Top.Mail.Ru
? ?

flackelf


Русский киевлянин пишет из Петербурга.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Поездка в Приозерский район.
flackelf
Сегодня ездил по работе за 120 километров от Петербурга, в сторону Приозерска. Это северное направление, в сторону финской границы и Карелии.
Станция Отрадное (не путать с городом), немного не доезжая до Приозерска. Ехать почти 2,5 часа от станции Кушелевка - не слишком близкий путь.

1. А началось все с того, что я утром на станции Кушелевка сфотографировал электровоз "Дончак" 2ЭС4К-111, с составом щебенки. Наверное как раз из Приозерка он и пришел.
Движение кстати на всей линии до Лосево и даже на однопутном участке после Лосево - очень интенсивное. Идут грузовые, электрички, ПДС прошел встречный Костомукша - СПб.



2.


3. Эта идет на Петербург.


4. Прибыли на станцию Отрадное.
И туда и обратно меня везла электричка ЭТ2-001. Тот самый знаменитый "первый российский электропоезд", выпущенный в 1993 году в Торжке. Точная копия "рижанки", ничем не отличается, даже тамбуры ещё по старинке - узкие.
А вот сидения еще не пластиковые как обычно у торжковских, а отделанные дермантином.
В туалете сравнительно чисто, все работает, есть вода, мыло и туалетная бумага. Удивительно для такой старой и заслуженной электрички.


5.


6.


7.


8.


9. Вечером в Кушелевке.


10. Встреча двух поколений.


11. Станция Орехово (Раасули) - бывшая финская граница на Приозерском направлении проходила прямо тут, у этой станции. На северной ее горловине. Тут и сейчас проходит административная граница Приозерского и Всеволожского районов.
Линия госграницы тут проходила гораздо дальше от Ленинграда, чем на побережье Финского залива, где граница была рядом с Сестрорецком.
Для сравнения Орехово от Ленинграда в те годы находилось в 55-60 километрах, а Белоостров и Сестрорецк в 25-ти.
Граница с этим государством на Карельском перешейке, до 1940 года шла от Финского залива на северо-восток, а потом сворачивала к Ладоге.
Если железная дорога на Выборг всегда действовала и был пограничный железнодорожный переход в Белоострове, то линия Ленинград - Приозерск была разобрана в месте границы, сразу же севернее станции Орехово.


12.


13.


14. С финской же стороны последней станцией на их территории была нынешняя платформа "67-й километр", (Нуйала). Она находится примерно в двух километрах севернее станции Орехово.


15.


16. И в добавок фото 30-х. Недействующий перегон в районе советско-финской границы в этом месте.


17. Станция Лосево I, которую открыли совсем недавно при постройке дополнительной линии Лосево - Каменногорск в начале 10-х годов.
Вот только почему на Каменногорск электричку не пустили?


18.


19.


20. Линия на Каменногорск отклоняется западнее.


21. Вуокса.


22.


23.


24. Станция Отрадное (Пюхяярви, по названию озера, до 1948) Приозерского направления от Санкт-Петербурга. Открыта в 1916 году при строительстве железной дороги Хийтола - Петроград.
Это уже однопутный участок Лосево - Кузнечное, который электрифицировали позже, в 1976 году.
На станции Отрадное три пути и часто происходит скрещение поездов. Вот и моем случае нашу электричку пропускал грузовой со стороны Кузнечного.
Кроме этих путей, существовал подъездной путь к песчаному карьеру (закрыт в конце 1980-х в связи с иссяканием запасов песка), начинавшийся от северной горловины станции. От него остались только деревянные шпалы, которые долго еще тянутся по насыпи в северном направлении.
На станции нет касс, а здание вокзала по назначению не используется. В постройке с названием станции размещается пост ЭЦ. Укрыться от холода, жары или дождя фактически негде.
При станции есть небольшой поселок Отрадное, но в 2-х километрах находится более крупный населенный пункт Плодовое (бывш. Larjava), с населением до 1800 человек.
Рядом со станцией находится типичное для Карельского перешейка крупное и сравнительно глубокое озеро Отрадное ( раннее Пюхяярви ("Святое озеро")).
Неплохие места для жизни и отдыха.


25. Пост ЭЦ.


26.


27. Эта станция весьма примечательна тем, что тут сохранились финские постройки именно времен оккупации (1941-44). В частности деревянное здание вокзала, построенное финнами весной 1944 года, перед нашим наступлением, после которого Финляндия вышла из войны и лишилась этих земель.
Довоенный вокзал станции сгорел во время боев в 1941 году и вот к концу оккупации финны решили построить новый. Почему все сохранилось - ответ прост.


28.


29. Бои в 1944 году просто не добрались до этих мест, финская сторона эвакуировалась отсюда уже по условиям перемирия, при которой было запрещено наносить материальный ущерб.
Основные усилия Красной армии летом 1944 года были направлены на овладение Выборгом, это направление, считалось самым важным. А на Приозерском (Кексгольмском) направлении линия фронта к перемирию стояла по Вуоксе у Лосево, что южнее этих мест.


30. Еще сохранилось вспомогательное деревянное здание на станции, а также интересный деревянный дом возле Привокзальной площади.


31.


32.


33. А также рампа для грузов, сложенная из камня вероятно еще в начале прошлого века.


34. Идет тяжелый грузовой под 3ЭС4К на Кузнечное.


35.


36. А за ним электричка.


37. Привокзальная площадь.


38. Дом финской постройки. 20-30-е годы?


39.


40. Северная горловина станции.


41. Озеро Отрадное. (Пюхяярви ("Святое озеро")).


42. Виден остров Таммисаари.


43.


44.


45. Остатки пути к песчаному карьеру.


46. Болото, отделенное от озера жд насыпью.


47.


48.


49. От станции Кушелевка 115 километров. От СПб-Финляндского 120.


50. Станция Пю́хяярви (Отрадное). 30-е годы.
Довоенный вокзал, разрушенный в 1941.



51. Финское фото. Конец июня 1944 года. Снято чуть севернее станции.
После начала нашего наступления в начале июня 1944 года, финское население эвакуируется на поезде с имуществом из районов южнее станции Пю́хяярви (Отрадное).
На это смотрят с тревогой жительницы местного поселка Ларьява (Плодовое).
Скоро этим жителям по условиям перемирия тоже предстоит навсегда покинуть эти места.
Хоть и это жители страны нашего противника, мне очень понятны чувства этих людей, попавших в мясорубку войны.



52.




  • 1
По крайней мере, финские эшелоны с беженцами не бомбили, как наши.

Русские добрые.
На фото финны ободрали всё, что могли ободрать.
Так то после бомбежек финнами наших беженцев, геноцида финских концлагерей и тотального вывоза в Финляндию вотяков, ингерманладцев и пр. народностей современной СЗФО РФ, могли бы и "ошибочно" разбомбить пару эшелонов...

Ну Хельсинки то бомбили и не слишком слабо

Если бы Хельсинки по настоящему бомбили, то было бы так же как в Дрездене, а так только порт и то аккуратно.
Вот Котку бомбили очень сильно — там флот финский стоял.

У нас в подъезде жила бабушка, воевавшая два года на Карельском фронте — финнов ненавидела даже больше немцев, против которых она успела повоевать в 45-м. По её словам, когда входили в оставленные финнами сёла уже после перемирия и сюрпризы(минирование) было — видимо рядовые финские солдаты проявляли инициативу, а все дома без рам и дверей стояли и амбары пустые.

Поляки после ВОВ просто взяли и выгнали немцев в Германию, со своих новых земель — пешком, что в руки взял, то и унёс. Всё остальное, включая скот и мелкую живность — досталось полякам. Такая вот разница...

(Deleted comment)
Если бы Сталин решил помножить на ноль финскую армию и очистить Финляндию от финнов, отправив их в Швецию, я бы не расстроился.

Раз всё же финский вокзал с грузящими на поезд переселенцами наши накрыли авиацией.
В Лахденпохья, вроде. Правда потом извинились и даже какую-то компенсацию выплатили.
Старожилы рассказывают, что на финских хуторах ничего толком вывезти не успели. И посуда, и скотина осталась. Наиболее ценное попрятали, конечно. В 90-х приезжали, выкапывали дедушкины схроны.

Андрей, а зачем вы приводите финские топонимы-аналоги наших названий?

О, мне как раз в фейсбуке то же самое написали.
Ну во первых они в википедии, викимапии и в других местах, где я черпаю информацию, неизменно везде присутствуют.

Во вторых мой блог носит скорее познавательный, а не пропагандистский характер. Если это было в истории, значит умалчивать не стоит. В СССР мы уже проходили это, когда умалчивалось обо всем, а потом взорвалось в Перестройку.
И потом все вопросы к Государю императору Александру I, это он создал ситуацию, при которой русская область была отдана крупной национальной автономии, более чем на столетие, что дало основания финской стороне считать эти земли своими. Кроме того, насколько я понимаю, царское правительство абсолютно не проводило политику заселения русскими Карельского перешейка, отдав по сути все финнам. Ведь вся эта топонимика жила себе и при Российской империи.
Потом это вылилось в кровавый конфликт. Кстати с Украиной ситуация очень похожа.

Edited at 2021-08-10 04:19 pm (UTC)

И потом лично мне по приколу, что хожу по земле, которой раньше владели финны. И то, что память о них осталась хоть в виде названий, и дома какие-то.
Карельский перешеек - достойная и хоть какая-то компенсация за многие другие потерянные ИСКОННО русские земли. Компенсация за многие унижения, которые претерпели русские после 1991 года в бывших союзных республиках.
Видимо потому, что я сам из таких как вот эти женщины на фото 1944 года.

Edited at 2021-08-10 06:20 pm (UTC)

Карельский перешеек (восточная его часть, которую занимает как раз Приозерском район), был подарен шведам Москвой в обмен за помощь шведских наёмников во время смуты. До этого Корельский уезд был заселён русскими и карелами. Их, кстати, по документам не различить, потому что имена, данные карелам при крещении — русские. И кто там карел, а кто славянин, абсолютно не понятно в большинстве случаев.
Финнов сюда переселили с запада шведы, взамен ушедших русских и карел.
Одним словом, это русские земли. Вот то, что западнее границы по Ореховецкому договору таки да, можно считать шведско-финскими.

А карел крестил в православие ещё папа Александра Невского. Не особо добровольно, но было надо. Шведы крестили финнов несколько раньше.

И ещё. Княжество Финляндское не было национальной автономией. Это было практически полноценное государство со своим языком, валютой, почтовой службой, системой власти и даже таможней.

Edited at 2021-08-11 07:12 am (UTC)

Мода на старые финские названия началась в 90-е, а массовой стала уже в нулевых и десятых.

Спасибо за фото-рассказ!
3 момента хотел бы отметить:
1. в Сосново во времена СССР была грандиозная ж/д авария: грузовой состав, цистерны с нефтепродуктами скатился с насыпи в речку. Мазут или что ещё вылился в речку. В результате нефть попала в водоносный слой и был установлен запрет на питьё воды из колодцев, источников воды. Вся вода была вонючая, с плёнкой нефти. Речку ту полностью закатали в бетон.
2. В Сосново в 2010 г. прошёл невероятный ураган. Весь лес, деревья поломало, закрутило в штопор. Все дороги были завалены соснами.
МЧС выпилило шоссейные дороги и дороги к детским лагерям. Мужики в садоводствах выпиливали дороги сами. Власти их бросили на произвол судьбы. Света в Сосновском районе из за урагана не было пол-года. (У финов же армия ликвидировала последствия урагана на их стороне и спасала свой народ). После под тему ликвидации последствий урагана во всём Сосновском районе лесозаготовители выпилили кучу хорошего леса...
3. Про захват советами финских земель. Я поражаюсь людоедской логике советов:
"Ленинград стоит опасно близко к границе с Финляндией. Поэтому мы начнём войну с ней и захватим финские земли Южной Финляндии до Выборга..."

Edited at 2021-08-11 02:19 pm (UTC)

1. Состав улетел, помню. Ехал в Приозерск из Ленинграда на первой электричке, которую пустили после аварии. Все деревья чёрные были.
2. Ураган был страшный. У работы молодую ель упёрло макушкой в земли и так и оставило. Взрослые сосны ломало, как спички. Однако мой друг, который тогда работал в МЧС, две недели расчищал завалы в Сосново. Несколько человек всего пахало. Где были остальные хвалёные шойговские спасатели — хрен его знает.
3. Финнов долго и упорно уговаривали на обмен территориями. Но они решили встать в позу. И вполне закономерно огребли. Жёстко, однако вполне в духе времени. Но! Последующее их участие в войне на стороне нацистов закрывает все вопросы. К ним ещё очень гуманно отнеслись после Победы.
Шутки шутками, но государство, просравшее за пять лет две войны — уникально. :)

В обмен им хотели дать северные земли в Мурманской области, вот они и воспротивились, за что и поплатились.

Если предложить человеку поменять его новый Логан на 30-летний "Запор", то он вряд ли согласится.

(Deleted comment)
Для СССР финские войны были не более, чем локальные конфликты. Да, в 39-м прокололись, недооценили сложность войны на дикой и пересечённой местности. Но исправились довольно быстро.
В 41-м это тоже был не основной театр боевых действий. Тем не менее, финны за ленто 41-го потеряли народа больше, чем за всю с оветско-финлядскую.
Даже в 44-м Союз не особо напрягался на здешнем театре боевых действий. Так, загнали надоедливого соседа под шконку, откуда он почти 80 лет не вылезает.

И как называлась речка, которую "закатали в бетон"?

Недорабатывает РЖД на этом направлении — например тот же Русагротранс(Деметра-групп, ВТБ) за сельхоз год 2019/2020 перевезла зерновых на 5,3 миллиона тонн больше, чем в сх году 2018/2019. Сразу вспоминаем ставропольского полковника с золотым унитазом и разрешения на поездки автозерновозов с перегрузом. Для понимания — порт Новороссийск переваливает 9-10 миллионов тонн зерновых в год.

В Кузнечном и ЛО думаю тож пора посадки начать среди ГАИ — тогда щебень тонарами с перегрузом возить и гробить дороги не будут — жд тогда загрузят и речными судами больше возить станут.

п.с. постройка нового порта Приморск с 70 миллионов тонн грузов в год, думаю тож очень сильно изменит все транспортные маршруты Карельского перешейка.

п.с. США объявили санкции белорусским удобрениям, а значит с 1 декабря порты Прибалтики прекратят переваливать удобрения из РБ.
Это 11 миллионов тонн в год и они тоже пойдут в порты Большого СПб и ЛО.
Большое Вам за это спасибо товарищ Джозеф Джозефович(Иосиф Иосифович) Байден-младший от российских перевозчиков!!!

Edited at 2021-08-14 08:36 am (UTC)

А однопутная жд Витебск - Дно справится с перевозками белорусских грузов на порты Ленобласти?

Думаю, что ответ на Ваш вопрос даже в РЖД не знают, да и схема будет видимо как с Крымом — независимый перевозчик со своим пс на сети РЖД. Как Вам такое? Тепловозы БЧ в Усть-Луге и Узловой или электровозы БЧ в ЮФО РФ и Крым жд в Туапсе?
По идее нефтепродукты + топливо это 6 + 11 = 17. 17 однопутка пропустит, а вот остальное логисты будут распихивать. С другой стороны в Литве исчезнет треть грузов на жд и как это отразится на стоимости транзита по жд контейнеров Китай — СПб — Псков — Латвия — Литва — Калининград — Польша вообще непонятно.
Тут глобальным переделом грузопотоков в СЗФО, ЦФО и Белоруссии запахло — будем посмотреть...

п.с. есть ещё вопрос, как переделятся рынки удобрений из РБ в мире — не все страны согласятся покупать их и попадать под санкции США. Могут договориться о замещении удобрений внутри РФ, а наши коммерсы будут больше на экспорт отправлять - за 3 месяца всё устаканят.

Edited at 2021-08-14 10:14 am (UTC)

Самое основное в портах Ленобласти удобрения нельзя переваливать навалом — нет терминалов с допуском.
При этом терминалы в Вентспилсе(Латвия) и Силамяе(Эстония) принадлежат химическим компаниям из РФ, Клайпедский терминал принадлежит РБ(непроверенная инфа/слухи).
На Чёрном море у нас один хим. терминал для удобрений в Туапсе и всё...
Такая вот "невидимая рука рынка" и "мы за деньги всё купим"...

п.с. Туапсинский балкерные терминал официально заявлен мощностью 2,3 миллиона тонн в год и Еврохим его по полной загружает https://tbt.corp.eurochem.ru/ . На фото он синенький в самом центре города Туапсе...
image

Edited at 2021-08-14 10:28 am (UTC)

В Туапсе везти из Белоруссии - не ближний свет.
Имеется в виду знаменитый "Беларуськалий"?

Да . он самый.
Всё от цены зависит.
Еврохим из Пермского края возит в Белореченск/Туапсе, а в 00-е из Череповца с азотно-тукового комбината возили.

Салон в ЭТ2-001 уже не оригинальный, не знаю какие сидения были изначально, но те, что на фото 5 и 6 вместе с характерными рамами, пластиком на стенах и освещением устанавливался припрохождении КР в первой половине 10-х годов.

Edited at 2021-08-12 11:41 am (UTC)

  • 1