flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Христиновка - старый жд узел в центральноукраинской глуши

Поворот на Христиновку с автотрассы Умань - Винница. Мы тогда еще знали, что уезжать из этих краев придется все таки именно по этой дороге.


В 7-30 утра мы на такси покинули Умань, чтобы прибыть в соседний городок Христиновка, находящийся от Умани в 25 километрах. На такси, потому что другого транспорта, чтобы успеть на дизель-поезд, отправляющийся из Христиновки на Казатин в 8-25, не было.
Привезли нас прямо на жд станцию Христиновка ровно в 8 утра. Согласно сайту Яндекс-расписания, дизель на Казатин должен был отправиться через 25 минут.


Довольно немалый пост ЭЦ станции Христиновка был первым объектом, увиденным мною на станции.


Слева был виден довольно большой грузовой парк. Это направление на Вапнярку и на Погребище, Казатин.


В парке стояли только старые вагоны, ожидающие списания или ремонта.


Движение было представлено только вот этой "Чмухой".


Заброшенные станционные пакгаузы.


И еще одно полузаброшенное станционное здание.


Памятник паровозу серии Э.


Островной вокзал станции Христиновка. Здание старое, сохранившееся с конца 19 века и по видимому перестроенное, что видно по старому фото. Хотя возможно это все же копия первоначального здания.


Городок Христиновка обязан, как и Казатин, своему рождению железной дороге. Поселение тут возникло в 1890 году, когда возникла узловая станция. Основными отраслями местной экономики, с тех пор являются сельское хозяйство и железная дорога.


А вот тут нас ждал шокирующий и неприятный сюрприз. Оказывается Яндекс-расписания соврал, потому что такого дизель-поезда в этот день не было. Я было в шоке, потому все планы моей поездки мгновенно разрушились. Уехать в 8-05 утра отсюда можно было только на Вапнярку или аж в обед на Смелу и Черкассы, что было рискованно ввиду того, что ставило под сомнение возможность добраться до дома именно в этот день.
Возвращаться назад в Умань было глупо, потому что получалось, что были зря потрачены 250 (1000 руб) гривен на сьем жилья и такси до этой станции, либо все эти деньги я заплатил лишь за то, чтобы увидеть станцию Христиновка и не более того. Меня такое решительным образом не устраивало.
Одним словом у нас начинались приключения и нам предстояло выбрать путь, по которому мы попадем к вечеру в Киев, при этом мы находились в украинской глуши в 200-х километрах от дома с ограниченной суммой денег при себе. Радовало только то, что было утро и весь день был впереди, что позволяло расмотреть разные варианты.
Решено было после осмотра станции двигаться на автовокзал, где сориентироваться по карте и обстановке.
Было очень обидно, потому что когда же еще у меня возникнет шанс проехать по железной дороге Христиновка - Казатин, которая проходит по глухим и удаленным местам Винницкой и Черкасской областей Украины.
Работники вокзала, которые не имели ни малейшего понятия, что такое "яндекс-расписания", смотрели нас с удивлением. Мол чего эти городские и очень странные путешественники придумали - ехать в Казатин дизелем, который ползет туда целых 5 часов! И это когда в Киев можно было давным давно уехать на быстрой маршрутке прямо из Умани. Ну не понимают провинциальные жители такую романтику.


Из ежедневных дизель-поездов, есть только на Черкассы. Остальное ходит через день или три раза в неделю.



Карта здешних пригородных сообщений.


На этой, уже многократно выкладываемой мню старой карте, хорошо видны железные дороги Вапнярка - Христиновка - Цветково и Казатин - Погребище - Христиновка - Умань, которые и образуют Христиновский узел, один из самых старых на железных дорогах нынешней Украины. В ту эпоху тут было интенсивное движение и быстро росла экономика, но в 20 веке основными магистральными линиями все же стали другие дороги, а железные дороги расходящиеся от Христиновки так и остались однопутными, неэлектрифицированными с мало интенсивным движением. Которое уже в наши дни окончательно стало загибаться.
Впрочем участок Вапнярка - Христиновка - Цветково еще сохраняет некоторое значение и по нему иногда даже ходят пассажирские поезда, а вот с грузовым похоже проблемы. На сайте "Паровоз" не нашел ни одной фотографии с грузовым поездом с этого участка.
А вот линия на Казатин, по которой в этот раз не довелось проехать, говорят представляет из себя просто жд заповедник с деревянными шпалами и ручными стрелками.
Когда смотришь на эту карту, то обращает на себя внимание тот факт, что в1899 году, когда Христиновка уже была жд узлом, половины нынешних железных дорог еще не было и в помине.


Вот что о Христиновке пишется в путеводителе по Юго-Западной дороге от 1899 года:
"Далее, на 163 версте от Казатина находится станция
Христиновка, лежащая на пересечении Уманской ветви Шполянскою ветвью. Будучи узловой станцией, Христиновка имеет железнодорожно-административное значение; здесь находится оборотное депо, народное училище, содержимое на счет Юго-Западных дорог и местожительство начальников отдельных участков по службе пути и движения. Здание станции, расположенное островом, отличается своими удобствами в смысле внутренняго распределения помещений и вообще это один из лучших вокзалов на второстепенных станциях Юго-Западных дорог. Район станции Христиновки отличается своим плодородием; почва здесь глубокий чернозем, дающий прекрасные урожаи; из числа находящихся в соседстве со станцией имений, заслуживают упоминания: Шукайводы — Н. А. Терещенко, принадлежавшее прежде графине Дзялынской, Рызино — Невлинскаго, Верхнячка с сахарным заводом Дитрих.
От станции Христиновки рельсовый путь почти прямо направляется к уездному городу Умани.

 В 20 веке Христиновка была передана вновь образованной Одесской железной дороге.



Секция тепловоза 2ТЭ10. Такие таскают пассажирские поезда.


Старое веерное, некогда паровозное депо, которое помнит еще эпоху строительства этой дороги в конце позапрошлого века. На платформах лежат дизели от тепловозов.




В локомотивном депо ТЧ-6 Христиновка приписано:
ЧМЭ3, ЧМЭ3Т, ЧМЭ3Э 27
2ТЭ10М 14
ТУ2 5
2ТЭ10УТ 4
ТГМ23В 1
ТГМ23Б 1
Всего 52
В том числе и узкоколейные тепловозы с линии в городе Гайворон, что в соседней Кировоградской области.
А еще почти все (кроме 2-х) дизель-поезда Одесской дороги Д1, это 17 поездов и относительно новые дизель-поезда ДЭЛ02 в количестве 4-х штук. Эти ДЭЛ02 из депо Христиновка, эксплуатируются на участке Николаев - Джанкой - Керчь.

Д1 17
ДЭЛ01, ДЭЛ02 4
Всего 21



Симпатичный сквер на платформе, где расположено здание вокзала островного типа. В Христиновке заметно очень интенсивное велосипедное движение. Кажется, что каждый житель обладает этим транспортным средством.


Вид на станцию с пешеходного мостика. Вот только им практически никто не пользуется, потому что стоящие на путях составы, тут не очень частое явление.
Тут пожалуй проще дождаться первого снега, чем первого поезда.


Вид с мостика в сторону Умани и Цветково. Видно также локомотивное депо Христиновка и зерновой элеватор в глубине.


На этой старой жд станции расположено очень много старинный домов, построенных в конце 19 века и представляющих железнодорожную архитектуру того исторического периода.


Дом отдыха машинистов.


Еще какое-то массивное старое здание, построенное в характерном "кирпичном" стиле.


А это дом, находящийся недалеко от  локомотивного депо.


Удивил местный парк. Таксист нам по дороге говорил о Христиновском городском голове, который серьезно взялся за благоустройство городка.


Между прочим Христиновка, это один из крайне западных райцентров Черкасской области. Совсем рядом уже начинается Винницкая область.


Местный клуб, построенный в 50-е годы.


Здание построено в честь 50-ти летней годовщины Советской власти, о чем гласит мемориальная табличка.






Местная церковь, находящаяся около жд станции.


Не ожидал встретить в Христиновке памятник Зое Космодемьянской, да еще и с венками. Ведь населению Украины уже 20 лет назад промывают мозги в совершенно противоположном направлении.


Центральная площадь с неизменным Лениным.


Частные дома в Христиновке.


Местный автовокзал, который привел меня в ужас.


Огромное здание брежневской постройки, которое более чем наполовину не используется и выглядит абсолютно запущенным.


Старая реклама на его фасаде. Не совсем понятно что делает нечто, похожее на флаг России, на рекламе стоматологического кабинета.


Внутри зала ожидания было холодно (не отапливают), почти пусто и грязно.


Карта-схема, висящая видимо с времен СССР.
Наконец наступила ясность. Было принято решение двигаться на Винницу, на маршрутке в 10-00. А далее, после короткой прогулке по Виннице, добираться в Киев либо по железке, либо автобусом. Предстояло ехать по незнакомым местам, по винницкому Подолью, в город, в котором ни разу не был.



Унылые торговые точки около автовокзала этого городка.
Tags: поездки по Украине
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Рощино (Райвола).

    Это был у меня пока что единственный по настоящему красивый солнечный день в этом декабре. Словно в зимнюю сказку съездил из темного каменного…

  • От "Электросилы" до Варшавского вокзала.

    Прошел на днях от Московской заставы (метро "Электросила") по бывшему ходу Варшавской железной дороги. И до Обводного канала, где был…

  • Калининград. Старый центр. Часть 2.

    Прогуляемся теперь в северную часть бывшего центра столицы Восточной Пруссии. Тут много прудов, больших и малых. 1. 2. Так называемые Нижние…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments

Recent Posts from This Journal

  • Рощино (Райвола).

    Это был у меня пока что единственный по настоящему красивый солнечный день в этом декабре. Словно в зимнюю сказку съездил из темного каменного…

  • От "Электросилы" до Варшавского вокзала.

    Прошел на днях от Московской заставы (метро "Электросила") по бывшему ходу Варшавской железной дороги. И до Обводного канала, где был…

  • Калининград. Старый центр. Часть 2.

    Прогуляемся теперь в северную часть бывшего центра столицы Восточной Пруссии. Тут много прудов, больших и малых. 1. 2. Так называемые Нижние…