flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Станция Орша.

Орша - пожалуй крупнейший жд узел всей Белоруссии. Еще есть крупный узел Барановичи, но тут движение думаю побольше будет.
От узла отходит 6 направлений, из них 4 магистральных и сильно загруженных.
Сам узел по своей конфигурации, если глянуть на карту, образовывает два кольца на западной окраине этого старинного города на верхнем Днепре. Помимо главной станции Орша-Центральная, есть тут Орша-Восточная и Орша-Западная.
В общем все сложно и чтобы досконально изучить узел и что куда движется, надо пожить в этом городе именно с этой целью пару дней.

Есть главный осевой ход Москва - Брест, именно с него и началась железная дорога в этих местах ровно 150 лет назад, в октябре 1871 года. Одно время до революции эта дорога Москва - Брест - Варшава, называлась Александровской, в честь императора Александра I, одержавшего победу над Наполеоном.
Интересный факт - уже в 1892 году вся дорога Москва - Варшава стала двухпутной - насколько велико было ее значение для Российской империи, а позже и для СССР.

Важным узлом Орша стала в 1904 году, когда в этом месте магистраль на запад пересекла железная дорога идущая строго с севера на юг, от Санкт-Петербурга на Жлобин. Чуть позднее она стала главной дорогой от Северной столицы России в южные и юго-западные губернии, а при СССР в Белоруссию и Украину.
А в 1923 году уже при СССР появились еще два направления - на Лепель и Кричев.
Направление на Лепель вело к польской границе и так и осталось тупиковым.
А вот направление на Кричев - Унечу в 20-е годы строили, для лучшей связности с индустриальным Харьковом и угольным Донбассом. Таким образом сформировалась линия Орша - Унеча - Ворожба, как дополнительный ход от Ленинграда в Донбасс.
Видимо в то время значение донецкого угля для страны было таково, что железных дорог оставшихся от дореволюционных времен остро не хватало.
Но эта дорога на Ворожбу умерла в 90-е годы после развала СССР и в наши дни сохранился лишь участок Орша - Кричев- Унеча - Погар. Да и то не факт, что за Кричевом в сторону российской Унечи есть сейчас грузовое и пригородное движение.
Таким образом в наши дни в основном работают магистральные линии восток - запад и север - юг, пересекающиеся в Орше. На Кричев и Лепель сейчас в основном пригородное движение.

Торжественное открытие железнодорожного вокзала в Орше, приуроченное к началу регулярного пассажирского движения, состоялось 16 (28) октября 1871 года. Первое здание вокзала было построено деревянным. В 1912 году на месте старого вокзала было построено новое здание — бетонное, по проекту московского архитектора И. И. Струкова. Здание выделялось оригинальными четырёхгранными колоннами с зубчатым парапетом.
В войну оно было сильно разрушено, но в 1947 году его восстановили с частичным изменением внешнего вида. Вот этот очень красивый островной вокзал является тоже важной местной достопримечательностью и памятником архитектуры. В темное время суток он очень красиво подсвечивается, свидетелем чему я оказался, прибыв в Оршу еще почти ночью.

В Орше размещается локомотивное депо ТЧ-15 Орша-Центральная - профильное по обслуживанию всех белорусских тепловозов ТЭП70. Всего тут числится 45 таких красно-зеленых локомотивов.
Электрификация в стандарте переменного тока пришла сюда в 1979 году, в рамках электрификации магистрального хода Можайск - Брест, которую завершили в 1983 году. С тех пор в Орше водятся также электровозы ЧС4Т и ВЛ80С, с некоторых пор и китайские грузовые электровозы.
А лично я ещё помню эту станцию чисто тепловозной когда в детстве ездил в Ленинград из Киева и господствовали тут в середине 70-х тепловозы ТЭ3 и ТЭП60.

1. 4-21 ночи. Прибыл поезд СПб- Брест. Тут происходит замена тяги на электровоз ЧС4Т.
Я сильно волнуюсь - впервые с 2014 года моя нога ступает НЕ на российскую территорию.



2. Шикарный вид на ночной вокзал станции Орша с пешеходного моста.


3.


4. В сторону Привокзальной площади.


5. В сторону депо Орша-Центральня ТЧ-15.


6.


7. Фото вышло плохо. К нашему поезду уже прицепили белорусский ЧС4Т.


8. Зайдем внутрь ночного вокзала, в котором кстати работает круглосуточный обмен валют, что само по себе меня удивило. И курс не грабительский.


9.


10.


11.


12.


13.


14. Бывшая Александровская дорога отмечает свое 150-летие. А Орша стоит практически на полпути, как и на полпути из Петербурга в Киев.


15. Местный пригородный дизель-поезд. Я с ними тут впервые столкнулся. К ним я еще чуть ниже вернусь.


16. И его головной вагон. Не перепутайте с электричкой.


17. В 1984 году рядом с мемориалом памяти Заслонова тут был установлен первый в СССР памятник паровозу П36.


18. Электропоезд ЭР9Т. Я с такими к этому незабываемому моментук с времен Украины кажется не сталкивался.


19.


20. Российский ЧС4Т из депо Вязьма. Прибыл какой-то московский поезд.


21.


22.


23.


24.


25. ТЭП70 из местного депо.


26. Вокзал при дневном освещении.


27. Китайский БКГ2 идет с пустым контейнерным составом на Смоленск. Это была моя первая личная встреча с этим типом локомотивов.


28. Грузовые парки.


29. Депо.


30.


31. Вид в сторону Привокзальной площади.


32. И местность с другой стороны станции.


33. Снова депо.


34.


35.


36. Дизель-поезд на Витебск на котором я скоро уеду.


37.


38.


39.


40. Самый первый вокзал, существовавший до 1912 года.


41. Вокзал существовавший с 1912 по 1947 год.


42. Внутри все как в электропоезде 80-х годов выпуска. Охренеть! Билет на пригородный от Орши до Витебска (80 км) дешевле кофе в вокзальном буфете

Наблюдения по пути в Витебск:
Вокруг себя вижу обычных русских людей. Везде говорят только по русски. От Украины это несколько отличается. Там все же доминирует суржик, тем более в провинции.
Сидят вот два уже пожилых но неглупых мужика в дизель поезде и критикуют Лукашенко, что не хочет объединения с Россией на условиях Москвы. Интересно так...


43. Наблюдения из окна по пути из Орши в Витебск.
Белорусская провинция.


44. Станция Богущевская - полпути.


45.


46.


47. Перед Витебском рельеф местности стал холмистым.


48. Западная Двина.


Сразу же после прибытия в Оршу и встречей с Кириллом Шуркиным, который почти всю ночь ехал на машине из Подмосковья - выезд на перегон южнее Орши.
Я тоже был уставший и сильно не выспавшийся после ночного поезда из Петербурга, который прибыл в Оршу в 4-23 утра.
Место, которое мы выбрали было выходом из этого громадного узла на Могилев и Жлобин - очень красивое место, где двухпутная в этом месте железная дорога извивается, создавая красивые ракурсы для съемки.
Но я как известно не слишком большой специалист по части съемки в движении, по этим делам у нас Кирилл настоящий профессионал и он еще выложит свои красивые фотографии.

Движение просто порадовало - пачками шли специфические белорусские дизель-поезда, которые можно встретить только в этом государстве.
Шли также грузовые под гомельскими 2ТЭ10. А вот "боингов" тепловозов 2ТЭ116 в Белоруссии нет совсем и я об этом впервые узнал только в то утро. Меня это удивило.

ДДБ1 и ДРБ2 - белорусские дизель-поезда, изготовленные в конце 90-х и первой половине нулевых, по схеме: головной вагон+промежуточные вагоны+тепловоз М62.
Головные вагоны изготовлены в Риге, промежуточные вроде (если не ошибаюсь) в Торжке, тепловозы Луганские понятное дело.
Тепловоз не отцепляется и либо тянет, либо толкает.
В случае толкания, управление осуществляется из головного вагона дизель-поезда, который внешне почти ничем не отличается от рижских электропоездов эпохи позднего СССР.
Все эти дизель-поезда базируются в депо ТЧ-17 Полоцк. Всего числится: ДДб1 - 10 штук и ДРБ2 - 18 штук. Чем они отличаются друг от друга внешне я пока так и не разобрался. Кажется головным вагоном рижского производства.
49.



50. Идет со стороны Могилева.


51.


52. Переезд южнее Орши через магистральный ход Жлобин - Орша. Заградителями не оборудован - народ тут дисциплинированный.
Прикольный указатель на пешеходном переходе, на русском языке - обратите внимание.


53. Гомельская "десятка" идет на Могилев.


54. И тут встречный!


55. Тоже "десятка".


56. А через некоторое время идет грузовой по неправильному пути.


57.


58. И через минут 15 по тому же пути на Могилев прошел дизель-поезд.


59.


60.


Прошу небольшую поддержку у друзей и подписчиков. Эту неделю с основной работой идет простой - впервые с июля.
Карта СБ России 5469 5500 5863 0507
Tags: Белоруссия 2021, Железная дорога
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments