flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Category:

Сарапул - город на Каме.

Восстановленный пост от 2014 года, уже с новым фотоматериалом и совсем другими впечатлениями.

«Город на Каме,

Где – не знаем сами,

Город на Каме,

Матушке-реке,

Не дойти ногами,

Не достать руками,

Город на Каме,

Матушке-реке...»

Город Сарапул расположен на реке Кама, в ее среднем течении, на высоком правом ее берегу.  До Перми, которая стоит выше по течению, от этого места по руслу реки примерно 300 километров, а до устья Камы, которое находится ниже Казани, примерно 370 км. Во времена СССР на Каме было сильно развито пассажирское судоходство, чего не скажешь о нынешних временах. Хотя пассажирское судоходство на Волге и Каме в целом полностью не умерло, как например на Днепре.
Городом Сарапул стал еще в 1780 году, а количеством архитектурных памятников Сарапул превосходит все остальные города Удмуртии.

Этому городу не повезло в XX веке, когда центр экономической и политической жизни региона переместился в соседний бурно развивающийся Ижевск. А еще 100 лет назад Сарапул был главным городом в этой части Прикамья. Во времена Российской империи этот старый русский купеческий город жил очень насыщенной жизнью. Торговля и рыбный промысел, вот две самые главные отрасли хозяйства, которые процветали тут в те времена и обе неразрывно связаны с полноводной Камой, самым крупным притоком Волги.
В 1915 году через Сарапул прошла железная дорога на Екатеринбург, сформировав в этом месте транспортный узел с жд станцией и речным портом.

В предыдущий раз я бывал тут в марте 2014 года и надо сказать, что в городе произошли довольно значительные изменения к лучшему, хотя до полного восстановления исторического центра Сарапула еще далеко. Но в 2014 и 2009 году, когда я тут бывал в предыдущие разы, город был просто в ужасном состоянии.
Старый город начал приходить в упадок не в начале 90-х, как многие могут подумать, этот процесс начался сразу после революции 1917 года, то есть почти 100 лет назад. Впрочем это типичная судьба малых русских городов в XX веке.
По городу полно уникальных деревянных домов постройки XIX века, на многие из которых жалко смотреть.
А вот в соседнем Татарстане совсем другая ситуация. Рассматривал как-то снимки города Елабуга, который находится ниже по Каме, так контраст очень сильный.
Остается только задать риторический вопрос местной и федеральной власти - почему так получается?
Заметный контраст между регионами, разница в уровне жизни, в качестве дорог, это одна из существующих системных проблем современной России.

1. На подъезде к Сарапулу с севера, со стороны Воткинска. Дорогу тут все время идет вдоль Камы.



2.


3. Центр Сарапула не очень большой, его можно весь обойти за часа полтора. Планировка центра прямоугольная, расположен он на возвышенном месте между двумя низинами, где протекают речки Юрманка и Сарапулка, которые впадают в Каму.
Железнодорожный вокзал находится на южной окраине города, есть микрорайоны советской постройки, которые не представляют особого интереса. В городе был некогда крупный речной порт, куда со станции когда-то вели подъездные пути.
В конце XIX века Сарапул был одним из крупнейших центров обувной и кожевенной промышленности России. В XX веке экономика Сарапула определялась несколькими крупными предприятиями машиностроения и радиоэлектроники, производившими преимущественно продукцию военного назначения.
Вся топонимика города сплошь советская.
Честно говоря складывается такое впечатление, что у города в XX веке хотели отнять его душу, разрушив все его храмы, переименовав все улицы и бросив все это на запустение. Но это типичная история.
Хочу заметить, что при СССР именно русские малые города в РСФСР постигла такая судьба. Например в бывшей УССР ситуация все же несколько иная.
3.


4. Улица Раскольникова которая идет вдоль Камы с севера на юг.


5. На одной из соседних улиц мы припарковали свой УАЗ и пошли прогуливаться.


6. В 14 году тут все было сильно хуже, чем сейчас. Хотя тогда был март месяц.


7. Улица Красноармейская.


8.


9. Конструктивизм.


10.


11. На улице Горького.


12. Тут много торговых заведений.


13.


14.


15.


16. Реконструкция дома.


17. Улица Советская (Вятская).


18.


19.


20. Тут еще предстоит много работы по реставрации.


21.


22.


23. Стало значительно больше заведений питания и сферы услуг.


24. Купеческие дома XIX века.


25.


26.


27. "Двухэтажный особняк промышленного магната С.И. Бодалева в стиле модерн был построен в начале ХХ века. На первом этаже располагались торговые залы. Некоторые элементы декора внутри здания сохранились до наших дней. До 2000 года в здании располагался ресторан «Кама»."


28.


29.


30. Красная (Вознесенская) площадь. В прошлом - главная в городе.
Просто во времена СССР появилась очень значительная советская часть Сарапула, со своими улицами и площадями. Основное население проживает именно там.


31. Администрация города.


32. Вознесенская площадь изменилась с 14 года до неузнаваемости и стала единым прогулочным пространством с новой набережной Камы.


33. Чуть левее этого места 100 лет назад стоял Вознесенский собор


34. Новая набережная с шикарными видами на реку.


35. В Сарапуле выросла  Надежда Дурова, кавалерист-девица, служившая в армии Кутузова. Кстати родилась она в 1783 году в Киеве и имела малороссийские корни.
Считается, что Надежда Дурова послужила прототипом героини фильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада»


36.


37. Новая гостиница.


38.


39.


40.


41. Исторические здания Политехнического института.
Год постройки - 1878


42. Вот тут я забыл купить себе магнитик.


43.


44.


45.


46.


47. Надо сказать, что и на Каме чувствовалось понижение уровня воды.


48.


49.


50. Село Ершовка.
Во время открытой воды, ниже по течению функционирует паром к селам на той стороне. Я вам его уже показывал.


51.


52. Памятник-фонтан "стерлядь". Конечно 8 лет назад его не было.


53.


54. Дом купца Корешева (1907г.).


55.


56. Вознесенская площадь с ее потрясающим видом на Каму.


57.

Фото этого места столетней давности. Видны торговые ряды и сам Вознесенский собор, уничтоженный в 30-е годы. Тогда город лишился архитектурной доминанты, украшающей Сарапул, если смотреть на город со стороны реки. Ведь в те годы не было железной дороги и все люди прибывающие в такие русские города по воде, первым видели силуэт населенного пункта со стороны воды.
Вознесенский собор, который некогда украшал этот город на Каме, надо обязательно восстановить.

58.


59. Дома на улице Раскольникова.


60.


61. На горе стоит восстановленный недавно храм. До революции в Сарапуле было 33 храма, на сегодняшний день из них сохранилось только три.
Неслыханное варварство!


62.


63. Снова в путь. Надо успеть засветло к вокзалу, на паром и в город Камбарка.


64.


65. Советские кварталы города.


66. Площадь 200-летия Сарапула.


67. Есть местный пивзавод с собственной водой и живым пивом. Продается только в Удмуртии.


68. Мост через Обводный канал.


69.


70.


71. Вокзал брежневской постройки. Довольно крупный.


72. Связь со страной тут хорошая благодаря Казанбургской магистрали. С Ижевском город связывает пять пар ежедневных электропоездов, что немало.


73.


74. Народ в ожидании электрички.


75. Привокзальная площадь.


76. Паровоз серии Ов был установлен еще во времена СССР.


77.


78. История местной железной дороги.


79.


80.

Tags: Удмуртия 2022
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →