Ровно 80 лет назад, 19 сентября 1941 года немецкие войска заняли Киев. Город был оставлен в тот день без боя, а части Красной армии поспешно отступили в Дарницу, за Днепр, взрывая за собой мосты.
Оборона Киева, которая продолжалась около 2-х месяцев закончилась трагически для всей страны и всего Юго-Западного фронта, который целиком попал в окружение.
Это был один из крупнейших котлов того страшного 1941 года. Большинство бойцов и командиров попали в плен, где значительная часть была просто заморена голодом. Командующий фронта Кирпонос и часть его штаба погибли при попытке прорыва из окружения.
При этом сама оборона города шла 2 месяца довольно успешно. Но немцы осуществили стратегическую операцию на окружение - одну из крупнейших в таком роде во всей Второй мировой войне.
Ради того, чтобы разгромить советский южный фланг, Гитлер даже остановил наступление на Москву и бросил танковую группу Гудериана на юг, в обход Киева.
В город в тот теплый сентябрьский день ворвалось три немецкие дивизии германской 6-й полевой армии Вальтера фон Рейхенау. Потом эта же самая армия сгинет в Сталинграде.
Две дивизии входили в город с юга, со стороны Голосеево, одна с севера через Куреневку.
В городе некоторые здания были подожжены нашими при отходе, но в целом один из крупнейших городов СССР пал к ногам немцев практически не разрушенным. Так казалось в тот день 19 сентября. Но только казалось, потому что никто еще не мог предполагать какой сюрприз приготовило немцам наше командование.
И это начнется через несколько дней, когда противник разместится в историческом центре города - Крещатик и дома на прилегающих улицах 24 сентября начнут взлетать на воздух и самовоспламенятся. Это начнут срабатывать радиофугасы, заложенные специальным секретным отрядом советских саперов. В итоге выгорит значительная часть центра города и практически весь Крещатик. Эта акция произвела большое впечатление на противника.
Но 19 сентября еще никто об этом и не догадывался. Толпы киевлян, кто с любопытством, кто с безнадегой, а кое-кто и с радостью встречал немецкие колонны на улицах города.
Передовой немецкий отряд сразу же устремился в Киево-Печерскую лавру - вешать флаг Вермахта на самом высоком сооружении города Лаврской колокольне XVIII века постройки.
В этом был еще и элемент старой военной традиции из предыдущих столетий - обозначить взятие крупного неприятельского города.
Ведь в Киеве именно лавра издавна была центральным элементом Киевской крепости, которую строили еще при Российской империи. И колокольня была самой высокой постройкой киевской цитадели.
А 29 сентября, через пять дней после взрыва и пожара Крещатика, начнется еще одна трагедия - массовые казни киевских евреев в Бабьем яру. Потом оккупанты сделают киевский Бабий яр местом массовых расстрелов до самого 1943 года.
Украинские националисты, которые сейчас захватили мою малую родину, в той схватке 80-летней давности, были на стороне гитлеровского Рейха.
Катастрофа нашего Юго-Западного фронта очень плохо скажется на последующей обстановке на всем южном крыле фронта. Противник вскоре без особого труда займет Харьков, тоже очень крупный город, ворвется в Крым и самое страшное - до наступления зимы успеет занять почти весь Донбасс, дойдя в какой-то момент даже до Ростова. Страна останется без важнейшего и практически на тот момент незаменимого донецкого угля.
Таковы были последствия киевской катастрофы 1941 года.
В тот же день 19 сентября 1941 года тяжелейшей бомбардировке подвергся Ленинград, уже находящийся в кольце.
Бомбы в частности попали в большое здание на Суворовском проспекте, где разместился госпиталь. Погибло очень много людей.
Это был один из самых черных дней в нашей русской истории.

Немцы на Куреневке.

Они же на подоле.

На Крещатике, который ПОКА цел и невредим.

Немцы входят на Крещатик.

Передовой немецкий отряд у Киево-Печерской лавры.

Немецкий солдат на лаврской колокольне.
Виден временный деревянный мост через Днепр подоженный нашими отступающими частями.
