Волгоградский Метротрам это пожалуй тоже одна из важнейших достопримечательностей этого славного города героя. И только потому, что нет ничего подобного больше в России нигде и не предвидится. Даже на постсоветском пространстве их было всего два - второй в украинском Кривом Роге, вне нашей досягаемости.
При этом в мире конечно есть такие трамвайные системы, например много в Германии.
А для любителя транспорта это и вовсе находка - прокатиться на таком неведомом диве - подземном трамвае, который как в метро ходит по тоннелю.
Лично я например давно мечтал увидеть ЭТО своими глазами и начал его тестировать даже раньше чем впервые толком прогулялся по центру нового и очередного для меня города.
Вот только когда я зашел под землю и начал его тестировать, то не сразу сообразил, что тут не как в метро - заплатил один раз и хоть целый день катайся, выходи на каждой станции при этом фотографируй. Тут за каждую посадку в трамвай надо платить - всё как на поверхности.
Волгоградский Метротрам на самом деле не отдельный вид транспорта, он часть линии скоростного трамвая, которая начинается от подземной станции "Ельшанка", что на юге Ворошиловского района и заканчивается на севере Волгограда у бывшего Тракторного завода.
Линия скоростного трамвая покрывает где-то примерно треть этого чрезвычайно вытянутого города и захватывает его самую густонаселенную часть, включая разумеется центр.
И вот именно под центральной частью города скоростной трамвай идет под землей, а это 6 станций, включая одну открытого типа, которая стоит на мосту через Царицу, но все равно ниже уровня поверхности.
Всего же линия имеет длину 17 километров, из которой под землей проходит 7 километров. Сеть скоростного трамвая связана с остальной трамвайной сетью города и своего собственного обособленного депо не имеет. Административно он тоже относится к общей трамвайной сети и не является чем-то отдельным. Только логотип есть у него особый и узнаваемый, две буквы - "СТ".
Возникла идея строить в Волгограде скоростной трамвай с подземной частью еще в 60-е годы, реализовываться начала в 70-х, а первую очередь открыли уже в очень далеком 1984 году.
С 1984 года и по 2011-й существовало всего три станции трамвая, построенные ниже уровня поверхности. И только не так уж и давно, 10 лет назад, линию серьезно нарастили за счет еще трех подземных станций: "Профсоюзная", "ТЮЗ", "Ельшанка" - все три в Ворошиловском районе города.
При этом южную конечную станцию "Площадь Чекистов", которая стоит на поверхности, вывели из эксплуатации.
В старой части Метротрама, который пустили еще в 1984 году было построено два подземных скрещивания тоннелей, чтобы трамваи на островные платформы двух станций в самом центре, прибывали всегда той стороной вагона, на которой расположены двери. Это было необычайно дорогостоящее техническое решение. Но из ЧССР в Союз поставлялись трамваи марки "Татра Т3" только с правым расположением дверей, а специально для Волгограда вагоны не заказывали.
И только уже в XXI веке, причем в последние 13 лет, проблему эту решили. В Санкт-Петербурге и Усть-Катаве изготовили крупную партию трамваев специально для Волгограда с двусторонним расположением дверей. А из Москвы также поступила партия БУшных вагонов марки "Татра Т3", которые прошли модернизацию с установкой дверей по левую сторону.
Петербургские прибывали в город на Волге с 2008 по 2012 год, Усть-Катавские позже, к чемпионату по футболу в 2018 году.
Партия из Москвы тоже поступила в 2018 году.
По состоянию на 2022 год, все эксплуатирующиеся на маршрутах вагоны или составы являются двухсторонними.
Сейчас на линии эксплуатируется: Усть-Катавские 71-623-03 (КТМ-23-03) — 20 вагонов (10 составов).
Петербургского производства 71-154 (ЛВС-2009) — 10 вагонов (трёхсекционные)
Переданные из Москвы модернизированные вагоны "Татра Т3" МТТА-2 — 33 вагона.
Особенно приятно было видеть на линии трамвайные поезда Петербургского производства, а их в городе 10 штук.
А учитывая всё выше сказанное, я увидел Волгоградский скоростной трамвай в полностью обновленном виде, чего еще лет 5 назад, а тем более до 2011 года, когда пустили три новые станции, не было и в помине.
Того старого скоростного трамвая (Метротрама), который помнят люди приезжавшие в этот город лет 15-20 назад уже нет.
Дневной пассажиропоток - 140 тысяч человек. Это важнейший вид городского транспорта в этом наверное самом длинном городе России.
1. Одна из первых станций в самом центре, открытых в 1984 году.

2. Почти все как в метро.

3.

4. Линия СТ на карте Волгограда.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11. Трамваи серии 71-623-03 (КТМ-23-03), поступившие в 2018 году.

12.

13.

14. Станция "Профсоюзная". 2011.

15. Станция "ТЮЗ". 2011.

16. На станции "Ельшанка". 2011. Тут платформы по разные стороны.
На этой конечной станции ("Ельшанка") нет поворотного кольца. Тут реверсивное движение.
А у вагонов "морды" смотрят в разные стороны

17.

18.

19. Трамвай серии МТТА-2 (модернизированный "Татра Т3") с дверями по обе стороны вагона.

20.

21.

22. Наземный павильон станции "Ельшанка". 2011.

23. В вагоне серии МТТА-2 ("Татра Т3").

24. У станции "Пионерская", которая выходит на поверхность над долиной реки Царица.

25. Станция "Площадь Ленина". 1984.
На этой станции и на предыдущей "Комсомольской" движение левостороннее.

26.

27.

28. Наземная часть скоростного трамвая в северной части Волгограда.
В той стороне в метрах 300-х линия уходит под землю

29.

30. Станция "Пионерская", которая стоит над долиной реки Царица.

31. Конечная у Тракторного завода, что на севере города.

32.

33. Вагоны Петербургского производства 71-154 (ЛВС-2009).

34.

35.

36. В районе завода "Красный Октябрь".

37. Вход на станцию "ТЮЗ". Новый участок. 2011 год. Видны характерные узнаваемые логотипы "СТ".

Поддержка блога.
Карта СБ России 5469 5500 5863 0507