Участники тех событий вспоминают:
Спустя пять лет эти люди уже с легкостью и даже весело вспоминают детали того июня. А ведь тогда всем было не до смеха. Доставка памятника из Симферополя превратилась в настоящий детектив.
ВАДИМ КОЛЕСНИЧЕНКО, народный депутат Украины:
«Мы делали несколько попыток вывоза памятника, чтоб его нам не помешали поставить. Первая попытка оказалась неудачной. Нам сообщили (ну, везде же люди!), что на дороге уже ожидают и машину вернут. Мы остановились. Потом мы сделали две-три ложных информации и даже ложную машину запустили, чтобы «размыть» эту ситуацию. В конечном итоге, через две недели мы повезли. Мы постоянно по маршруту сопровождали звонками машину, чтобы знать – в каком состоянии, что делать.Когда стали памятник стали завозить, стало понятно, что дана команда на силовое вмешательство. И мы договорились: учитывая, что у меня есть статус народного депутата. Я могу оказать какое-то влияние, вплоть до того, чтобы лечь под технику. Задача была: держать меня в засаде, чтобы власть продемонстрировала всю силу, и мы могли понять, что у них там еще есть. И я сидел толи в футболке какой-то, толи в какой-то майке, со значком, с удостоверением, чтобы, когда это было бы необходимо, продемонстрировать знаки власти и обеспечить защиту мирного населения»
Установка памятника разрабатывалась, как спецоперация.
ПЁТР КУДРЯШОВ, депутат Севастопольского городского совета:
«Валерий Владимирович Саратов держал всё под контролем. До мельчайших деталей согласовывали, что будем делать. Непосредственно осуществлять всё пришлось мне, потому что он был занят отвлечением основных сил противника – Куницына иже с ними. Поэтому всё по минутам расписали, когда кто откуда выедет: когда кран, когда машина, когда грузчики. Конечно же было неожиданным для администрации, что здесь была масса народа. Подтянулись все: севастопольцы, казаки, «Русский блок», да все партии подтянулись и вот здесь была живая цепь, которая не давала возможности помешать сделать установку»
На площадке появилась судебный исполнитель, приказавшая демонтировать памятник. Народ встретил её криками «Позор». Всё остальное объяснил Вадим Колесниченко.
2008 год
ВАДИМ КОЛЕСНИЧЕНКО народный депутат:
«У неё нет исполнительного листа! Она лжет! Покиньте площадку, не мешайте работать!»
Императрица встала на постамент. Сработала «народная система оповещения» и Екатерину постепенно окружили десятки севастопольцев. А рядом оказалось ещё и более тысячи представителей казачества.
СЕРГЕЙ ЮРЧЕНКО, атаман Объединения казаков Крыма:
«Стояли казаки и Бахчисарая, и Алупки, и Симферополя. Подтянулись казаки с Великого воинства Донского. Севастопольцы так по-доброму отнеслись к нам, и подкармливали нас, спрашивали, узнавали о казачестве. Думаю, на ту минуту установка памятника Екатерине послужила таким толчком объединительным казачества Севастополя и Крыма. Были несколько разрознены, а тут показали свою сплоченность в трудной ситуации»
Люди вокруг памятника ожидали силового вмешательства. Но по другую сторону баррикад стояли такие же севастопольцы. Это и решило дело.
АНДРЕЙ СЕМЕНОВ, депутат Севастопольского городского совета в 2008 году:
«Наверное, в душе они были вместе с нами. И когда поступила команда в МЧС Севастополя о демонтаже памятника, принято решение направить сюда краны, чтоб демонтировать – мы сработали на опережение. Было принято решение все проходы перекрыть, загнать транспортные средства на все возможные пути подъезда. Машины, вы будете смеяться, на руках переносили, когда не могли найти водителя и не могли найти ключи»
АЛЕКСАНДР АНТОНЕНКОВ, заместитель председателя Севастопольского городского совета:
«Плотным кольцом машин оградили всю эту территорию. А когда уже стало рассмветать и техника, которая стояла на «ТОЙ» стороне немножко уснула – подошел наш кран. Его нужно было быстро завести за кольцо. А мы все дежурили по очереди, и я ушел буквально на пять минут, а пришел и увидел, что наши севастопольцы быстренько очистили один проход, который можно было убрать. Здесь же не было никого из водителей»
Торжественноте открытие памятника Екатерине Второй состоялось пятнадцатого июня. Сотни севастопольцев, несмотря на совсем раннее утро, пришли поклониться основательнице города и флота. Дочери мастера Станислава Чижа помнят свои ощущения, когда с памятника соскользнуло, наконец, покрывало.
АЛЕКСАНДРА ЧИЖ, дочь создателя памятника Екатерине:
«Ах! Я сказала только одно… Недавно просматривала плёнку и я увидела, что я сказала: «Красавица!» Всё. Это было очень…До слёз.»
ЯНА ЧИЖ, дочь создателя памятника Екатерине:
«Это была Мечта. Упало покрывало и – полное впечатление, что отцовская мечта, мечта многих горожан вот тут вылетела. Может быть – мечта той же Екатерины о создании этого города. Это было очень высоко!»
А после севастопольцам пришлось оборонять памятник, который и так достался городу непросто.
АНАТОЛИЙ МАРЕТА, атаман Черноморской казачьей сотни Севастополя:
«Я хочу вспомнить то, что было такое заявление пана Мамчака, что «Мы вот, украинцы, объединимся с татарами и снесём этот памятник!» Поэтому казаки Черноморской сотни до сентября стояли здесь каждую ночь, участвовали в охране памятника»
ВЛАДИМИР ТЮНИН, председатель координационного совета русских организаций Таврии и Севастополя:
«Мы выставили здесь палатки, дали Уведомление в органы и на протяжении трёх месяцев все организации и просто граждане мы охраняли этот памятник, и днём и ночью, круглосуточно!»
ТАТЬЯНА ЕРМАКОВА, председатель «Русской общины Севастополя»:
«На войне, как на войне. Мне это время запомнилось тем, что Севастополь, всё-таки, в боевых действиях всегда сплочен и дружен»
НАДЕЖДА МУХИНА
«Приходили-уходили…Некоторые оставались на всю ночь, до утра дежурили, потом ранним утром шли пешком домой, потому что троллейбусы не ходили. Все переживали за этот памятник. И мы гордимся, что он у нас есть»
Виват, Екатерина, последняя мечта великого севастопольского Мастера, почетного гражданина города Станислава Чижа!
http://nts-tv.com/history/14507-vivat-imperatrica.html
Елена Анисимова, Дмитрий Фомин, «Севинформбюро»
А в начале августа того же года я был в Севастополе и фотографировал это место. Тогда этот памятник привлекал всеобщее внимание, а все гости города первым делом отправлялись именно к нему.
То лето вообще было очень насыщенным. В начале июля была утоплена в бухте табличка ВМСУ (смотрите видео), а в августе случилась война 08.08.08. Все лето в городе была очень напряженная ситуация.
Видео событий на Графской пристани. 5 июля 2008 года.
Видны палатки круглосуточного пикета, охраняющего памятник. Среди отдыхающих тоже были желающие постоять в пикете.
Автор телесюжета, который я процитировал выше, вспоминает на страницах Севастопольского форума:
"Я вот думала сначала в сюжет вставить ещё интервью Казарина, записав его по телефону. Ну, спросить: "Вот 5 лет прошло, всё как-то улеглось, сейчас вы можете объяснить - почему администрация так мешала и противодействовала тогда установке памятника?". Позвонила, записала, поняла, что ставить это в сюжет нельзя. Он такое что-то наговорил, типа вот Потёмкин основатель города, ему нужно было ставить памятник, он всё сделал, а Екатерина вообще не при делах и т.д.
А вообще много чего просто не влезло в сюжет, там и так хронометраж 7.30. Наши люди, понятно, как всегда по-человечески вспоминали. Но удивило меня, что депутаты не с чиновничьими лицами, а тоже нормальным человеческим языком рассказывали о деталях, которые я и не знала 5 лет назад. Это и правда, как спецоперация настоящая. А из МЧС звонил сам Недобитков (прикиньте?!) и сказал: есть приказ из Киева двигать к вам технику. Так что давайте там что-то... Вот тогда народ быстро машины и побросал на тротуары вокруг. Плюс разговор Колеса с начальником милисыи: "у нас народу с казаками около двух тысяч. Из Донских казаков многие Чечню прошли, да и народ севастопольский уже на взводе - только чеку дёрнуть осталось. Будет же побоище". На той стороне задумались.
А вообще, мне кажется, что эта история с памятником - какая-то первая страница "Новейшей истории Севастополя".
А Казарин пусть не переживает. Дождёмся мы и памятника Потёмкину - мы ж не против совсем, мы только за."
А вообще много чего просто не влезло в сюжет, там и так хронометраж 7.30. Наши люди, понятно, как всегда по-человечески вспоминали. Но удивило меня, что депутаты не с чиновничьими лицами, а тоже нормальным человеческим языком рассказывали о деталях, которые я и не знала 5 лет назад. Это и правда, как спецоперация настоящая. А из МЧС звонил сам Недобитков (прикиньте?!) и сказал: есть приказ из Киева двигать к вам технику. Так что давайте там что-то... Вот тогда народ быстро машины и побросал на тротуары вокруг. Плюс разговор Колеса с начальником милисыи: "у нас народу с казаками около двух тысяч. Из Донских казаков многие Чечню прошли, да и народ севастопольский уже на взводе - только чеку дёрнуть осталось. Будет же побоище". На той стороне задумались.
А вообще, мне кажется, что эта история с памятником - какая-то первая страница "Новейшей истории Севастополя".
А Казарин пусть не переживает. Дождёмся мы и памятника Потёмкину - мы ж не против совсем, мы только за."
Пару слов от себя:
С тех утекло немало воды. Всеобщие надежды на приход Януковича, которым тогда предавались многие, мягко говоря не оправдались. Впрочем он таки заключил договор с РФ о продлении срока пребывания ЧФ РФ в Севастополе, но кто знает, что будет с этим договором при следующей киевской власти.
Осенью того же, 2008 года начался экономический кризис, неуклонно продолжающийся до сих пор и приведший к тому, что для большинства населения Украины, экономические проблемы, вновь как и в 90-е, вышли на первый план.
А очень многих участников тех событий охватила апатия и фрустрация, ведь никаких существенных сдвигов, после прихода в 2010 году нынешней власти, украинская политика так и не претерпела. Более того, во весь рост встала угроза фашизма, по сравнению с которыми Ющенко выглядит как невинное дитя.