Часть 1. 1851-1859 годы.
Началось строительство второй в Российской империи магистральной железной дороги длиной 1200 км, Санкт-Петербург - Варшава.
В Петербурге открыт третий по счету Балтийский вокзал и введена в действие линия на Петергоф.
В Санкт-Петербурге на основе образовавшихся трех направлений (Московское, Варшавское и Балтийское) начал формироваться первый в России железнодорожный узел.
Ну и наконец в конце того десятилетия начали строить железную дорогу Москва - Владимир - Нижний Новгород.
Характерная цитата их тех времен, как обоснование для наращивания темпов железнодорожного строительства:
"При наших путях сообщения железо с Нижегородской ярмарки поспевает в Киев через год: Окой до Калуги, гужом до Брянска, где иногда зимует, а оттуда Десной и Днепром..."
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Часть 2. Следующие 8 лет - 1860-1867 годы.
В России в это решающее десятилетие (1860-е годы) начался железнодорожный бум, который будет длиться несколько десятков лет (полвека) - до самой Первой мировой войны.
Это был период когда громадная континентальная империя, ее экономический облик, общий уклад жизни очень многих ранее отдаленных и труднодоступных районов, изменились до неузнаваемости. По сути в этот исторический период начал формироваться тот привычный нам мир, когда путешествие за тысячи километров, более не было сопряжено с огромными трудностями и очень длительным временем. Железная дорога перевернула буквально всю столетиями устоявшуюся жизнь огромной страны.
"Гудки паровозов разрушали хозяйственную и культурную замкнутость, пробуждали Россию к новой жизни".
Начался невиданный экономический рост, ускорилось заселение окраинных районов страны.
Были приняты единые железнодорожные стандарты.
Началось строительство железной дороги Москва - Сергиев Посад - Ярославль.
В эти годы англичанами была построена линия Москва - Коломна - Рязань, причем в британском левостороннем стандарте, что более нигде уже не повторялось.
В 1862 году была завершена постройка жд линии Петербург - Варшава, которая связала Россию с Европой. А также введена в эксплуатацию дорога Москва - Нижний Новгород.
Железная дорога на юг, на Курск, Харьков и далее к Черному морю в 1864 году наконец от стадии изыскательных работ перешла в стадию реализации, причем эта дорога изначально строилась за счет казны.
В 1865 году было образовано Министерство путей сообщения.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.