Евпатория это возможно самый древний город на территории современной Украины. Недавно евпаторийцы отметили 2500-летие, существования города, на берегу Каламитского залива, который в истории назывался по разному. Вначале это была греческая Керкинитида, потом длительный период господства Османской Турции, при котором город назывался Гезлев. И только в 18 веке, российская императрица Екатерина II, окончательно решив черноморский вопрос в пользу России, установила своим указом название города - Евпатория.
Именно с включения города в состав Российского государства и ведет свой отсчет современная его история. Именно в этот исторический период город стал известным курортом западного Крыма, а мы и наши предки, увидели его не в качестве плененных невольников, а качестве праздных отдыхающих, приехавших с материка.
Вместе с тем Евпатория так и осталась многонациональным городом. Помимо православных русских и украинцев тут всегда проживало много мусульман - крымских татар, которых российская власть не трогала вплоть до Второй мировой войны, позволяя сохранять этому небольшому народу, значительную историко-культурную нишу в жизни Крымского полуострова. То, что случилось с так называемым "татарским фактором" позднее, это отдельная большая история, которой я касаться не стану. Могу лишь добавить, что современные украинские власти эксплуатируют исламско-татарский фактор Крыма, в качестве антироссийского инструмента, хотя уверен, что этому небольшому народу намного комфортней жилось бы в составе многонациональной Российской федерации.
Современный город протянулся на несколько километров на северном берегу Каламитского залива, между солеными и целебными озерами Сасык и Мойнакское. Территорияально город состоит из исторической части (старый город), курортной части, где расположены многочисленные пансионаты, санатории, пляжи и новым городом (жилые кварталы, построенные после войны). Старый город находится на востоке, новый на северо-западе Евпатории, курортная часть на юго-западе, вдоль побережья. Есть еще частные сектора на северной окраине.
Дома, построенные в эпоху Российской империи на главной площади города - Театральной.
Историческая часть города очень красивая. Тут преобладает примерно вот такая застройка. Это та часть Евпатории, где все более менее ухожено, что совсем не характерно для Крыма в целом. Любят евпаторийцы свой исторический центр, бросается также в глаза относительная чистота на улицах и отсутствие навязчивой торговли, которой слишком много в курортной части Евпатории.
Улица Революции. В центре города, наряду с советскими названиями улиц, пишут также их дореволюционной название.
Видна трамвайная колея 1-го, основного маршрута, связывающего восточную часть города и его северо-западной окраиной.
Все дома, как и в каждом городе Таврии и Новороссии (например вся Одесса так построена), возведены из характерного рыжего кирпича-ракушечника.
Здание городского театра на Театральной площади.
На театральной площади расположены также барельефы исторических личностей, сыгравших ключевую роль в истории Евпатории.
Морвокзал, забытый всеми и полузаброшенный. Пассажирское судоходство мертво, немного дышит лишь экскурсионное.
Турецкое судно в небольшом евпаторийском порту. В Феодосии порт значительно больше, там есть даже военная гавань, принадлежащая ЧФ России.
Недалеко от морского порта, находятся три главные архитектурные достопримечательности города. Это Ильинская церковь, о которой я уже писал в предыдущих постах. В советское время храм был осквернен и использовался в качестве спортзала. От старого храма сохранилась только основная нижняя часть здания, купола с крестами восстановлены уже в наше время.
В городе очень чтят все, что связано с периодом Российской империи.
Виден Свято-Николаевский собор, построенный в конце 19 века и минареты соборной мечети Джума-Джами, построенной еще при турках. Близкое соседство двух храмов, православного и мусульманского, было призвано символизировать мирное сосуществование двух традиционных религий во многонациональной империи - России.
Свято-Николаевский собор. Год постройки - 1899г. Все православные храмы Евпатории само собой только - Московского патриархата. О раскольниках националистах, засевших в Киеве, тут ничего не напоминает.
Бюст российскому полководцу Александру Суворову. Памятников, напоминающих о государстве Украина, вы тут не увидите.
А вот и сама мечеть Джума-Джами. Год постройки 1564. Ныне туда проводятся также экскурсии для всех желающих, одетых в подобающую одежду.
Музей Крымской (Восточной) войны находится на первом этаже этого дома.
Флаги стран участниц того конфликта, который был по сути мировым. В годы той войны, Евпатория была почти 2 года оккупирована войсками антироссийской коалиции. Но в 19 веке, войны еще велись по джентльменски, не задевая при этом гражданское население и не подвергая насилию пленных.
Один из самых красивых домов в центре города.
И табличка, висящая на нем.
Дом губернатора (постр. 1908) Семена Эзровича Дувана (1870-1957). Именно при нем Евпатория, из уездного городка превратилась в большой и известный курорт. Умер он на Западе, бежав от большевиков в гражданскую. Ныне одна из центральных улиц носит название -Дувановская.
Краеведческий музей, в котором находится также диорама "Евпаторийский десант 1942". О десанте я сделаю отдельный пост.
Башня на входе в туристический комплекс "старый город", на улице Караимской, которую восстановили недавно, полностью скопировав некогда стоявшую на этом же месте. Почти все думают что она древняя.
Узкие улочки старого города, сохранившиеся еще со времен турецкого владычества.
Туристов везут на электромобиле по туристическому маршруту "старый город".
Улицы тут только пешеходные.
Комплекс Караимских кенасс. Что это такое, можете подробнее узнать в сети, могу лишь сказать что это храмовый комплекс крымский караимов, которые были при Российской империи признаны религиозным меньшинством, родственным иудеям. Все это только лишний раз подчеркивает многонациональную сущность города-курорта на берегу Каламитского залива.
Красивый дом на набережной в исторической части города. Сама набережная правда выглядит очень плохо и нуждается в ремонте.
Ее немного видно на этом видео:
Центральная набережная в погожий день.
А это уже в курортной части города. На таких электромобилях всех желающих катают по исторической части города. Правда экскурсия не так уж и дешева, по 80 гривен за час прогулки. Я же предпочитаю смотреть на все сам, на своих двоих.
Набережная в курортной части города.
Один из многочисленных санаториев, на этот раз принадлежащий Газпрому. Из природных лечебных факторов Евпаторийского курорта, следует отметить уникальные грязи и рапу, морские и минеральные воды, воздух и солнце, песок и целебные растения.(из Вики).
Курортная поликлиника. Надо сказать, что в Евпатория во времена Союза, развивалась преимущественно как детский курорт, о чем сейчас напоминают десятки детских санаториев. По всему городу очень много встречается детей инвалидов-колясочников. со всех уголков России, Беларуси и Украины.
Дореволюционные дома, используемые в качестве пансионатов.
Курортная набережная. Именно тут сильно достает засилье навязчивой торговли.
Центральные городские пляжи, среди них много платных, но цена значительно ниже чем на ЮБК (всего от 7 до 10 гр).
Смотритель внимательно наблюдает, чтобы никто не проскочил на пляж бесплатно.
Вот таким образом пляж общего пользования отгорожен от платного.
Зато на восточной окраине города, много километров тянется абсолютно бесплатная и просторная полоса берега, пригодная для отдыха и морских купаний.
Добраться сюда можно маршруткой №6, трамваем №4, а также электричкой.
Целебное и соленое как рапа, озеро Мойнакское, на западной окраине города. Не совру если скажу, что после купания в этой воде, у меня за несколько часов прошла простуда, допекавшая перед этим почти неделю.
Тут все очень сильно запущено и нуждается с солидных капиталовложениях, которых на современной Украине попросту нет.
Привокзальная площадь.
Вся новая часть города выглядит примерно так. Это как правило пятиэтажки, построенные после войны.
Перекресток Фрунзе и проспекта Ленина. Тут сопрягаются трамвайные маршруты под номерами 1 и 3.
Транспорт города, помимо трамвая, о котором я уже упоминал, представлен в основном маршрутками вот таких 2-х основных типов. "Богданов" встречал мало, проезд стоит 2,75 гривны. Муниципальных автобусный транспорт развит слабо, вернее редко ходит.
А "Эталоны" ходят только на междугородних маршрутах. Маршрутки и автобусы на Евпаторийском автовокзале.
Карта городских маршруток и трамваев. Очень помогала мне в перемещениях по городу.
По моему, город Евпатория совершенно незаслуженно числится во втором эшелоне крымских городов-курортов, после роскошного своими горными видами, но дорогого и тесного ЮБК. Тем не менее отдых тут более дешев и комфортен, хотя бы из-за отсутствия тесноты. Особенно показан отдых в этом уголке Крыма тем, кого интересует не только лишь тупое лежание на пляже и сидение в ресторане.
Кстати многие вообще не обращают внимание на этот курорт, считая что там находятся лишь одни детские санатории и мелкие пляжи. Почти так, считал до недавнего времени и я.