Я помню эти атласы. Хороши они были тем, что на них было отлично видно расположение линий железых дорог, относительно городов, областей, республиканских админ границ, рек и прочей местности. То есть была видна целостная картина.
Вот как например выглядят некоторые районы Украины (тогда УССР). Понятное дело , что ничего не изменилось, разве что электрифицированных участков на Украине значительно прибавилось.
А еще разобраны многие участки, которые "порвала" государственная граница Украины и РФ. Дороги ведь строили еще при Российской империи, когда не было никаких РСФСР, УССР и прочих искусственных образований, созданных на теле единой России в 1922 году, при учреждении СССР..
Вот например на этой карте отлично виден участок Унеча (она за пределами карты) - Хутор-Михайловский - Ворожба. Он ныне демонтирован, потому что в 1992 году оказался в 6 местах разорван новой гос. границей. А ведь строили его 100 лет назад как часть единой линии от Орши до Харькова.
А так выглядит заброшенный жд мост через Десну на участке Хутор- Михайловский - Унеча. Движения тут нет с середины 90-х. Сам мост находится на территории РФ, буквально в километре от гос границы.
Дорога в никуда, дальше гос. граница Украины и РФ. Бывший участок Ворожба - Хутор-Михайловский.
Западная Волынь, Закарпатье и Галиция. Железные дороги бывшей Австро-Венгрии, а с 1920 года Польши, в 1939 году, присоединённые к жд сети СССР и перешитые на колею русского стандарта 1520мм. Кстати в нынешней Украине именно годовщина постройки этих дорог (кроме Волыни, входившей тогда в состав России) празднуется как "День железнодорожника Украины". Эти линии к основной сети железных дорог Украины исторически не имеют никакого отношения, мало того, они были изначально были построены с европейским стандартом колеи и всего остального.
А что, интересная идея украинских властей насчет профессионального праздника железнодорожников. Абы не как у "москалей", при которых кстати построено 90% жд сети нынешней Украины.
Харьков - третий по размеру жд узел России, после Москвы и СПб. Сегодня он похож на гигантского спрута, некоторые щупальца которого оказались разрубленными искусственной гос. границей Украины и РФ.
Железная дорога бывшей Бессарабии, некогда бывшая единой в составе Русской и Советской империи. Теперь же она оказалась в зоне приднестровского конфликта, а также во многих местах разорвана границей Украины и Молдовы.
Магистральная линия Раздельная - Тирасполь - Кишинев - Унгены, ныне проходит через непризнанную Приднестровскую республику и в последние 20 лет то работает, то нет, в зависимости от текущей политической ситуации. По крайней мере поезд Москва - Кишинев, традиционно ходивший некогда по ней, пущен теперь в обход Приднестровья, через Могилев- Подольский, по малодеятельной раннее линии. А еще под самый развал Союза линию Раздельная - Кишинев начали элетрифицировать. С тех пор голые бетонные столбы так и не состоявшейся контактной сети стоят кое где, напоминая о временах Союза.
Кстати несмотря на все свои "евроустремления" и бесконечные декларации о объединении с Румынией, республика Молдова не перешивает свои дороги на европейский стандарт, оставаясь на русском стандарте колеи и всего остального. Как и страны Балтии, вошедшие не только в ЕС, но даже и в НАТО.
А это наша "домашняя" Юго-Западная дорога. По крайней мере её основная часть. Видна пограничная ныне станция Овруч, где я был недавно. Наверное в 1982 году, когда издавался атлас, никому и в страшном сне такое не превиделось бы.
А еще хорошо видна уничтоженная чернобыльской катастрофой линия Чернигов - Овруч - Белокоровичи. Кстати она тоже в одном месте оказалась разорвана гос. границой Украины и РБ. Это участок Неданчичи - Янов, который ныне работает для жд связи с Чернобыльской АЭС, просто поезда проходят территорию Беларуси без остановки.
Решил в качестве добавки к этой современной карте запостить еще вот такой материал:
Нашел в сети интересную старую карту Юго-Западной железной дороги.
Уже обозначился скажем так "скелет" железных дорог Юго Западного края империи, существующих на том же месте до сих пор.
Фастов, Казатин, Жмеринка и Здолбуново (именно так , а не Здолбунов) уже тогда стали значительными жд узлами. А железная дорога Киев-Жмеринка-Одесса и Казатин-Здолбуново-Ковель, уже тогда были 2-х путными.
В большем разрешении карту можно рассмотреть тут:
http://www.parovoz.com/maps/swrr-1899.jp
Железные дороги Новороссии, края отвоеванного Россией у Турции в 18 веке. Одессса, Николаев, Херсон, Александровск (Запорожье), Екатеринослав (Днепропетровск), Елизаветград (Кировоград), все эти города основаны в эпоху 2-х российских императриц Елизаветы и Екатерины Великой. Исторически к современному государству Украина они имеют весьма слабое отношение, по крайней к ТАКОЙ Украине, как она себя позиционирует все эти годы. Кстати современная Приднепровская дорога изначально называлась Екатерининской.
Самый восток Украины и Ростовская область нынешней РФ. Здесь особенно явно видна искусственность гос. границы Украины и РФ. До 1917 года весь этот край был областью Воска Донского с административным центром в Новочеркасске.
Тут в некоторых местах ситуация вообще дошла до абсурда. Например как в поселках Меловое и Чертково, которые являются по сути единым населённым пунктом, просто разделенным железной дорогой, которая и стала линией гос. границы. Это важнейшая магистральная линия Воронеж - Ростов Дон, по которой ныне идет почти все движение из центра РФ на Дон, Кубань и Кавказ. На карте хорошо видно, как севернее станции Чертково эта линия немного "цепляет" украинскую территорию. Кстати ничто не помешает Украине в случае очередного международного кризиса, как например в 2008 году, просто перекрыть этот участок и таким образом отрезать юг России от Москвы. У РФ есть план постройки обхода, но он пока не реализуется.
А еще при единой стране, половина жд траффика из центра на юг России шла через Харьков и Таганрог. Теперь, по крайней пассажирское движение из Москвы и СПб на юг по этой линии практически свёрнуто, опять же из за гос. границы.
Государственная граница в Меловом и Чертково. Стену или инженерные заграждения пока строить не начали, но похоже к этому придём. Всё зависит от того, кто при власти находится в Киеве, который отсюда в 900 км.
А еще из 4-х жд линий связывающих Луганскую область Украины с Ростовской областью РФ, ныне действующей осталась лишь одна.
Остальные выглядят примерно так:
Это разобранный пограничный перегон Плешаково - Изварино.
Эти дороги при единой стране связывали Донбасс с Поволжьем и Уралом.
Но самый большой трагизм ситуация приняла в Закавказском регионе. Весь этот многонациональный регион при развале СССР был взорван межэтническими конфликтами, в связи с чем жд сообщение было прекращено например по черноморскому жд ходу, Туапсе-Сочи-Сухум-Тбилиси. А также по линии Баку-Нахичевань-Ереван. В ходе боевых действий были полностью уничтожены многие участки железных дорог. Например участок Гори-Цхинвал. После 2008 года названия этих городов и жд станций узнал весь мир.
Железная дорога Баку-Нахичевань-Ереван в большинстве мест выглядит так как на этом видео и 2-х фотках ниже. Впрочем подробнее о этой жд линии смотрите в этом моем посте.
А на этой фото изображен разорванный грузино- абхазским конфликтом черноморский жд ход. Из за этого Закавказье вообще лишилось самого короткого жд сообщения с центром России и Украиной.
Абхазия. Станция Дранда.
Неужели народы нашей, еще 25 лет назад единой страны, желали всего этого?
Собственно лицезреть можно тут: http://railwayz.info/photolines/line/147
А есть ли где сводный списочек русско-украинских линий, разобранных из-за новой государственности? Не встречалось тебе такое?
На грани остановки движения находятся участки Готня-Сумы, Харьков-Готня, Белгород-Купянск, Валуйки-Луганск, возможно в будущем и Ворожба-Льгов, по которому сейчас ходит поезд Киев-Воронеж. Всё еще ходит.
Разобран также участок Новгород Северский-Новозыбков.
А вообще по мере падения платежеспособности населения Украины, а оно идет огромными темпами, и роста стоимости межгостарифов и внутренних цен РЖД, сокращение пассажирского сообщения между нами неизбежно.Уже сейчас для рядового украинца поездка в РФ является очень дорогой и малодоступной.
Придем к тому,что поехать в РФ для большинства из нас станет как поездка в США для гражданина СССР.Только по другим причинам
Edited at 2012-12-05 09:05 pm (UTC)
Правда, с такого населения уже нечего содрать :)
Да и потом - они же торгуют не плодами труда, так сказать - напротив, старательно закрывают заводы. А просто продают все, включая землю. Ну, завезут новые хозяева немного негров, чтоб все до конца вывезти, а остатки населения вывести...
Edited at 2012-12-06 01:25 pm (UTC)
Спасибо. Вот сегодня прошла проба пера и Янукович заговорил о Таможенном Союзе.
Посмотрим, как оно будет.
"Хай живе байк" (C)
А насчет того, чего народы желали - то они получили именно то, что желали. Потому что они не уточняли, что хотят капитализм, но при этом с социалистической медициной, образованием и т.д. и т.п.
Вот и вышло, как у того деда, который попросил золотую рыбку сделать его героем Советского Союза. "Нет проблем," - ответила рыбка. - "Бросай меня в воду, и станешь героем". Бросил ее дед, да так и замер с поднятой рукой, в руке - граната, а перед ним - немецкий "Тигр"...
Так что ничего странного - что хотели, то и получили. А теперь что ж - за измену Родине надо расплачиваться...
Я помню станцию Унеча. Бабушка моя жила в Брянской области, и мы ездили к ней каждое лето, пересадка была в Унече. Именно там в 1979 году я единственный раз в жизни побывала в кабине паровоза :)). Меня пригласил добрый дяденька-машинист. Увидел, как я ходила вокруг паровоза, потом предложил залезть в кабину. Помню, что ступенька была на уровне груди (было мне тогда 9 лет). Вокруг - куча непонятных приборов, интересно! А потом машинист нажал на рычаг, открылась топка, и он сказал, что туда они залезают греться, когда им холодно :)).
Уважаемый flackelf, к вам практический вопрос: какие поезда ходят теперь в Брянскую область? Хотела поехать на родину предков, как сейчас туда добраться?
Блин, это ж надо реальную сталь в реальном мире класть на шпалы из-за дурацкой линии на карте.
Мне, человеку с инженерным складом ума, просто страшно смотреть на такие вещи, как на видео в самом низу поста. Потрачены общенародные деньги. В песок. Энтропия. Потому что "продали твою Родину, сынок, чтобы тусоваться красиво".