Необычайно красивая и удивительная там природа - повсюду вода, массивные скальные породы и валуны любых размеров, а все это вместе взятое сочетается с хвойными лесами и очень красивыми березами.
Стоит поехать в этот Высоцк, на этот уже бывший остров, чтобы увидеть всё своими глазами. Из Петербурга вполне можно успеть одним днем.
Это очень умиротворенное и удаленное от шумных мест городское поселение, да еще и совсем небольшое по размерам. Всего одна "Пятерочка" на весь Высоцк, всего одно маленькое кафе, одна маленькая амбулатория и крошечное отделение Сбербанка. Живет тут всего 1100 человек, большинство из которых по всей видимости пограничники и портовики.
Особенно классно в Высоцке в спокойную и тихую погоду, а именно таким выдался тот день, когда мы туда приехали из Выборга.
Почему люди поселились именно на этом острове - потому что он занимает ключевое положение в Выборгском заливе. Фарватер к Выборгу а с некоторый пор и в Сайменский канал, который заходит внутрь Финляндии, проходит у его берегов, причем место это очень узкое, почти как в реке. И проход судов к Выборгу легко контролировать с этого места.
И как только Выборг стал становится укрепленным городом еще при шведах, еще одно дополнительное крепостное укрепление возникло и на этом острове, который тогда назывался Trångsund (Трангзунд), что в переводе означало "узкий пролив". Оно контролировало подходы к Выборгу со стороны Балтики.
При Петре I эта небольшая крепость была оставлена и дополнительно укреплена, но по настоящему мощное фортификационное строительство тут началось в XIX веке, в царствование Александра II.
Было решено возводить мощный Транзундский редут на северной оконечности этого острова, причем в скальных породах - необычайно трудоемкое дело.
Строили с 1864 года и до конца 70-хгодов того же столетия. И масштабы проделанных работ впечатляют даже сегодня, когда все это стоит заброшенным более 120 лет.
"Схема укрепления в плане представляла неправильный пятиугольник с земляными валами и рвами, облицованными гранитными блоками, по четырем его сторонам и открытой тыльной частью. Основой вооружений редута стали три артиллерийские батареи, расположенные по четырем сторонам пятиугольника."
С самой высокой точки редута отлично виден Выборг, стоящий в 20 километрах восточнее за водами залива.
Потом когда в 1917 году Финляндия ушла в границах своего Великого княжества, эта крепость на острове была потеряна для России. Но и финны тоже ей не занимались. В последующих войнах 1939-44 годов, эти укрепления участия не принимали, продолжая лишь ветшать, зарастать и напоминать о временах более ранних.
Кстати именно в подземельях этой заброшенной крепости сейчас прячутся дикие лисы, иногда выходящие к людям попрошайничать. А люди туда приезжают, в основном на своих машинах - порыбачить в Выборгском заливе или просто прогуляться.
В 1944 году эти места окончательно вернулись в состав России и на острове развернули Бригаду пограничных катеров (КГБ СССР - ФСБ России). Но базируется она ближе к морскому порту, а вовсе не у старой заброшенной крепости.
Порт на острове Уурансаари, так называли его финны, стал развиваться еще в XIX веке. А в 1929 году финны построили дамбу и проложили на остров железную дорогу, что дало мощный толчок к его развитию При этом сам городок при них имел название Uuras.
В 1948 году, в честь Героя Советского Союза пулеметчика Кузьмы Высоцкого (кстати моего земляка, родом с Киевщины), погибшего здесь в 1940 году, архипелаг и остров переименовали в Высоцкий, а сам город - в Высоцк.
Но наибольшее развитие порт Высоцк получил уже в постсоветской России, которая после развала СССР стала испытывать дефицит портовых мощностей на Балтике.
Здесь построили крупный нефтяной и угольный терминал, электрифицировали и модернизировали железную дорогу от Выборга.
При этом бригада кораблей Погранслужбы ФСБ России никуда отсюда не уходила и по прежнему базируется в Высоцке, контролируя эти серые приграничные воды.
Во времена СССР попасть на остров Высоцкий было невозможно, тут была пограничная зона. Сейчас же это может сделать любой желающий на автомобиле, либо на 139-й маршрутке, которая ходит из Выборга, причем согласованно с электричками.
Есть еще одно интересное обстоятельство - Финляндия уже много десятилетий арендует у СССР - России так называемый Сайменский канал, через который можно пройти во внутреннюю финскую систему озер, через воды России. И проходит фарватер этого канала в том числе и мимо Высоцка, поэтому встретить судно идущее под финским флагом тут вполне реально.
Пишут, что они до 2012 года арендовали даже остров, расположенный прямо напротив Портовой набережной городка.
1.
2. Единственное кафе.
3. Я представлял себе это место иначе, как город, хоть и небольшой. А по сути тут небольшой поселочек.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14. Единственная "Пятерочка" и здание воинской части морских пограничников.
15.
16.
17. Эти дома скорее всего построенны в 80-е годы для военных.
18.
19. Есть и более ранее здание.
20. А также типовая пятиэтажка.
21. А это самое красивое место в городке.
22. Берег пролива Тронгзунд, по которому проходит водный путь в сторону Выборга.
На той стороне остров Малый Высоцкий, который арендовался Финляндией (1968-2011).
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29. Пристань.
30.
31.
32. Немного видны катера пограничников.
33.
34.
35. Повсюду видны остатки старых деревянных пристаней XIX века.
36.
37.
38. Сквер Победы.
39.
40. Церковь, которую построили совсем недавно.
41.
42.
43.
44.
45. Мемориал десанту 1944 года. Тут в водах Выборгского залива шли серьезные боевые действия с финнами.
46.
47. Похоже на вырубленный в скальной породе бывший погреб для боеприпасов.
48.
49.
50. Пишут, что при финнах была таможня. Первый этаж старинный, второй - советский.
51.
52.
53. Часть створного знака фарватера в Выборгском заливе. Задний створный знак «Паттери».
54. Ну вот и остатки редута на северной оконечности острова.
55.
56.
57.
58.
59.
60. Передний створный знак «Паттери». Стоит на огромном валуне, с которого вдали виден Выборг.
61.
62.
63.
64. В заливе много рыбацких лодок. Вероятно ловят хищника, который идет в это время года.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73. Какая-то база отдыха.
74. Хороший вид на пролив с навигационными буями.
75.
76.
77.
78. А тут вышка стояла скорее всего уже при СССР.
79. Местная администрация.
80.
81. Остатки прошлых построек.
82. Заброшенное финское здание. Вроде было общежитие.
83.
84. Детский садик.
85.
86. Кладбище с виду новое - ранних захоронений не видно.
Прошу поддержку у друзей и подписчиков. Эту неделю с основной работой идет простой - впервые с июля.
Карта СБ России 5469 5500 5863 0507