Categories:

Окуловка - Москва. Главный ход Октябрьской дороги.

16 августа по пути в Москву была неожиданная долгая техническая стоянка в Окуловке, то есть на нормальной станции где народ мог выйти и размяться. Обычно технические стоянки для пропуска "Сапсанов" делают в местах где выйти невозможно.
Окуловка это непростая станция на главном ходу Петербург - Москва, она одна из четырех второклассных (еще три: Любань, Спирово, Клин).
Как известно в середине XIX века, при строительстве железной дороги между двумя столицами, станции I-го и II-го класса закладывались не исходя от близости того или иного населенного пункта, а через каждые 80 километров (плюс-минус). Только в одном месте первоклассная станция совпала с наличием крупного города - в районе Твери.

Так вот, станции шли чередуясь - первоклассная, за ней через 80 километров второклассная, потом опять первоклассная. Эти два вида станций обладали типовыми и самыми роскошными на всей дороге (не считая двух столичных) островными вокзалами, который впрочем в Окуловке не сохранился, его снесли в 2003 году и построили новое здание. А вот в Твери, Бологое, Клину, Малой Вишере, Любани, Спирово они сохранились.
Предыдущая перед Окуловкой станция первого класса - Малая Вишера (160 км от Петербурга), следующая первого класса, ровно через 80 километров - Бологое. Сама Окуловка от Петербурга стоит на 243-м километре (80+80+80). Частично сохранилось здание паровозного веерного депо 1851 года постройки. Уже в этом столетии около станции восстановлен храм. Новый вокзал особой архитектурной ценности не представляет, хоть и выглядит в целом неплохо.
1.



2.


3. Храм святого благоверного князя Александра Невского. 1901 год.


4. Полностью реконструированная в начале нулевых станция. Островной вокзал - памятник архитектуры, был снесен, под предлогом спрямления путей.


5. Вокзал построенный в 2004 году.


6.


7.


8. Круговое депо 1851 года. На 20 стойл. Архитектор Желязевич.
Изначально вдоль дороги существовало 10 подобных сооружений, из них три снесены в разное время, два заброшены и разрушаются, все остальные перестроены. Московское я вам покажу внизу поста.


9. Окуловка это окно во внешний мир для города Боровичи, который стоит тут не очень далеко. Автобусы и такси из Боровичей идут в Окуловку и другой дороги к главному ходу просто у Боровичей нет. Есть жд века из Боровичей, так вот она идет на станцию Угловка.


10.


11.


12.


13.


14.


Теперь Москва.
15. Московский младший брат по Николаевской железной дороге - Ленинградский вокзал. Насколько же он меньше петербургского. Только основное фасадное здание и никаких дополнительных крыльев. В Санкт-Петербурге он отправляет поезда на добрую половину России, а в Москве только на Северную столицу и еще немножко на регионы нашего Северо-Западного федерального округа. А вообще это интересное место в Москве - вклинение "чужой" питерской железной дороги (Октябрьской) в самый центр дороги Московской.


16. Машинист заругался и опустил шторку. Странно.


17. Последний километр Октябрьской дороги в Москве.
Середина дня, поездов нет.


18. Решил я обойти вокруг вокзала по дороге, которую обнаружил на карте.


19. Дорога носит название - проезд Комсомольской площади.


20. Бывшие пакгаузы Николаевской железной дороги.


21.


22.


23.


24. А это уже на той стороне железнодорожных путей Петербургского направления. Я туда прошел через очень низкий жд путепровод, который почему то не сфотографировал.
Там обнаружилось среди различных железнодорожных построек вот такое здание, похожее на обычный жилой дом. Но пишут, что в нем люди уже не живут, а располагаются жд службы.


25.


26. И тут дорога называется - проезд Комсомольской площади.


27. Образцы железнодорожной архитектуры XIX века на дальних задворках Ленинградского вокзала в Москве.
Это бывшее круговое депо Николаевской железной дороги на 20 стойл (проект 1849 года). И водонапорная башня циркульного депо Николаевской железной дороги. (1851 год).


28.


29.


30.


31.


32.


33.


34. Вот хороший ракурс на бывшее депо.


35.


36.


37. Похоже тут раньше был рынок. В каком году его закрыли?


38.


39.


40. Пути соседнего Ярославского вокзала.


41.


42. Ярославский вокзал.


43. Впервые в жизни, проходя тогда мимо Ярославского вокзала в Москве, глянул на него с особым и никогда ранее не знакомым чувством. Ведь именно на нем находится нулевой километр Транссибирской магистрали. И именно Ярославский - это прямой собрат Владивостокского ЖД вокзала, который стоит на другом конце Евразии, с которого я убывал не так уж и давно - полтора месяца назад. В том числе и в архитектурном аспекте эти вокзалы тоже - братья.
Стоял помню всякий раз на нем в предыдущие годы и смотрел на этот нулевой километр как на что то недосягаемое, недостижимое, мечтая когда нибудь в жизни таки проехать эти 9400 километров .


44.


45.


46.


47.