В Петербургском музее городского электротранспорта.
В эти выходные посетил этот музей, который размещается на территории старого Василеостровского трамвайного парка. Кстати в Питере никогда не говорят как в других городах -"депо", всегда только - парк. Если скажешь вдруг "депо", то сразу же поправляют. Приходится привыкать и следить за своей речью.
Основу коллекции составляют находящиеся на ходу экземпляры основных моделей трамваев и троллейбусов, массово использовавшихся в Санкт-Петербурге, эксплуатация которых была прекращена. Территориально музей расположен в ангарах бывшего Василеостровского трамвайного парка на Среднем проспекте, дом 77.
Коллекция занимает два из трёх исторических корпусов депо, откуда в 1907 году вышел первый трамвай Санкт-Петербурга.
В музее есть и статичные экспонаты: архивные документы и фотографии, карты, макеты конки и трамваев, образцы форменной одежды работников трамвая, подлинные кассовые аппараты.
Я не жил в Ленинграде или Санкт-Петербурге и поэтому у меня нет к сожалению личных воспоминаний, связанных со здешними трамваями. Киевская же трамвайная система обладала в последние 60 лет принциапильно иным подвижным составом.
По моему только несколько трамваев из Ленинграда в 60-е годы оказались в Киеве, на этом все общее полностью исчерпывается. Ну разве что ширина колеи та же.
1.

2.

3.

4. Троллейбус ЯТБ-1, найденный в Ленинградской области на дачном участке на данный момент единственный сохранившийся в мире экземпляр. Реставрация шла четыре года.
Троллейбус в городе появился до войны, но линий было еще немного. Проезд стоил сильно дороже чем в трамвае, а в первое время катания на троллейбусах было что-то вроде атракциона для горожан - этот вид транспорта воспринимался как невиданная диковинка. Например пригласить девушку просто кататься троллейбусе, было довольно круто.

5.

Первый советский трамвай, выпускавшийся в Ленинграде на Кировском заводе, с 1927 года и по 1933 год. До этого в Петербурге-Петрограде-Ленинграде, эксплуатировались вагоны британского производства, из которых ни один не сохранился.
Так вот, этот трамвай, получивший индекс МС (моторный стальной) - важная веха в истории городского транспорта Северной столицы. Их было выпущено много (точную цифру не нашел), они эксплуатировались до 50-х годов и что очень важное - в блокаду.
Это была настоящая рабочая лошадка городской трамвайной сети. Было несколько модификаций и довольно много вагонов дожило даже до наших дней, в качестве служебных, музейных или в виде памятников.
Вся отделка была из дерева, отопления не было - грелись нагретыми кирпичами. Рифленый деревянный пол был для того, чтобы скапливающаяся вода не пропитывала пассажирам валенки. Число сидячих мест равнялось 24, скамьи были деревянными и располагались в салоне продольно
Вагоновожатый всю смену работал стоя, а это могло составлять до 10-12 часов. Условия достаточно спартанские надо сказать. И это при том, что в 20-30-40-е, трамвай был основным, а во многом и единственным транспортом в громадном уже тогда городе. Трамваи эти забивались под завязку.
Метро появилось только в 1955 году, а автобусы и троллейбусы по настоящему массово, только к концу 50-х.
Вот и представьте суровый быт жителей города, если например вам на работу каждый день нужно с Петроградской на Электросилу, или с Васильевского на Невскую заставу.
6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13. Похоже на карту наибольшего развития трамвайной сети. Вторая половина 80-х годов.

14.

15.

Самый долгоживущий ленинградский трамвай - ЛМ-33 (прицепной вагон ЛП-33). Работал в городе с 1933 по 1979 год.
Концепция этого трамвайного вагона была подсмотрена в США, во время визита ленинградских специалистов эту страну. За основу для новой модели ленинградского трамвая был взят американский трамвай конструкции Питера Витта. В народе навсегда к этому типу привязалось прозвище - "американка".
В чем главная "фишка" этого трамвая - его очень большая пассажировместимость по сравнению с серией МС. Вагоны этой серии были действительно очень большие для тех времен и сильно выручили систему городского транспорта города на Неве в 30-50-е годы, до появления метро и массового троллейбуса с автобусом. В блокаду их берегли и не эксплуатировали.
Всего было выпущено 232 вагона. Кстати последние "американки" на маршрутах городах помнят еще ныне живущие горожане.
В музее представлен действующий вагон, который внутри разделен на три части - для тех кому ехать близко (лавки напротив друг друга), для тех кому далеко (лавки перпендикулярно окнам) и для мешочников и у кого много багажа ( пространство сзади вагона).
Есть также в городе и вагон-реплика ЛМ-33. Он возит туристов по городу.
16.

17.

18.

19.

20. Реплика "американки", которая катает по городу туристов.

21. ЛМ-47 — советский четырёхосный трамвай, выпускавшийся сразу же после войны Ленинградским вагоноремонтным заводом с 1948 по 1949 годы.
Внешним видом принциально отличался от всего, что выпускалось ранее.

22.

23.

24.

А это легендарный ЛМ-57, выпускавшийся в 1957 по 1968 год в Ленинграде. Получил в народе прозвище "Стиляга".
"Вагон разработан известным ленинградским архитектором, профессором Иосифом Ваксом, основателем школы ленинградского дизайна. Первый выпущенный вагон получил ампирную хромированную эмблему ВАРЗа и также хромированные молдинги."
Выпускались в Ленинграде. Выпущено было 1038 единиц. Работали во многих городах Союза, но прежде всего в городе на Неве. Несколько вагонов попали даже в Киев. Работали в городе до 1989 года.
Считается самым красивым и стильным советским трамваем 50-70-х годов прошлого века.
Один живой вагон сохранился в Питере в музее электротранспорта на Васильевском. Есть еще один вагон в этом парке, но это кажется не оригинальный вагон, а реплика.
Есть еще одна пикантная деталь. Кассы самообслуживания в этих трамваях располагали так, чтобы рядом стояли два сидения, причем друг напротив друга. Типа - пусть граждане видят, насколько вы честны.
25.

26.

27.

28.

29.

30. Реплика "стиляги", которая иногда ездит по городу.

31. Следующий этап в ленинградском трамваестроении. Вагон ЛМ-68 первой модификации. Имел прозвище "аквариум", из-за большого количества окон, в том числе и сверху.
Выпускался с 1968 и далее в 70-е годы. Недостатком было то, что верхние окна часто протекали и от этой модификации отказались.
Начиная с ЛМ-68 трамваи получили характерную "мордочку", которая в общих чертах повторялась в дальнейших моделях, в том числе и у ЛВС-86, которых очень много в городе и по сей день.

32.

33.

34.

35.

36. Вагоны серии МС. Их много сохранилось.

37. Дальнейшее развитие серии ЛМ-68. Вагон ЛМ-68М, который дожил на маршрутах аж до 2016 года. Выпускался до 1992 года. Был очень массовым - выпущено более 2 тысяч штук. Они и сейчас работают в качестве служебных.
Имеет неотличимую "мордочку" от следующей большой серии ЛВС-86.

38.

39.

40.

41.

42. Уж не экспериментальный ли это трех-секционный трамвай ЛВС-93?

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49. Блокадная трамвайная тематика.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59. В трамвае ЛМ-47.

60.

61.

Уровень советизации ленинградской топономики. Его можно увидеть на старых трамвайных табличках из прошлого века.
Большую часть улиц и проспектов - вообще не узнаю. Что за проспекты, что за площади, где это? Хоть и прожил тут уже 8 лет.
Столица Российской империи подвергалась по всей видимости самой безжалостной компании по переименовании всего и вся.
По крайней мере в Киеве масштаб переименований был не такой оголтелый.
62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70. Реплика самого первого дореволюционного петербургского трамвая "Бреш" британского производства. Оригинальные образцы не сохранились.

Основу коллекции составляют находящиеся на ходу экземпляры основных моделей трамваев и троллейбусов, массово использовавшихся в Санкт-Петербурге, эксплуатация которых была прекращена. Территориально музей расположен в ангарах бывшего Василеостровского трамвайного парка на Среднем проспекте, дом 77.
Коллекция занимает два из трёх исторических корпусов депо, откуда в 1907 году вышел первый трамвай Санкт-Петербурга.
В музее есть и статичные экспонаты: архивные документы и фотографии, карты, макеты конки и трамваев, образцы форменной одежды работников трамвая, подлинные кассовые аппараты.
Я не жил в Ленинграде или Санкт-Петербурге и поэтому у меня нет к сожалению личных воспоминаний, связанных со здешними трамваями. Киевская же трамвайная система обладала в последние 60 лет принциапильно иным подвижным составом.
По моему только несколько трамваев из Ленинграда в 60-е годы оказались в Киеве, на этом все общее полностью исчерпывается. Ну разве что ширина колеи та же.
1.

2.

3.

4. Троллейбус ЯТБ-1, найденный в Ленинградской области на дачном участке на данный момент единственный сохранившийся в мире экземпляр. Реставрация шла четыре года.
Троллейбус в городе появился до войны, но линий было еще немного. Проезд стоил сильно дороже чем в трамвае, а в первое время катания на троллейбусах было что-то вроде атракциона для горожан - этот вид транспорта воспринимался как невиданная диковинка. Например пригласить девушку просто кататься троллейбусе, было довольно круто.

5.

Первый советский трамвай, выпускавшийся в Ленинграде на Кировском заводе, с 1927 года и по 1933 год. До этого в Петербурге-Петрограде-Ленинграде, эксплуатировались вагоны британского производства, из которых ни один не сохранился.
Так вот, этот трамвай, получивший индекс МС (моторный стальной) - важная веха в истории городского транспорта Северной столицы. Их было выпущено много (точную цифру не нашел), они эксплуатировались до 50-х годов и что очень важное - в блокаду.
Это была настоящая рабочая лошадка городской трамвайной сети. Было несколько модификаций и довольно много вагонов дожило даже до наших дней, в качестве служебных, музейных или в виде памятников.
Вся отделка была из дерева, отопления не было - грелись нагретыми кирпичами. Рифленый деревянный пол был для того, чтобы скапливающаяся вода не пропитывала пассажирам валенки. Число сидячих мест равнялось 24, скамьи были деревянными и располагались в салоне продольно
Вагоновожатый всю смену работал стоя, а это могло составлять до 10-12 часов. Условия достаточно спартанские надо сказать. И это при том, что в 20-30-40-е, трамвай был основным, а во многом и единственным транспортом в громадном уже тогда городе. Трамваи эти забивались под завязку.
Метро появилось только в 1955 году, а автобусы и троллейбусы по настоящему массово, только к концу 50-х.
Вот и представьте суровый быт жителей города, если например вам на работу каждый день нужно с Петроградской на Электросилу, или с Васильевского на Невскую заставу.
6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13. Похоже на карту наибольшего развития трамвайной сети. Вторая половина 80-х годов.

14.

15.

Самый долгоживущий ленинградский трамвай - ЛМ-33 (прицепной вагон ЛП-33). Работал в городе с 1933 по 1979 год.
Концепция этого трамвайного вагона была подсмотрена в США, во время визита ленинградских специалистов эту страну. За основу для новой модели ленинградского трамвая был взят американский трамвай конструкции Питера Витта. В народе навсегда к этому типу привязалось прозвище - "американка".
В чем главная "фишка" этого трамвая - его очень большая пассажировместимость по сравнению с серией МС. Вагоны этой серии были действительно очень большие для тех времен и сильно выручили систему городского транспорта города на Неве в 30-50-е годы, до появления метро и массового троллейбуса с автобусом. В блокаду их берегли и не эксплуатировали.
Всего было выпущено 232 вагона. Кстати последние "американки" на маршрутах городах помнят еще ныне живущие горожане.
В музее представлен действующий вагон, который внутри разделен на три части - для тех кому ехать близко (лавки напротив друг друга), для тех кому далеко (лавки перпендикулярно окнам) и для мешочников и у кого много багажа ( пространство сзади вагона).
Есть также в городе и вагон-реплика ЛМ-33. Он возит туристов по городу.
16.

17.

18.

19.

20. Реплика "американки", которая катает по городу туристов.

21. ЛМ-47 — советский четырёхосный трамвай, выпускавшийся сразу же после войны Ленинградским вагоноремонтным заводом с 1948 по 1949 годы.
Внешним видом принциально отличался от всего, что выпускалось ранее.

22.

23.

24.

А это легендарный ЛМ-57, выпускавшийся в 1957 по 1968 год в Ленинграде. Получил в народе прозвище "Стиляга".
"Вагон разработан известным ленинградским архитектором, профессором Иосифом Ваксом, основателем школы ленинградского дизайна. Первый выпущенный вагон получил ампирную хромированную эмблему ВАРЗа и также хромированные молдинги."
Выпускались в Ленинграде. Выпущено было 1038 единиц. Работали во многих городах Союза, но прежде всего в городе на Неве. Несколько вагонов попали даже в Киев. Работали в городе до 1989 года.
Считается самым красивым и стильным советским трамваем 50-70-х годов прошлого века.
Один живой вагон сохранился в Питере в музее электротранспорта на Васильевском. Есть еще один вагон в этом парке, но это кажется не оригинальный вагон, а реплика.
Есть еще одна пикантная деталь. Кассы самообслуживания в этих трамваях располагали так, чтобы рядом стояли два сидения, причем друг напротив друга. Типа - пусть граждане видят, насколько вы честны.
25.

26.

27.

28.

29.

30. Реплика "стиляги", которая иногда ездит по городу.

31. Следующий этап в ленинградском трамваестроении. Вагон ЛМ-68 первой модификации. Имел прозвище "аквариум", из-за большого количества окон, в том числе и сверху.
Выпускался с 1968 и далее в 70-е годы. Недостатком было то, что верхние окна часто протекали и от этой модификации отказались.
Начиная с ЛМ-68 трамваи получили характерную "мордочку", которая в общих чертах повторялась в дальнейших моделях, в том числе и у ЛВС-86, которых очень много в городе и по сей день.

32.

33.

34.

35.

36. Вагоны серии МС. Их много сохранилось.

37. Дальнейшее развитие серии ЛМ-68. Вагон ЛМ-68М, который дожил на маршрутах аж до 2016 года. Выпускался до 1992 года. Был очень массовым - выпущено более 2 тысяч штук. Они и сейчас работают в качестве служебных.
Имеет неотличимую "мордочку" от следующей большой серии ЛВС-86.

38.

39.

40.

41.

42. Уж не экспериментальный ли это трех-секционный трамвай ЛВС-93?

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49. Блокадная трамвайная тематика.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59. В трамвае ЛМ-47.

60.

61.

Уровень советизации ленинградской топономики. Его можно увидеть на старых трамвайных табличках из прошлого века.
Большую часть улиц и проспектов - вообще не узнаю. Что за проспекты, что за площади, где это? Хоть и прожил тут уже 8 лет.
Столица Российской империи подвергалась по всей видимости самой безжалостной компании по переименовании всего и вся.
По крайней мере в Киеве масштаб переименований был не такой оголтелый.
62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70. Реплика самого первого дореволюционного петербургского трамвая "Бреш" британского производства. Оригинальные образцы не сохранились.
