Top.Mail.Ru
? ?

flackelf


Русский киевлянин пишет из Петербурга.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Санкт-Петербургский музей железнодорожного транспорта
flackelf
http://p3.citywalls.ru/photo_70-71959.jpg?mt=1294247850
Здание музея на улице Садовой.
Это лучший музей железных дорог России, СССР и всего так называемого "пространства 1520", которое охватывает добрую половину Евразии. На сегодняшний день в него входят: Российские железные дороги, Укрзализница, БЧ, Казахстан темир жолы, дороги других стран бывшего Союза, железная дорога Финляндии и Монголии.


А начиналось это огромное и единое железнодорожное пространство с железной дороги Петербург - Москва. Возможно поэтому музей находится в бывшей столице Российской империи Санкт-Петербурге, а не в Москве.


Над парадной лестницей висит огромная карта СССР с нанесенными на нее рельсовыми магистралями. Советский Союз почти полностью повторяет контуры предыдущей страны - Российской империи.


Железные дороги в России это нечто больше, нежели просто транспорт. Это жизненные артерии, связавшие воедино огромные имперские пространства от Тихого океана, до Балтики и Черного моря.
Ещё в 19 веке был сделан упор на строительстве железных дорог, которые стали в конечном итоге основным видом транспорта на этой огромной части мировой суши. Железные дороги России ( и всего екс СССР) перевозят гигантское количество грузов и миллионы пассажиров, уверенно удерживая по этим показателям первое место в мире.
Мы, выросшие в СССР, относимся к железной дороге, как к некой данности существующей всегда, совершенно не задумываясь, что произошло бы, остановись она хотя бы на один день.
А теперь представьте, каким был мир до эпохи постройки рельсовых магистралей? И что означало в ту эпоху, например банальное путешествие из Москвы в Киев, которые ныне мы проделываем всего за каких-то 11 - 12 часов?




Большая часть экспозиции музея посвящена периоду Российской империи, при котором и возникли Российские железные дороги.








Зал посвященный самой первой железной дороге России, которая связала Петербург и Москву




Вот тут на карте видны две первые железные дороги Российской империи. Второй является дорога Петербург - Варшава, которая связала Россию с Европой. Я этой зимой во Пскове был на этой дороге, которая ныне пребывает в не самом лучшем состоянии из-за развала СССР.








Макет жд моста.


В залах хранятся документы и фотоальбомы тех времен. Если сказать, что некоторые из них хотелось очень бы просмотреть, значит не сказать ничего.




Железнодорожный храм на станции Коростень. Не сохранился.
Фотография из альбома, который представлен ниже.


Например вот этот альбом. Это фотографии построенной в 1902 году Киево - Ковельской дороги. Той самой, что идет от Киева на Тетерев и Коростень.
Я попробовал поинтересоваться у работников музея, по поводу возможности отфоткать страницы альбома. Как выяснилось, нужен некий официальный запрос и не от простого частного лица, а как минимум от журналиста.
Для РФ эта дорога ныне является иностранной, а вот для нынешней Юго-Западной, управление которой находится в Киеве...
Интересно, есть ли подобные материалы в архиве Юго-Западной дороги?








Целый большой зал посвящен строительству исторических железных дорог России. Ныне большинство из них называются по другому.


В этом музее можно провести полдня, настолько интересный исторический материал собран тут.




Ныне эта дорога называется - Приднепровская.




Основа современных железных дорог была заложена в период Российской империи. Именно тогда были построены основные магистральные линии.


А эта дорога ныне расположена в Молдове.




Макеты подвижного состава.










Период гражданской войны. Бронепоезд Белой армии под названием "Единая Россия".


Железная дорога в годы ВОВ.

Послевоенный период.







Макет сортировочной станции.


А я в детстве тоже железную дорогу рисовал. Жалко, что ничего не сохранилось.
Особенно любил рисовать чешские локомотивы ЧС4.






Таблички заводов изготовителей локомотивов.








Табличка чешского завода Шкода, который в 60-80 годы был основным поставщиком магистральных пассажирских локомотивов.




Позднесоветский период.




Именно в этот период проходила массовая электрификация основных магистральных железных дорог, которая после развала СССР продолжилась на УЗ и РЖД уже в 90-е и нулевые годы. А на БЧ уже и в этом десятилетии.




Экспозиция посвященная современным Российским железным дорогам.








И в завершении одно из лучших видео по жд тематике.



  • 1
Был там несколько раз. Музей действительно сделан очень хорошо. Говорю как любитель железных дорог и музеевед по совместительству.

Потрясающе! Если когда-либо посещу Питер, сюда приду в первую очередь.

Есть, на что посмотреть, впечатляет. Что касается старых альбомов, то по-хорошему они должны были быть давно оцифрованы и доступны интересующимся. Всё-таки это большая редкость, каждому желающему не дашь.

Есть ещё музей на рижской http://mzd.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=4198

(А ещё там если по эстакаде ТТК идти в сторону сокольников, можно посмотреть на депо всех московских вокзалов и на несколько десятков типов пассажирских вагонов и электричек, включая двухэтажные и низкопрофильные.)

На болтах же тоже музей ЖД или я ошибаюсь? В этом не был

За репортаж спасибо

Edited at 2014-06-11 10:38 am (UTC)

Там экспозиция подвижного состава, филиал музея.

Надо же, как интересно.

Надо будет сходить, если в Питере буду....

Спасибо за обзор!

  • 1