При этом официальной исторической датой её начала считается 8 сентября 1941 года.
28 августа немцы взяли станцию Мгу, чем прервали связь громадного города и целого сражающегося фронта с остальной страной. С этого момента в город на Неве фактически более не поступали припасы, а вывоз беженцев стал невозможен.
Читал где-то, что предпринимались попытки в последующие дни прорываться на восток по Неве, но противник вышедший к ее берегу в районе нынешнего города Отрадное, пресекал их огнем с берега.
После занятия Мги еще примерно 10 дней оставался узкий сухопутный коридор через Шлиссельбург и севернее Синявинских высот, но железных и крупных автодорог в тот момент там уже не было.
К 8-му сентября немцы дожали и этот небольшой промежуток, выйдя к южному берегу Ладоги, взяв Шлиссельбург. День занятия немцами Шлиссельбурга принято считать официальной датой начала блокады Ленинграда - величайшей трагедии в нашей истории.
Судя по воспоминаниям которых я прочитал довольно много, в огромном городе о факте окружения населению в сводках не сообщалось. Но то, что дела плохи все и так поняли, когда Московский вокзал прекратил еще 27 августа отправлять эвакуационные поезда на Волховстрой.
2-х путную дорогу на Москву немцы перерезали еще раньше в районе Чудово и Любани.
Крайне опасный прорыв на Мгу, а затем и на Ладогу наше командование предотвратить в тех условиях не сумело.
В те дни основные силы фронта бились в западном секторе, в районе Гатчины, Красного Села, на южном побережье Финского залива, из под Луги прорывалась окруженная группа войск.
А вот вот восточный сектор - оперативный район севернее Новгорода прикрыть было почти нечем, сил там было мало и противник подвижными соединениями быстро просочился через Чудово - Любань - Тосно на ключевой узел дорог Мгу, а затем и вышел к берегу Ладоги, чем замкнул кольцо окружения в которое попало 3 миллиона жителей города и несколько сот тысяч бойцов РККА и краснофлотцев.
В наши уже подробно разобрано - почему Красная армия так долго, более двух лет, не могла снять осаду второго города страны и отогнать противника из пределов всего северо-западного региона. В районе Москвы это ведь удалось и довольно успешно.
Ответы на эти вопросы найдены в архивах наших и немецких, современными российскими историками и во многочисленных видеолекциях доведены до общественности.
А вот развернутого ответа на вопрос - почему и как допустили окружение Ленинграда и всего фронта, в условиях когда эта угроза была более чем очевидна уже в конце июля, по прежнему нет.
Почему допустили скопление беженцев из Прибалтики и Карелии, да и всего региона в Ленинграде?
Почему не проводили массовую эвакуацию, причем любыми способами, всего не занятого на производстве и в обороне населения в июле-августе, пока это было возможно?
Почему не создавался рассредоточенный по городу, стратегический запас продовольствия?
Итогом этих поражений и просчетов стала величайшая гуманитарная катастрофа громадного северного города, потерявшего от голода и холода почти миллион жителей.
1. Разрушения от бомбежек на станции Мга. август 1941.
2. Немецкая оперативная карта. К Шлиссельбургу прорываются подвижная группа Хоппе и группа Шверин.
3. Немецкая пехота в Шлиссельбурге. 8 сентября 1941 года - тот самый роковой день.