То была моя поездка на Львовскую железную дорогу, которая является западными воротами русского жд пространства со стороны западной Украины. Через Львовскую дорогу осуществляется довольно большой грузовой транзит из стран СНГ к пограничным станциям Чоп, Ягодин и Мостиска. С севера дорога граничит с Белорусской дорогой, с запада и юга она граничит с Польшей, Словакией, Венгрией и Румынией, которые имеют европейский стандарт колеи.
В этот раз, посетив Ровно, я решил поехать на соседний большой жд узел Здолбунов, с целью изучения станции.
Станция Ровно. Прибыла электричка из Ковеля, которая доставит меня в Здолбунов, главный жд узел Ровенской области, который расположен почти рядом. Это был тот самый электропоезд, который совсем недавно носил фирменное наименование "Червона Калина".
Долгие годы в Ровно не было электрификации, а проходила она на Львов через расположенный по соседству Здолбунов, где при СССР была конечная киевской электрички. "Шнурок" из Здолбунова на Ковель подтянули только в середине нулевых.
Деревянные лавки и пластиковые окна. Лавки видимо установили недавно, потому как в фирменном поезде "Червона Калина" их не было.
Карта оборота пригородных поездов депо РПЧ-3 Здолбунов, Львовской дороги. Оборот этого депо охватывает всю северную часть западной Украины. Участки Львов - Тернополь - Хмельницкий и Красне - Здолбунов - Ровно - Киверцы - Ковель, электрифицированы в стандарте переменного тока 25кВ, остальное работает на дизельной тяге.
Через 25 минут прибыли в Здолбунов. Это вид с мостика в северном направлении, на Ровно, Ковель и Сарны. Справа виден вокзал станции Здолбунов-Пасс.
Здолбунов (до 1991 года всегда только Здолбуново) это райцентр Ровенской области, население 25 тысяч человек, большой жд узел с двумя депо, расстояние до областного центра 15 км, расстояние до Киева 350 км.
Дореволюционная фотография на которой написано русское название этого городка.
Вот карта, где в общих чертах видно устройство Здолбуновского узла и расположение кварталов самого города относительно жд путей. Железная дорога образует в Здолбунове треугольник, восточная грань которого эта не что иное как историческая железная дорога Казатин -Здолбунов - Ковель - Граево. Это была самая первая железная дорога в этих краях, которую построили в 70-е годы 19 века.
Западная грань треугольника это перемычка, связывающая Здолбунов-Пасс с направлением Радивилов - Львов. А южная грань, это перемычка, связывающая Казатинское направление с Львовским, без захода на Здолбунов-Пасс.
Станция Здолбунов-Пасс находится на выходе из узла в сторону Ровно, есть еще грузовая и сортировочная станция Здолбунов и расположена она на выходе из узла в сторону Шепетовки - Казатин.
Центральная часть города находится западнее станции, а в треугольнике из жд путей находится частный сектор и старое городское кладбище.
Вот карта 19 века, где отчетливо видна линия Казатин - Граево. Жд узел Здолбуново уже появился тогда, от него идет ветка на австро-венгерский Лемберг.
В Здолбунове есть целых два железнодорожных депо. Самое крупное это депо пригородных поездов РПЧ-3, но о нем чуть ниже.
Вид с пешеходного мостика на юг, где жд пути расходятся в разные стороны. На Шепетовку и Казатин, а также на Львов. Слева видно здание депо пригородных поездов.
Вокзал станции Здолбунов-Пассажирский. Здание по моему предположению построено (как вариант - перестроено) в послевоенные годы, потому как точной информации я в сети не нашел.
Польская фотография Здолбуновского вокзала косвенно подтверждает мои догадки.
Памятная доска украинским националистам на здании вокзала.
По станции Здолбунов существует довольно интенсивное движение пригородных поездов. На электричке можно доехать до Киева, Шепетовки, Ковеля, Львова. На дизель-поезде до Сарн и до белорусской станции Горынь.
Советский памятник на площади у вокзала. Интересно, его еще не снесли?
Старый дом на Привокзальной площади.
Тут же, около вокзала находится церковь Святой Великомученницы Екатерины, которая судя по архитектурному стилю была построена в эпоху Российской империи. Церковь принадлежит Московского патриархату (пока еще)
Приписной состав депо Здолбунов РПЧ-3 | |
Д1 | 12 |
ЭР9П | 11 |
ДР1А | 8 |
ДПЛ1, ДПЛ2 | 4 |
2М62 | 3 |
ЭР9М | 3 |
ЭР9Т | 2 |
Всего | 43 |
Пути депо РПЧ-3.
Из электричек, большую часть приписного состава депо РПЧ-3 составляют древние составы ЭР9П выпуска 60-70-х годов прошлого века.
ЭР9П-326 выпущен в Риге в 1972 году.
ДР1А-138. Выпущен в Риге в 1977 году. Текущее состояние - списан.
К депо приписено 11 таких поездов.
Д1-731. Выпущен в Венгрии в 1985 году.
ЭР9П-333. Выпущена в Риге в 1972 году.
Паутина жд путей станции Здолбунов-Пассажирский.
Состав, отправляющийся в сторону Шепетовки. В Здолбунове преобладают казатинские ВЛ80К с соседней Юго-Западной дороги.
Справа видно как от станции Здолбунов-Пасс отходят пути в сторону Львова.
Современный элеватор.
Вагон от фирменного электропоезда ЭР9Т-747 "Червона Калина".
Слева пути на Шепетовку - Казатин - Киев. Справа на Дубно - Красне - Львов.
Мимо прошелестел скорый Ковель - Москва.
В глубине видны грузовые парки станции Здолбунов. Грузовая станция Здолбунов, которая тянется на несколько километров, расположена на Шепетовском направлении. Я туда в тот раз не пошел.
ЭР9П-241. Выпущена в Риге в 1968 году. Текущее состояние электропоезда - действующий.
Далее я пошел в треугольник, образованный жд путями, где увидел вот такое приметное старое здание.
Сразу за ним обнаружил старое интернациональное кладбище городка Здолбунов. Там оказалось очень много могил с русскими надписями.
Есть могилы также и с польскими надписями. Есть с немецкими или чешскими.
Волынь 100 назад была многонациональным краем.
Могила русского офицера, погибшему 99 лет назад в боях с германцами, которые проходили в этих местах. Есть могилы, где имя одного умершего члена семьи написано по русски, а другого по украински.
А вот и "перемычка", по которой можно попасть с Шепетовки прямиком на Львов, не заезжая на саму станцию Здолбунов-Пассажирский. По ней осуществляется движение грузового транзита из стран СНГ в сторону пограничной станции Чоп, тут также ходят поезда Интерсити-Хюндай на Львов. Впрочем ходят ли они сейчас?
На столбе висит знак, предупреждающий о движении скоростных поездов.
Эта дорога ведет в Галицию. Ход Шепетовка - Львов, который идет мимо станции Здолбунов-Пассажирский.
100 лет назад сразу за станцией Радивилов эта дорога пересекала границу России и Австро-Венгрии.
Промышленные руины.
Ход Здолбунов-Пассажирский - Львов.
Вначале я подумал, что местный автомайдан, но потом присмотревшись понял, что это реклама цирка-шапито.
Центральная пешеходная улица.
Дорога мощенная булыжником то-ли во времена Польши, то-ли во времена Российской империи.
Церковь Киевского патриархата.
Самодельная маршрутка-мутант, которая ходит на Ровно.
Католический костел Здолбунова, построенный в бытность нахождения города в составе Польского государства в 1921-39 годах.
В целом городок производит относительно удовлетворительное состояние, особенно если сравнивать с севером области. Хотя все равно виден довольно невысокий уровень жизни здешнего населения.
Памятник какому-то националисту.
На этом региональном "демехе" Киев - Ровно я вернулся в Ровно. За бетонным забором виден грузовой парк на станции Здолбунов-Пассажирский и стоящий под состовом "выльник" ВЛ80К.