flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Category:

Сарапул - город на Каме

«Город на Каме,

Где – не знаем сами,

Город на Каме,

Матушке-реке,

Не дойти ногами,

Не достать руками,

Город на Каме,

Матушке-реке...»

Город Сарапул расположен на реке Кама, в ее среднем течении, на высоком правом ее берегу.  До Перми, которая стоит выше по течению, от этого места по руслу реки примерно 300 километров, а до устья Камы, которое находится ниже Казани, примерно 370 км. Во времена СССР на Каме было сильно развито пассажирское судоходство, чего не скажешь о нынешних временах. Хотя пассажирское судоходство на Волге и Каме в целом не умерло, как у нас на Днепре.
Городом Сарапул стал еще в 1780 году, а количеством архитектурных памятников Сарапул превосходит все остальные города Удмуртии.


Этому городу не повезло в 20 веке, когда центр экономической и политической жизни региона переместился в соседний  бурно развивающийся Ижевск. А еще 100 лет назад Сарапул был главным городом в этой части Прикамья. Во времена Российской империи этот старый русский купеческий город жил очень насыщенной жизнью. Торговля и рыбный промысел, вот две самые главные отрасли хозяйства, которые процветали тут в те времена и обе неразрывно связаны с полноводной Камой, самым крупным притоком Волги.
В 1915 году через Сарапул прошла железная дорога на Екатеринбург, сформировав в этом месте транспортный узел с жд станцией и речным портом.


Пожарная каланча, единственная в Удмуртии, одна из немногих, сохранившихся в архитектуре Урала. Нуждается как и все в этом городе в срочной реставрации.

Вот не буду ничего преукрашивать, а просто скажу, что этот исторический русский город на Каме пребывает в мягко говоря плохом состоянии. Большинство исторических зданий разрушаются и нуждаются либо в сносе, либо в немедленной реставрации.
Город начал приходить в упадок не в начале 90-х, как многие могут подумать, этот процесс начался сразу после революции 1917 года, то есть почти 100 лет назад. Впрочем это типичная судьба малых русских городов в 20 веке.


По городу полно вот таких уникальных деревянных домов постройки 19 века, жалко смотреть на их нынешнее состояние. Хотя я конечно же выбрал наихудшее время года для поездки сюда.

А вот в соседнем Татарстане совсем другая ситуация.
Вот фото города Елабуга, который находится ниже по реке.

Остается только задать риторический вопрос местной и федеральной власти - почему так получается?
Очень заметный контраст между регионами, разница в уровне жизни, в качестве дорог, это одна из существующих проблем современной Российской федерации.


На первом этаже уже начали устанавливать пластиковые окна.




Памятник земляку.


Этот угловой дом выглядит сравнительно неплохо.




Типичный ракурс.






Центр Сарапула не очень большой, его можно весь обойти за часа полтора. Планировка центра прямоугольная, расположен он на возвышенном месте между двумя низинами, где протекают речки Юрманка и Сарапулка, которые впадают в Каму.
Железнодорожный вокзал находится на южной окраине города, есть микрорайоны советской постройки, которые не представляют интереса. В городе есть речной порт, куда со станции ведут подъездные пути.
В конце XIX века Сарапул был одним из крупнейших центров обувной и кожевенной промышленности России. В XX веке экономика Сарапула определялась несколькими крупными предприятиями машиностроения и радиоэлектроники, производившими преимущественно продукцию военного назначения.


Вся топонимика города сплошь советская. Честно говоря складывается такое впечатление, что у города в 20 веке хотели отнять его душу, разрушив все его храмы, переименовав все улицы и бросив все это на запустение. Впрочем это типичная история.
Хочу заметить, что при СССР именно русские малые города постигла такая судьба. На например Украине ситуация все же несколько иная.


В Сарапуле я обнаружил знакомые до боли Богданы, которые напомнили мне о доме.




Утопающий в сугробе Ленин. Чуть правее этого места стоял Вознесенский собор.


Местная администрация на реконструкцию своего здания деньги нашла.


В Сарапуле выросла  Надежда Дурова, кавалерист-девица, служившая в армии Кутузова. Кстати родилась она в 1783 году в Киеве и имела малороссийские корни.
Считается, что Надежда Дурова послужила прототипом героини фильма Эльдара Рязанова «Гусарская баллада»


Исторические здания Политехнического института.




Год постройки - 1878


Набережная Камы, ширина которой в этих местах более километра.


На реке крепкий лед, по которому ходят пешком на ту сторону, в деревню Ершовка.


Ершовка.
Во время открытой воды, ниже по течению функционирует паром. Есть планы постройки автомобильного моста, который свяжет с Ижевском юго-восточную часть Удмуртии, которая расположена за Камой.


Старый дом на набережной Камы.


Дом постройки 30-х годов 20 века.










Вознесенский собор, который некогда украшал этот город на Каме, надо обязательно восстановить.


Вот тут я перекусил.


Реконструкция центра Сарапула пока существует только на бумаге. А мне кажется, что если хорошо постараться, то этот городок имеет и туристический потенциал.


Дом Корешева на бывшей Вознесенской площади. Сейчас.


И тогда.


Вознесенская площадь с ее потрясающим видом на Каму.


Фото этого места столетней давности. Видны торговые ряды и сам Вознесенский собор, уничтоженный в 30-е годы. Тогда город лишился архитектурной доминанты, украшающей Сарапул, если смотреть на город со стороны реки. Ведь в те годы не было железной дороги и все люди прибывающие в такие русские города по воде, первым видели силуэт населенного пункта со стороны воды.


На горе стоит восстановленный недавно храм. До революции в Сарапуле было 33 храма, на сегодняшний день из них сохранилось только три.
Неслыханное варварство!


Фасад сделали, а остальное как-нибудь подождет.


Уникальный дом, состоящий из трех частей, каждая из которых не похожа на соседнюю.


И тут "Европа-центр"....


Еще один представитель деревянного зодчества позапрошлого века. Характерная деталь, это родные деревянные окна. Даже и не знаю как они сохранились и еще продолжают служить.


Один из немногих домов, который привели в порядок.


Типичная картина. Кстати на первом этаже справа еще кто-то живет.


В этом доме, который построен в псевдорусском стиле, сейчас находится детский сад. Виден надстроенный в 20 веке этаж.


Между Ижевском и Сарапулом регулярно курсируют вот такие маршрутки. Время в пути ровно час, стоимость проезда 160 рублей, это быстрее и дешевле чем на электричке.
Tags: Моя жизнь в Ижевске
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments