flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Станция Цветково.

Источник:http://wowanwowanych.wordpress.com/tag/%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%BC-%D1%88%D0%B5%D0%B2%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE/

Вот и завязался семейный узел – бабушка из Орловца, дедушка из Калиновки, а жить стали в Цветково.

Фрагмент трехверстовой карты 19 века Ф.Ф. Шуберта. Съемка 1877 года.
На карте отмечены Орловец, Калиновка и Цветково.



Своим происхождением поселок городского типа Цветково обязан железной дороге.
Небыло-бы её – небыло-бы и одноименной станции, а следовательно – и поселка тоже.
Поэтому история создания железной дороги, которая проходит через станцию Цветково, заслуживает отдельного рассказа.

Жил некогда Алексей Григорьевич Бобринский (1762 – 1813) — граф Российской империи, внебрачный сын императрицы Екатерины II и Григория Григорьевича Орлова, родоначальник графского рода Бобринских.

Алексей Григорьевич Бобринский
(вот уж такой он был)

Здоровьем и сильным телом с детства не блистал, ничем выдающимся не отмечен. А вот его сыну, Алексею Алексеевичу Бобринскому (1800—1868), человеку практичному и образованному, обязаны своим рождением российские железные дороги.

Алексей Алексеевич Бобринский

В память об этом, изображение А.А. Бобринского было выбито на медали в честь открытия в 1837 году первой русской железной дороги между Петербургом и Царским Селом. А в Киеве, до революции, стоял памятник А.А. Бобринскому, на том месте, где сейчас стоит памятник Щорсу, возле Площади Победы.
Вот и Цветково своим происхождением обязано представителям рода Бобринских.

Граф Алексей Алексеевич Бобринский, по примеру графа Потоцкого, занялся свеклосахарным производством. Но в отличие от Потоцкого, подошел к этому делу с научной точки зрения и построил в Смеле Киевской губернии свой огромный, образцовый завод, согласно новейшим техническим приёмам. Пока Бобринский-отец развивал свое производство, а всего А.А. Бобринский построил 4 сахарных завода и имел собственное экспериментальное хозяйство по выращиванию сахарной свеклы с более высоким содержанием сахара, его сын граф Владимир Алексеевич Бобринский (1824—1898), с 1868 по 1871 г был управляющим министерством путей сообщения.

Владимир Алексеевич Бобринский

А внук Алексея Григорьевича Бобринского, граф Алексей Павлович Бобринский (1826 — 1894) с 1871 по 1874 был министром путей сообщения.

Алексей Павлович Бобринский

С целью транспортного обеспечения семейного дела, Бобринские, используя свое служебное положение, настояли на постройке новой ветви железной дороги от станции Фастов, через два уездных города – Белая Церковь и Смела, до станции Знаменка.
Кроме этого, была построена ветка от Смелы до Черкасс, которая соединила речные транспортные пути (Днепровская пристань в Черкассах) с железнодорожными. На окраине Смелы была построена узловая станция Бобринская (нынешняя им. Шевченко).

Станция им. Шевченко, 1970-е годы, фото из Википедии

На Бобринской, по примеру Одесских мастерских, были построены Главные механические мастерские для ремонта паровозов и локомотивное депо.

  В связи с тем, что основным грузом, который возили по этой железной дороге, был сахар, в народе её окрестили “Рафинадная дорога”.

________________________________________

Известно, что основная линия Знаменка – Фастов, проходящая через Цветково, была построена с привлечением французской компании и сдана в эксплуатацию в 1876 году.

  В этом же году на “Рафинадной дороге”, на месте будущего поселка Цветково, была организована станция. Здесь были построены помещения станции, небольшое депо и четыре жилых дома.

Станцию назвали по имени помещика Митрофана Антоновича Цветкова, которому принадлежала земля, где находилась станция – Цветково.
А рядом со станцией был основан хутор Слобода.

В 1896 году построена еще одна железнодорожная ветка Цветково – Христиновка. К 1913 году станция Цветково была соответственно оборудована и получила статус узловой станции.

Фрагмент трехверстовой карты 19 века Ф.Ф. Шуберта. Съемка 1877 года.

С 1918 года в степи, у путей, активно начинают строиться железнодорожники, поступившие работать на станцию. Хутор Слобода (позднее – Свобода Калиновского сельсовета) стал расширяться.

Мой дед, Гордей Никитич, был одним из первых, кто построил здесь свой дом.
Его двор был крайним, дальше начиналось поле.
Сегодня, на месте его усадьбы стоят сразу два дома:

21.07.2012

А вся улица густо застроена по обе стороны дороги.

21.07.2012

Двор, из которого выглядывает собака, принадлежит моему двоюродному брату К. Александру Николаевичу.
Вот он, на снимке справа от нашего папы, К. Владимира Гордеевича.

21.07.2012

В Гражданскую войну на станции формировались бронепоезда, в частности, августе 1919 г. сформирован легкий бронепоезд «Богатырь» 8-го бронепоездного дивизиона белой армии.

  В то время районе свирепствовали бандитские формирования.
Был такой атаман Зеленчук, бывший старшина украинской армии, выходец из Черкасс, настоящая фамилия Михайличенко. Его конница состояла из 200 человек – все дезертиры украинской советской кавалерии. Отряд отличался особой жестокостью – казнили людей, закапывая живьем в землю. В апреле 1921 года он захватил Цветково, уничтожив при этом бронепоезд «Украинский коммунист».

В 1923 году, усилиями Советской власти, в Цветково была открыта начальная школа, а уже с 1927 года она стала семилетней школой. В этой семилетке впоследствии учился наш папа.

________________________________________

Великая отечественная война принесла сюда, как и на всю территорию, которая попала под оккупацию, много горя и слез.
В память о героях, положивших свои головы за освобождение наших земель от фашистов, погибших в той войне цветковцах, недалеко от центра, на братской могиле, стоит монумент – обелиск Славы.
По-сельски простой, но обратите внимание, насколько ухоженный.

21.07.2012

В послевоенное время понадобилось немало усилий, чтобы восстановить разрушенные железнодорожные пути. Отступающие немецкие войска изуродовали пути до состояния, когда легче проложить новые, чем восстанавливать старые. В то-же время, многие пути были разобраны и вывезены в германию.

Из донесения 14 управления восстановительных работ, которое занималось восстановлением путей в районе Цветково:

«На линиях железных дорог, которые восстанавливали подразделения УВВР-14, оказались большие разрушения. Линия Мироновка — Цветково — Имени Т. Шевченко, где прошли упорные бои, сильно разрушена. Из 60 искусственных сооружений на участке Цветково — Мироновка 45 взорвано, в том числе мост через реку Рось длиной более 250 метров и высотой 20 метров.»

После войны население хутора Свобода увеличилось, и в январе 1961 года его преобразовали в рабочий посёлок Цветково.

  Вернее сказать – документально узаконили название “Цветково”, потому, что к тому времени уже практически во всех документальных источниках и станция Цветково и посёлок рядом с ней – назывались одинаково.

фото с сайта Фотомагистраль, автор А.Калиниченко,14.09.2008.

Сегодня Цветково (укр. Цвіткове) – посёлок городского типа в Городищенском районе Черкасской области, центр поселкового совета, железнодорожный узел. Население по данным 2007 года – 1,3 тыс. человек.

фото с сайта Фотомагистраль, Станция Цветково вечером
автор А.Калиниченко,14.09.2008.

Поселок находится на серьезном удалении от крупных автомобильных дорог, зато благодаря тому, что через него проходит одна из крупнейших железнодорожных магистралей Украины, поездов здесь проходит великое множество.
Маленькая станция, на которой еще и не все поезда останавливаются, зато большинство людей, кто пользуется услугами железной дороги, проезжают через неё, пересекая Украину по направлениям восток-запад , запад-юг или центр-юг.

Дизель-электричка Черкассы – Умань

Населённый пункт расположен в юго-восточной части Приднепровской возвышенности в 21 км от районного центра – города Городище, в 10 км от села Орловец, которому посвящена отдельная статья.

  От соседнего поселка Ленинское его отделяет лишь железнодорожный переезд, на котором можно простоять на машине кучу времени – поезда, как я и говорил, тут ходят часто.

21.07.2012

Ныне на территории посёлка работает средняя школа, новое здание построено в 1965 году, где учатся порядка 200 детей, детский сад на 40 мест, центр культуры и досуга, железнодорожная амбулатория, аптека, отделение связи и филиал Сберегательного банка. Работают несколько частных магазинов и кафе.

ст. Цветково. Здание Дома творчества молодежи,
в котором располагаются библиотека и сельские кружки.

Жизнь в посёлок вдыхает железнодорожная станция и сопутствующие ей организации, расположенные на станции, которые принадлежат Одесской железной дороге.

Цветково. Дом отдыха машинистов (бригадный домик).

В 2003 году в связи с введением в эксплуатацию скоростного движения на магистрали Киев – Днепропетровск была проведена реконструкция станции и близлежащих территорий.

фото с сайта Фотомагистраль, автор А.Калиниченко,14.09.2008.

ст. Цветково. Перрон

Старое здание вокзала снесли, а на его месте выстроили маленькую избушку, из металла и пластика, официально громко названную новым современным помещением вокзала.

  Зато похорошел перрон:

Станция Цветково. Перрон.

Наряду с этим, вблизи железной дороги множество старинных зданий, которые используются до сих пор.

Цветково. Здание, принадлежащее Укрпочте.

Деревянный жилой дом.

В 2005—2006 годах посёлок был газифицирован.

_____________________________________

В сюжете одного из компьютерных он-лайн симуляторов железной дороги присутствует станция Цветково.
Местность смоделирована на основе спутниковых снимков.

Скриншот игры.

Справа на картинке видны пути запаса. Это место действительно существует.
Здесь коротают свой век старинные паровозы.

фото с сайта Фотомагистраль, автор А.Калиниченко,14.09.2008.

Эти паровозы – стратегический запас железной дороги на случай отключения электроэнергии и нехватки дизельного топлива. Тогда эти старые труженики смогут прийти на помощь своим современным собратьям-локомотивам.

Кстати, Цветково – единственное место на украинской железной дороге, где старинные паровозы в любой момент не только готовы, но и выходят на рельсы.

По информации Укрзализныци, из 15 раритетных паровых локомотивов 7 на ходу.

фото с сайта Фотомагистраль, автор А.Калиниченко,14.09.2008.

В конце запасных путей видно здание локомотивного депо.

  Здесь паровозам-пенсионерам возвращают молодость: ремонтируют и красят.
Планируют поставить на ноги все 15 локомотивов, которые хранятся в запасе в Цветково.

ст. Цветково. Внутри локомотивного депо

Такие локомотивы часто становятся кинозвездами.

Так, например, в июле 2011 года, во время съемок украино-российского фильма «Матч», про знаменитый киевский «матч смерти» 1942 года, когда советской команды «Старт» выиграли у немецкой команды «Flakelf» в оккупированном фашистами Киеве, съемочная группа специально приехала в Цветково, чтобы снимать сцены с участием паровозов. Со съемочной группой приезжал Сергей Безруков, игравший в фильме одну из главных ролей. Информация и фото взяты здесь.

С.Безруков в Цветково во время съемок фильма «Матч»

В период, когда Украина принимала гостей чемпионата по футболу Евро-2012, в Киеве вот такой локомотив (1953 года выпуска. эксплуатировался до 1968 г.) № Л-3055, с тремя голубыми вагончиками гонял по трассе городской электрички, оглашая окрестности паровозным гудком.

Маршрут: Киев-пасс-Борщаговка-Киев-Петровка-Дарница-Киев-пасс.
Продолжительность обзорной экскурсии 2 часа.
Стоимость билета – 25 грн (2,5 €, около 3$)

Фото взято у Романа Игоревича
на сайте Everyday in Ukraine

Фото взято у Романа Игоревича
на сайте Everyday in Ukraine

Это был весьма популярный в Киеве туристический аттракцион.

Хотя критики и тут докопались – локомотив грузовой, а вагоны тащит легкие – не та динамика; вагоны не старинные – не те ощущения.

Но я вам хочу сказать, что когда паровоз проезжает невдалеке по путям, и ты слышишь характерный «паровозный» звук «чух-чух-чух…» – незабываемое ощущение! (видео здесь и здесь).

_______________________________________

Особенностью расположения Цветково можно считать то, что ни через поселок, ни рядом с ним не протекают ручьи или речки, что не характерно для большинства поселков Черкасской области. То есть, воды в поселке нет.
Есть водонапорная башня, которая подает в дома воду, но она техническая, то есть пить её не стоит. А питьевую воду черпают только из колодцев или скважин, с очень большой глубины. Ввиду дороговизны сооружения таких колодцев, их копали не в каждом дворе, а на десяток домов сразу. Сегодня с развитием техники бурения и с относительной простотой устройства скважин это уже не кажется проблемой.

Недалеко от Цветково, между ним и поселком Ксаверово, было озеро Дубове. Название свое получило из-за соседства с дубовой рощей, рядом с которой оно находилось. Существовало оно с довоенных времен. Здесь водилась рыба и раки, что конечно-же радовало местных жителей. К сожалению, у озера не нашлось хозяев, оно заросло и в конце-концов перестало существовать. Только рассказы местных жителей, которые любили отдыхать на берегу этого озера, оживляют эту страницу истории Цветково. Мне довелось побывать на этом озере в 1991 году. Уже тогда его глубина не превышала 30 см.

Еще одна странность – в поселке нет церкви. Несколько лет тому назад появился свой батюшка, выделили ему здание под часовню, недалеко от центра Цветково. А до этого поп приезжал сюда лишь по приглашению, из соседнего села.


Tags: Российская империя, поездки по Украине
Subscribe

  • Саратов. Прогулка по центру.

    Проспект Петра Столыпина. До 18 апреля 2022 года — проспект Кирова. Пешеходная зона и одна из визитных карточек этого города на Волге. В…

  • Краткий визит в город Энгельс.

    5 июня, в первый полный день пребывания в Саратове решил смотаться в город Энгельс, что за Волгой. Приехал я туда на 109 троллейбусе. Вначале был…

  • Саратов. Общий обзор. Часть 1.

    Три интересных факта о Саратове. 1. Этот город в 1913 году был крупнейшим городом Поволжья, больше Нижнего, Казани и Самары. 2. Саратов единственный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments