частично сохранившиеся маршрутные указатели ещё советского образца.
Справа немного виден жд музей и ракета от железнодорожного ракетного комплекса.


Старинные пакгаузы Варшавского вокзала, пришедшие в полный упадок. Место где некогда были жд пути сильно заросло.


В конце жд музея сохранился даже светофор. Хотя может это часть экспозиции музея.


Вид через забор на жд музей. Стоимость входа невысокая, всего 100 рублей.


Фасад бывшего вокзала, обращенный в сторону бывших железнодорожных путей. Теперь он смотрит на жд музей.


Фасад вокзала просто завораживает своей красотой и совершенством.


Что обозначает этот символ?


А совсем рядом уже идет строительство современного элитного жилья, которое все ближе подбирается к бывшему вокзалу.


Наконец обратим внимание на великолепный храм - церковь Воскресения Христова. Год постройки этого храма - 1905.
Храм еще во времена Российской империи основало Александро-Невское братство трезвости. И в наши дни прихожанами этого храма являются люди страдающие алкогольной зависимостью. Еженедельно в церкви совершается молебен Божией Матери перед иконой "Неупиваемая Чаша" об исцелении от недуга пьянства.




Около храма стоит современный памятник последнему русскому царю Николаю Александровичу и его жене Александре Федоровне.
Очень красивый и трогательный памятник.


Внутри храма идут восстановительно - реставрационные работы. Во времена СССР храм был доведен до запустения.


На полу лежит оригинальный кафель, поврежденный во многих местах. В советские времена в храме размещались службы трамвайного парка.


После осмотра бывшего Варшавского вокзала, я пошел пешком в сторону центра по Измайловскому проспекту, который упирается как раз в здание бывшего вокзала.


Вид на церковь с Варшавского моста через Обводной канал.


Дома на Измайловском проспекте.


В глубине видно здание бывшего Варшавского вокзала.


Огромный Троице-Измайловский собор, построенный в 1835 году.
Купол этого собора виден со многих точек города. В 2006 году собор горел, но его уже восстановили после того пожара.


В память Русско-турецкой войны 1877—1878 годов 12 (24) октября 1886 года у здания собора был открыт Памятник Славы, созданный по проекту Д. И. Гримма из 108 трофейных турецких пушек, составленных в пять ярусов. Колонну венчает фигура Славы работы П. И. Шварца. На гранитном пьедестале были укреплены бронзовые доски с перечислением сражений и полков, участвовавших в войне.






Измайловский мост через Фонтанку.


Река Фонтанка. Виден Обуховский мост, через который я уже ходил к Витебскому вокзалу и трубы старой ТЭЦ, о которой тоже упоминал.


Вид на мост и купол собора со стороны северной набережной Фонтанки.


За мостом проспект меняет название и становится Вознесенским. Вознесенский проспект упирается в здание Адмиралтейства и является одним из 3-х лучей расходящихся от него под сторого выверенным углом. Вторые два это улица Гороховая и Невский проспект.


Удивительно красивый дом на углу улицы Садовой и Вознесенского проспекта.


В этом доме есть что-то сказочное.

Справка из сети:
Дом городски́х учрежде́ний (известен также как «Городско́й дом» — памятник архитектуры федерального значения, административное здание, расположенное в центре Санкт-Петербурга по адресам Садовая улица, 55—57 и Вознесенский проспект, 40—42. Дому присвоен двойной номер, поскольку он возводился на земле двух домовых участков. Архитектор — Александр Львович Лишневский, лепной декор исполнен в мастерских И. В. Жилкина и Н. И. Егорова. Построен в 1904—1906 годах для размещения в здании ряда городских учреждений. За время существования ни объёмно-пространственная структура, ни авторский декор фасадов не претерпели особо значимых изменений. Дом выполнен в смешанном стиле, отдельные элементы фасада относят к модерну, псевдоготике и другим стилистическим направлениям.


Мост через канал Грибоедова.


Улица Гражданская.
Tags: Изгнание в Санкт-Петербурге
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →