Из него стало наконец ясно, как именно до постройки железной дороги через Витебск и Оршу, из столицы Российской империи Санкт-Петербурга ходили поезда на юг, в Малороссийские губернии и в частности в Киев.
С Варшавского вокзала столицы, по Петербургско-Варшавской дороге до Вильно, далее поворот на юго-восток по Либаво-Роменской дороге через Минск, Гомель и до Бахмача.
В Бахмаче резкий поворот на юго-запад по Киевско-Курской железной дороге, через Нежин, Дарницу и по тогда еще новому мосту инженера Струве через Днепр собственно в Киев. Время в пути насколько я понял составляло почти 54 часа, что более 2-х суток, что весьма немало.
А я раньше думал, что поезда ходили через Москву, до постройки Витебского вокзала и дороги через Витебск в 1904 году.
По современному маршруту через Витебск, Жлобин, Гомель, Чернигов и Нежин, поезда из уже Ленинграда в Киев пошли вероятно с конца 20-х годов XX столетия, когда была построена дорога Гомель - Чернигов - Нежин. То есть при СССР.
Впрочем сейчас из-за ковида нет этого движения. В последний раз такое было при немецкой оккупации в Великую Отечественную.
И когда возобновится вновь никому неизвестно.
Прилагаю две карты, с маршрутом XIX века и маршрутом, который полностью сформировался при СССР и действовал до прошлого года.
В период с 1904 года по конец 20-х годов, эти поезда ходили от Гомеля через Бахмач, с дальнейшим поворотом на Нежин и Киев.
Возможно сейчас кому-то это покажется неактуальным (мол снова про свою блин Украину пишет - достал), но как только появились железные дороги, из юго-западных губерний, а потом союзных республик, в Северную столицу, народа ездило всегда очень много.

Маршрут XIX века.

Маршрут существующий с 20-х годов прошлого века.
