flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Станция Пенза III.

Именно она в городе крупнейшая и именно она произвела на меня самое большое впечатление.
Это главная транспортная достопримечательность этого города и чтобы вы поняли о чем идёт речь - общая длина станции со всеми депо и парками составляет примерно 12 километров.
В пределах этой грузовой стыковой сортировки расположено 4 пассажирских остановочных пункта, причем сразу же за южной горловиной, перед станцией Ардым, что уже за пределами города Пенза, проходит граница с Юго-Восточной дорогой.

Появилась эта станция при постройке железной дороги Пенза - Ртищево Рязано-Уральской дороги в 1896 году, тогда же был построен старый красивый вокзал, который вы можете видеть на первых фото.
Находится северная оконечность станции с этим старым вокзалом, на восточном берегу Суры, причем не так далеко от центра города, до которого долетает характерный шум электровозов переменного тока.
Далее на юг, причем за пределы города тянутся - Заречный парк и сортировка, а южная горловина, где грузовые поезда со стороны Ртищево заходят в парк приема, вообще расположена далеко за городом, за станцией Кривозёровка.
Сильно разрастаться станция Пенза III начала в предвоенные годы, когда в стране шла индустриализация. Именно тогда вся дуговая железная дорога от Поволжья до Харькова (Пенза - Ртищево - Поворино- Лиски - Валуйки - Харьков), в связи с ростом грузооборота стала двухпутной. Двухпутность этой магистрали в еще довоенное время, когда ещё полностью господствовали паровозы - важный показатель значения этой дороги для экономики СССР.
Во время войны эта стратегическая линия сыграла важнейшую роль при эвакуации промышленности с востока Украины, а позже и в снабжении фронтов южного крыла фронта, в частности во время Сталинградской и Курской битвы. К счастью немецкая авиация не долетала до Пензы, в отличие от соседнего Саратова.

Нынешний вид станция приняла в середине 60-х годов, когда тут образовался крупный стык двух крупных полигонов электрификации - постоянного тока со стороны Сызрани и Рузаевки и переменного, который уходит на юг страны. Тут в Пензе, также как в Рязани и Сызрани, расположена одна из крайних северных точек полигона переменного тока, который занимает громадную территорию до самого Кавказа (включительно), а в районе Валуек одним концом уходит на Украину.
На 60-80-е годы прошлого столетия пришелся самый пик грузовых перевозок, но и сегодня даже в связи с резким снижением перевозок в сторону Украины, поток поездов на этой линии более чем впечатляет.
Мы сумели немного рассмотреть эту громадную станцию с четырех точек - в районе старого дореволюционного вокзала, с пешеходного моста у локомотивного депо, с которого открывались наиболее шикарные виды, с пешеходного моста южнее мостов через Суру, что недалеко от называемого Заречного парка и на станции Кривозёровка, что уже далеко за южной окраиной Пензы.

1. Старый вокзал станции Пенза III. 1896 год.



2.


3.


4. Мемориал "чешским легионерам", погибшим в Пензе во время гражданской войны. Весьма спорный.
Я уже вам показывал его в отдельном посту еще в июне.


5.


6. Привокзальная площадь стоит пустая. Пассажирские поезда тут не останавливаются, только редкие пригородные.
Это место расположено за Сурой, прямо напротив центра города - виден Спасский кафедральный собор.


7. Пост ЭЦ.


8.


9. Техническая характеристика станции из Википедии:
"Станция Пенза III по характеру работы является сортировочной станцией, по объёму выполняемой работы — внеклассная, станция стыкования разного рода электрической тяги.
Состоит из 4-х парков: Центральной системы (ЦС), приёмо-отправочного парка, предгорочного парка и парка Кривозёровка.
В чётной горловине станции ЦС находится локомотивное депо ТЧ-3 Пенза с собственным парком локомотивов, работающих как на постоянном, так и на переменном токе. Пост маршрутно-релейной централизации стрелок и сигналов расположен у пассажирского здания."


10. Откуда тут идет километраж сказать затрудняюсь. Хотя примерно столько от Балашова, который сильно южнее.


11. Пассажирский "переменник" ЭП1М (депо Россошь). Вероятно отстаивается тут перед подачей на пассажирскую станцию Пенза I.
Пенза, это одна из крайних точек, куда они доезжают. Когда-то тут бегали темно-красные балашовские "аквариумы" ЧС4, такие же как в Киеве.


12. Чуть южнее старого вокзала расположено локомотивное депо, которое очень крупное на Куйбышевской дороге.
Тут приписано много 55 тепловозов 2ТЭ10У(М) и около 200-х штук электровозов ВЛ10К, а также 69 штук маневровых ТЭМ18Д


13.


14. Башня уже советской постройки.


15. И дореволюционной когда основали станцию. Типовая для Рязано-Уральской дороги.


16. Пешеходный мостик у депо к жилому микрорайону на той стороне. Виды на станцию с него были просто потрясающие!


17. Тут несколько зданий депо и ПТОЛов, которые к сожалению ни на каких картах не описаны.
В наличии имеются грузовые электровозы обеих родов тока. С полигона "переменки" оборот тут делают только советские ВЛ80С, а вот со стороны Поволжья и Урала часто попадаются новые "Синары".


18.


19. "Синара", которые на Куйбышевской дороге ходят почему-то сцепкой. Вес поездов высокий.


20. ВЛ10К, модернизированные на заводе в Челябинске. Их "морда" сильно отличается от классических ВЛ10, которые водятся у нас на Октябрьской дороге.


21.


22. Вид на север.


23. Станция стыковая, поэтому здесь много вот таких характерных электрических штуковин.


24. Одиночный ВЛ80С.


25. И заброшенный грузовой парк, по всей видимости из-за резкого снижения движения в сторону Украины.
Что-то похожее я видел на станции Ожерелье.


26.


27.


28. Этот из депо Петров Вал Приволжской дороги.


29. Тут похоже ПТОЛ для электровозов ВЛ80.


30. А этот (депо Лиски Юго-Восточной дороги) отправляется с поездом на юг.


31.


32.


33.


34.


35.


36. Со стороны Заречного парка идет грузовой под тепловозом. Наверное в сторону Ряжска пойдет.


37.


38. Улица Тухачевского, проходящая около станции.


39.


40. Легкий обед в железнодорожной столовой.


41. Пешеходный мостик в нескольких километрах южнее, перед Заречным парком. Видны мосты через Суру, которая пересекает жд станцию Пенза III.


42. Вид на восток в сторону города.


43. Вид на юг. За автомобильным путепроводом начинается следующий - Заречный парк станции Пенза III.


44.


45. Этот состав сменил тягу и пошел в сторону Сызрани. Тянет ВЛ10К из депо Уфа.


46.


47. Ну и наконец самая южная точка станции Пенза III, которая совмещается с пассажирской станцией Кривозёровка.


48. Вид на юг. До горловины и границы Куйбышевской дороги тут буквально пару километров.


49. Поезд на юг. Уже под "переменной" тягой.
Электровоз ЭП1М-696 "Фёдор Котляренко", выпущен в 2011 году. Приписал к депо Кавказская (Северо-Кавказская дорога)


50.


51. А грузовые поезда с юга под "тройниками" ВЛ80С не заставляют себя долго ждать.


52.


53. И сразу же еще один.


54. Этот ВЛ80С передан сюда с Южно-Уральской дороги.


Tags: Железная дорога, Пензенская область, РЖД
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments