Category:

В Петербургском музее городского электротранспорта.

В эти выходные посетил этот музей, который размещается на территории старого Василеостровского трамвайного парка. Кстати в Питере никогда не говорят как в других городах -"депо", всегда только - парк. Если скажешь вдруг "депо", то сразу же поправляют. Приходится привыкать и следить за своей речью.
Основу коллекции составляют находящиеся на ходу экземпляры основных моделей трамваев и троллейбусов, массово использовавшихся в Санкт-Петербурге, эксплуатация которых была прекращена. Территориально музей расположен в ангарах бывшего Василеостровского трамвайного парка на Среднем проспекте, дом 77.
Коллекция занимает два из трёх исторических корпусов депо, откуда в 1907 году вышел первый трамвай Санкт-Петербурга.
В музее есть и статичные экспонаты: архивные документы и фотографии, карты, макеты конки и трамваев, образцы форменной одежды работников трамвая, подлинные кассовые аппараты.
Я не жил в Ленинграде или Санкт-Петербурге и поэтому у меня нет к сожалению личных воспоминаний, связанных со здешними трамваями. Киевская же трамвайная система обладала в последние 60 лет принциапильно иным подвижным составом.
По моему только несколько трамваев из Ленинграда в 60-е годы оказались в Киеве, на этом все общее полностью исчерпывается. Ну разве что ширина колеи та же.

1.



2.


3.


4. Троллейбус ЯТБ-1, найденный в Ленинградской области на дачном участке на данный момент единственный сохранившийся в мире экземпляр. Реставрация шла четыре года.
Троллейбус в городе появился до войны, но линий было еще немного. Проезд стоил сильно дороже чем в трамвае, а в первое время катания на троллейбусах было что-то вроде атракциона для горожан - этот вид транспорта воспринимался как невиданная диковинка. Например пригласить девушку просто кататься троллейбусе, было довольно круто.



5.


Первый советский трамвай, выпускавшийся в Ленинграде на Кировском заводе, с 1927 года и по 1933 год. До этого в Петербурге-Петрограде-Ленинграде, эксплуатировались вагоны британского производства, из которых ни один не сохранился.
Так вот, этот трамвай, получивший индекс МС (моторный стальной) - важная веха в истории городского транспорта Северной столицы. Их было выпущено много (точную цифру не нашел), они эксплуатировались до 50-х годов и что очень важное - в блокаду.
Это была настоящая рабочая лошадка городской трамвайной сети. Было несколько модификаций и довольно много вагонов дожило даже до наших дней, в качестве служебных, музейных или в виде памятников.
Вся отделка была из дерева, отопления не было - грелись нагретыми кирпичами. Рифленый деревянный пол был для того, чтобы скапливающаяся вода не пропитывала пассажирам валенки. Число сидячих мест равнялось 24, скамьи были деревянными и располагались в салоне продольно
Вагоновожатый всю смену работал стоя, а это могло составлять до 10-12 часов. Условия достаточно спартанские надо сказать. И это при том, что в 20-30-40-е, трамвай был основным, а во многом и единственным транспортом в громадном уже тогда городе. Трамваи эти забивались под завязку.
Метро появилось только в 1955 году, а автобусы и троллейбусы по настоящему массово, только к концу 50-х.
Вот и представьте суровый быт жителей города, если например вам на работу каждый день нужно с Петроградской на Электросилу, или с Васильевского на Невскую заставу.
6.



7.


8.


9.


10.


11.


12.


13. Похоже на карту наибольшего развития трамвайной сети. Вторая половина 80-х годов.


14.


15.


Самый долгоживущий ленинградский трамвай - ЛМ-33 (прицепной вагон ЛП-33). Работал в городе с 1933 по 1979 год.
Концепция этого трамвайного вагона была подсмотрена в США, во время визита ленинградских специалистов эту страну. За основу для новой модели ленинградского трамвая был взят американский трамвай конструкции Питера Витта. В народе навсегда к этому типу привязалось прозвище - "американка".
В чем главная "фишка" этого трамвая - его очень большая пассажировместимость по сравнению с серией МС. Вагоны этой серии были действительно очень большие для тех времен и сильно выручили систему городского транспорта города на Неве в 30-50-е годы, до появления метро и массового троллейбуса с автобусом. В блокаду их берегли и не эксплуатировали.
Всего было выпущено 232 вагона. Кстати последние "американки" на маршрутах городах помнят еще ныне живущие горожане.
В музее представлен действующий вагон, который внутри разделен на три части - для тех кому ехать близко (лавки напротив друг друга), для тех кому далеко (лавки перпендикулярно окнам) и для мешочников и у кого много багажа ( пространство сзади вагона).
Есть также в городе и вагон-реплика ЛМ-33. Он возит туристов по городу.
16.


17.


18.


19.


20. Реплика "американки", которая катает по городу туристов.


21. ЛМ-47 — советский четырёхосный трамвай, выпускавшийся сразу же после войны Ленинградским вагоноремонтным заводом с 1948 по 1949 годы.
Внешним видом принциально отличался от всего, что выпускалось ранее.


22.


23.


24.


А это легендарный ЛМ-57, выпускавшийся в 1957 по 1968 год в Ленинграде. Получил в народе прозвище "Стиляга".
"Вагон разработан известным ленинградским архитектором, профессором Иосифом Ваксом, основателем школы ленинградского дизайна. Первый выпущенный вагон получил ампирную хромированную эмблему ВАРЗа и также хромированные молдинги."
Выпускались в Ленинграде. Выпущено было 1038 единиц. Работали во многих городах Союза, но прежде всего в городе на Неве. Несколько вагонов попали даже в Киев. Работали в городе до 1989 года.
Считается самым красивым и стильным советским трамваем 50-70-х годов прошлого века.
Один живой вагон сохранился в Питере в музее электротранспорта на Васильевском. Есть еще один вагон в этом парке, но это кажется не оригинальный вагон, а реплика.
Есть еще одна пикантная деталь. Кассы самообслуживания в этих трамваях располагали так, чтобы рядом стояли два сидения, причем друг напротив друга. Типа - пусть граждане видят, насколько вы честны.
25.


26.


27.


28.


29.


30. Реплика "стиляги", которая иногда ездит по городу.


31. Следующий этап в ленинградском трамваестроении. Вагон ЛМ-68 первой модификации. Имел прозвище "аквариум", из-за большого количества окон, в том числе и сверху.
Выпускался с 1968 и далее в 70-е годы. Недостатком было то, что верхние окна часто протекали и от этой модификации отказались.
Начиная с ЛМ-68 трамваи получили характерную "мордочку", которая в общих чертах повторялась в дальнейших моделях, в том числе и у ЛВС-86, которых очень много в городе и по сей день.


32.


33.


34.


35.


36. Вагоны серии МС. Их много сохранилось.


37. Дальнейшее развитие серии ЛМ-68. Вагон ЛМ-68М, который дожил на маршрутах аж до 2016 года. Выпускался до 1992 года. Был очень массовым - выпущено более 2 тысяч штук. Они и сейчас работают в качестве служебных.
Имеет неотличимую "мордочку" от следующей большой серии ЛВС-86.


38.


39.


40.


41.


42. Уж не экспериментальный ли это трех-секционный трамвай ЛВС-93?


43.


44.


45.


46.


47.


48.


49. Блокадная трамвайная тематика.


50.


51.


52.


53.


54.


55.


56.


57.


58.


59. В трамвае ЛМ-47.


60.


61.


Уровень советизации ленинградской топономики. Его можно увидеть на старых трамвайных табличках из прошлого века.
Большую часть улиц и проспектов - вообще не узнаю. Что за проспекты, что за площади, где это? Хоть и прожил тут уже 8 лет.
Столица Российской империи подвергалась по всей видимости самой безжалостной компании по переименовании всего и вся.
По крайней мере в Киеве масштаб переименований был не такой оголтелый.
62.


63.


64.


65.


66.


67.


68.


69.


70. Реплика самого первого дореволюционного петербургского трамвая "Бреш" британского производства. Оригинальные образцы не сохранились.