flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Жмеринка - главный жд узел Подолья


Жмеринка - городок на юго западе Винницкой области, в междуречье Южного Буга и Днестра. В 19 веке тут прошла железная дорога и был заложен большой жд узел, ставший крупнейшим на Подолье. Тут сходятся магистральные железнодорожные пути из Киева (Москвы, СПб), Одессы (Кишинёва) и Львова. Есть также неэлектрифицированная ветка на Могилёв Подольский, ведущая в республику Молдова.
В годы войны и нацистской оккупации междуречье Днестра и Южного Буга называли Трансистрией и территория эта была отдана под управление Румынии, благодаря чему тут к моменту освобождения сохранились живые евреи.
А сам Южный Буг протекает совсем недалеко отсюда, мост через него расположен у станции Гнивань, что по дороге на Винницу и Киев.


Главной достопримечательностью Жмеринки является роскошный вокзал постройки времен Российской империи. Слишком роскошный для провинциального городка. В настоящее время вокзал отреставрирован полностью снаружи и наполовину внутри.
Не каждый крупный город империи обладал таким вокзалом.
Справка о вокзале:
"Построен в 1899-1904 гг. архитекторами З. Журавским и В. Рыковым. В архитектуре величественного здания сочетаются мотивы модерна и ренессанса (этот стиль называют украинским модерном). Здание часто сравнивают с кораблем, направляющимся к морю. Был предусмотрен небольшой, но богато украшенный Царский зал с отдельным выходом на платформу. По легенде, после того, как вокзал увидел император Николай II, архитектор Журавский застрелился, превратно истолковав восторженное восклицание царя: "Вот, сукин сын!" В 1920-х гг. здесь временно размещался штаб красного командира Г. Котовского. В советские времена здание утратило многие элементы декора, сейчас нуждается в реставрации. На привокзальной площади установлен памятник О. Бендеру - герою сатирических романов Ильфа и Петрова, в которых Жмеринка упоминается как один из "мировых очагов культуры" (вопреки расхожему мнению, более популярная крылатая фраза о "последнем городе", о который "разбиваются волны Атлантического океана", относится к Шепетовке)"

Вокзал уже отреставрировали, а вот памятник Остапу Бендеру по неизвестной мне причине демонтировали..


Жмеринский вокзал островного типа, то есть находится между путями и расположен он у горловины в сторону Одессы. Таким образом поезда из Киева (Москвы) на Одессу и со Львова на Одессу делают остановку без изменения направления движения. А вот при движении со Львова на Киев (Москву) приходится менять направление движения, при этом нумерация вагонов меняется с "головы поезда" на противоположную.


Ресторан в здании вокзала .Фотка 100 летней давности. Обратите внимание на надписи слева и справа: "Киев", это выход к первой платформе и "Одесса", это выход на вторую платформу. Ничего не изменилось и по сей день.

И это же место в наши дни. Этот зал пока еще не отреставрирован.

Даже в таком состоянии впечатляет. Эта часть зала перегорожена забором, я нашел просвет и сфоткал через него.


Часть зала используется как бесплатный зал ожидания.


Оригинальные двери, дореволюционного изготовления. В нашу эпоху пластика и МДФ такие вряд ли кто то сможет сделать,  мастеров таких уже не осталось.


А это отреставрированное крыло вокзала. Туда вообще то не пускают и это фото я сделал украдкой и на быструю руку. Двери в зал ожидания уже заменены на пластиковые. А вот в комнату отдыха похоже повесили старые дверные полотна, прошедшие капитальную реставрацию.


Здание вокзала со стороны города. На первом, киевском пути стоит электропоезд.


Заезд к вокзалу со стороны города или нечто вроде привокзальной площади. Машины заезжают сюда под путями.


Еще постройка на платформе. Тоже старая и отреставрированная.


К  поезду, на котором я приехал, прицепили "фантомас" , так называют секции 2ТЭ116. Он скоро потащит его его в сторону Могилёва Подольского и молдавской границы. При этом в Жмеринке поезд меняет направление движения на 180 градусов.


Грузовой "Выльник" (ВЛ80Т) Одесской дороги (депо Знаменка) ожидает свой состав. Звезда сохранена, всё таки это Одесская дорога.

Сам жмеринский жд узел имеет форму 3-х лучевой звезды, как в Казатине. Правда от "луча" идущего на Львов, чуть дальше, за станцией Жмеринка-Подольская отходит дорога на Могилёв Подольский.

Пути в сторону Казатина и Киева. Тут остстаиваются электрички и пассажирские составы.


На Хмельницкий, Тернополь и Львов.


И на Одессу.


Тот день выдался тяжелым для железнодорожников. Все кто мог с лопатами расчищали стрелки и важные элементы инфраструктуры.


Памятник паровозу Су на территории депо. Сам памятник по непонятной причине упрятали за бетонным забором.


Одинокий ВЛ40у Одесской дороги (депо Котовск) ожидает свой состав. ВЛ40У это уникальное изобретение украинских электровозоремонтников, изготовленное из секции грузового ВЛ80, по причине нехватки пассажирских локомотивов на участках с переменным током. Этот запорожский еще ничего, а вот львовские ВЛ40у воистину ужасны!
Всего в начале 2000-х изготовлено 50 таких "шедевров" и заменить их пока нечем. Почти все экземпляры получила Одесская и Львовская дороги.


Историческое здание жд мастерских.


Поворотный круг в локомотивном депо. Идет уборка снега при помощи жд крана.


В этом году депо исполнилось 142 года. Это немало!


А вот и  ВЛ40у, изготовленные во Львове. Согласитесь машина выглядит не очень презентабельно, кустарно  и  не современно. Приписаны 5 таких  машин к депо Жмеринка.


Грузовые ВЛ80Т, прибывшие со Львовской дороги. Они были первыми на Украине, с которых содрали звезды.
 Станция Жмеринка уникальна тем, что тут можно встретить одновременно очень много локомотивов с 3-х дорог, Львовской, Одесской и конечно Юго-Западной, к которой и относится Жмеринский узел.


А это я тут и не чаял встретить. Это один из 15 новых российских локомотивов 2ЭС5К, закупленных Украиной в последние годы для грузовой службы на дорогах с переменным током. Все 15 машин приписаны к депо Котовск Одесской дороги. Электровоз издавал точно такой же характерный вой как и ветеран ВЛ80.


По колено в снегу я все таки приблизился к нему. Интерес взял верх.


Стрелки очищенны, до следующего снегопада. На всей станции кипела работа, тут и там виднелись группы людей в оранжевых жилетах, махающих лопатами.




Вид на город с первой платформы.


Янукович все поздравляет и поздравляет страну с днем непролежности, а народ тем временем выживает как может.




Интересное название.Потому как ни первого, ни второго на современной Украине практически нет.


Вывеска с солидной надписью и совершенно несолидные двери. В Киеве за такими обычно хранится ЖЭКовский инвентарь или что то подобное.




Местная власть. Всё как везде, казенно и уныло,  Ильича не видать.


Подолье - край холмистый и довольно красивый.


Такие ПАЗики в Киеве я давно уже встречаю.


Одна из центральных улочек. Из за обилия снего было трудно разобрать где тротуар, а где проезжая часть.


Полный разнобой. Ни одной похожей вывески, балкона, фасада. Рынок хаотично всё расставил по своим местам.




Это я так понимаю кусочек старой Жмеринки. Но дальше я не пошёл, потому как надо было посетить локомотивное депо.


Очень красивый старый дом, в котором разместилось "Челентано". Надо сказать, что эта сеть заведений довольно успешно завоёвывает украинские провинциальные города.

Храм Святого Благоверного князя Александра Невского.

Как вы уже догадались храм Московского Патриархата.
Главным меценатом строительства собора, которое началось в 1999 году, выступил Александр Григорьевич Шпак. В 2003 году собор освятил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Ныне собор святого Александра Невского стал украшением г. Жмеринки. При храме действует воскресная школа, наибольшая в районе церковная библиотека. Собор является центральным храмом Жмеринского благочиния.




Карта Жмеринки на витрине магазина. Я купил себе на память такую же.


Мне разрешили сделать фото внутри храма Александра Невского.




В городе неоднократно слышал русскую речь, в том числе и от детей. Это меня удивило.


Улица Бориса Олийныка. Она проходит прямо у вокзала и най тоже есть несколько красивых исторических домов.



На западной окраине Жмеринки, за автомобильным путепроводом видел еще один православный храм, но времени уже не оставалось, тем более что пробираться к нему пришлось бы по сугробам.
Tags: поездки по Украине
Subscribe

  • Ровно 5 лет назад. Чернигов.

    Пост от 23.12.12. Киев - Чернигов - Неданчичи Из серии -"фотоархив этой поездки был недавно уничтожен вирусом". Был 2 дня в Чернигове и…

  • Станция Знаменка.

    Решил таки тряхнуть стариной, а именно наконец опубликовать свою самую крайнюю запись из июньской поездки по Украине. Я тогда ездил в Кировоград и по…

  • Елисаветградъ - бывшая крепость империи на юге. (Кировоград)

    Так было до завоевания Россией причерноморья. Крепость Святой Елисаветы в середине 18 века стала южным форпостом империи, в то время когда даже…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Ровно 5 лет назад. Чернигов.

    Пост от 23.12.12. Киев - Чернигов - Неданчичи Из серии -"фотоархив этой поездки был недавно уничтожен вирусом". Был 2 дня в Чернигове и…

  • Станция Знаменка.

    Решил таки тряхнуть стариной, а именно наконец опубликовать свою самую крайнюю запись из июньской поездки по Украине. Я тогда ездил в Кировоград и по…

  • Елисаветградъ - бывшая крепость империи на юге. (Кировоград)

    Так было до завоевания Россией причерноморья. Крепость Святой Елисаветы в середине 18 века стала южным форпостом империи, в то время когда даже…