А Сергей Сигачев сегодня развил ее в свой большой аналитический пост. Предлагаю с ним ознакомиться.
Цитирую Сергея:
"В свете текущей обстановки в почте накопилось много вопросов от читателей о том, как вообще устроено на Украине грузовое ж/д сообщение?
Попробую дать общую картину крупными мазками (по приложенной в сл. посте карте).
Исторически, ещё со времен Союза, из 6 административных ж/д УССР 4 были наиболее передовыми, куда прежде всего направлялась новая техника и кадры МПС. Это Юго-Западная, Приднепровская, Донецкая и Южная ж.д. - где было сосредоточено индустриальное сердце СССР. Там высокая плотность линий, лучшие сортировочные станции и сложные ж/д развязки. Там же была и крупнейшая сортировка Союза - ст. Ясиноватая. Электрификация индустриального региона шла опережающими темпами, также много средств вкладывалось в создание опорного хода Москва - Киев - Львов - Чоп с выходом на страны СЭВ и Балканы. Одесско-Кишиневская и Львовская ж.д. несколько отставали по оснащению, но были на среднем уровне по СССР. Доля тепловозных линий Украины по длине немалая, больше трети - но в грузовой работе она занимает менее 10%.
Именно поэтому У. унаследовала совершенную и продвинутую сеть, на которой можно было "ехать" без особых вложений примерно четверть века (что по факту и получилось к 2014). Общая картина оказалась такова:
1) В серединной части У. образовался огромный полигон переменного тока - между Львовом, Харьковом, Одессой и Киевом. Он образовал хребет сети УССР.
2) В восточной индустриальной части электрификация была раньше, поэтому куст Харьков - Днепропетровск - Кривбасс - Донбасс - Крым стал постоянно-токовым. Он меньше по длине, чем переменно-токовый центральный, но по погрузке - гораздо больше. Харьковский узел - второй в СССР по мощности потоков - также полностью на постоянном токе. К нему из России заходит магистральный ход из Поволжья - Сибири через Купянск.
3) Наконец, самая западная горная часть балканско-европейского магистрального хода от Львова на Чоп была электрифицирована постоянным током.
4) Поэтому на У. немало стыковых станций сложного устройства и чтобы проехать от Донецка или Харькова до Чопа, надо дважды сменить род тока.
Вся основная грузовая работа производится по серединным ходам Запад - Восток и одному диагональному. Это:
а) Чоп - Львов - Здолбунов - Казатин - Фастов - Знаменка - Днепропетровск - Донбасс / Харьков
б) Львов - Жмеринка - Балта - Кривой Рог - Запорожье - Синельниково
в) Одесса - Помошная - Кременчуг - Полтава - Харьковский узел
г) раньше был напряжённым и ход Конотоп - Киев - Фастов, но после 2014 г. он утратил значение
Соответственно строится и сетка главных грузовых эл.-возных депо, которые все расположены на "центральной хребтине" (пасс. и тепловозные сейчас выносим за скобки, как малозначимые для вопроса).
Это 7 основных депо: Львов-Западный (два рода тока), Казатин, Котовск, Знаменка, Кременчуг (перемен. ток), Нижнеднепровск-Узел и Лозовая (постоян. ток). Все эти депо мощные, по 100 и более локомотивов приписки. Среди них особое место занимает депо Львов-Зап. со сложным устройством, который работает на два вида тока - как до границы на Чоп, так и на восток до Киева и Жмеринки.

Мои фото из депо Казатин и Знаменка. 2012-14 годы.

Казатин.

Надо отметить, что после вывода войск ВС РФ из Киевской и Черниговской областей мощный киевский ж/д узел снова возвращается к полноценному функционированию. Если в марте он был в "полупридушенном" состоянии (перерезано 2 из 5 направлений, а фастовский ход можно было контролировать разведывательными дронами с мест дислокации), то теперь ничто не мешает использовать его с высокой интенсивностью. Единственно, полесский ход на Коростень вышел из строя (ВСУ сами подорвали мост через Ирпень), но остальные 4 направления теперь свободны. И самое неприятное, что магистральный ход Жмеринка - Казатин - Фастов - Киев теперь можно снова использовать для переброски тяжелых вооружений с запада Украины, ибо он серьёзно отдалился от зоны контроля российских войск."
И надо отметить, что вот буквально час назад пришли сообщения о ударах по жд узлу Лозовая - одному из важнейших на пути в Донбасс.
