flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Валуйки. Движение на Украину.

Один знакомый любитель железных дорог из Подмосковья, в начале июля совершил вылазку на юг Белгородской области, к самой границе с Украиной, на линии которые ведут образно говоря "за поребрик". Свой репортаж в фейсбуке он назвал - "По запретным местам Белогорья, исследование железнодорожных линий ведущих на Украину".

Надо сказать, что в этих местах мало кто бывает из других регионов и тем более с целью - фотографировать железную дорогу. Там не вполне безопасно снимать, если можно так выразиться. Рядом беспокойная и хорошо охраняемая граница, да и погранзону тоже никто не отменял. Хотя никто похоже толком и не знает - где именно она проходит (погранзона) и где можно а где нельзя вести съемку.

В этот раз он посетил район крупного жд узла Валуйки.
Чем примечателен этот узел у самой границы с бывшей УССР, который сформировался в первой половине XX века. Тем, что обе дороги уходящие из него на юго-восток и юго-запад, уходят на сопредельную сторону, которая некогда была частью единой страны.
Когда строили эти дороги, одну еще до революции, это магистральная линия от Пензы через Лиски и на Харьков, а вторую уже при раннем СССР, это линия Москва - Донбасс (Елец - Валуйки - Луганск), никому и  в страшном сне не могло присниться, что крупный узел Валуйки в Белгородской области, окажется у самой границы с враждебным государством.

На север от Валуек линии расходятся - одна строго на север на Касторную, Елец и Москву, вторая на северо-восток, к Лискам и далее через Балашов на Пензу. Причем расходятся они под таким острым углом, что движение от Ельца через Валуйки на Лиски, географически выглядит абсолютно нелогичным. Тем более, что в Лисках, за мостами через Дон, нет пока съезда с этой линии на юг, к Ростову. Места там везде пересеченные, с меловыми горами и балками, съезды и тем более новые линии строить очень затратно.

Вот именно эта линия от Харькова до Пензы, проходящая через Валуйки, была при СССР очень важной. Двухпутной она стала еще до войны, а электрификацию в стандарте 25 кВ переменного тока на ней сделали еще в середине 60-х годов. Дорога связывала индустриальный восток УССР, Крым с Поволжьем, Уралом и Сибирью.
Когда-то по ней еще и шла масса пассажирских поездов в Крым и на южную Украину, с восточных районов России и возможно многие проезжали на этом участке пограничную станцию Тополи, что уже на украинской стороне.

Перед развалом СССР, в 1990 году,  был электрифицирован участок Елец - Касторная - Валуйки, подходящий к узлу с севера. Видимо имелись планы по наращиванию движения в эту сторону, но после развала страны это стало уже не так актуально. Вот так и возник магистральный электрифицированный 2-х путный участок, длиною примерно 350 километров с движением весьма средней интенсивности и практически без пассажирских поездов.

А ветка от Валуек на Луганск так и осталась тепловозной, а после 2014 года и вовсе захирела, после того как уперлась в линию фронта у поселка Счастье, что на Северском Донце уже возле Луганска.
Но по какой-то кулуарной договоренности между ЛНР и Киевом, по этой ветке через территорию РФ возят уголь на Луганскую ТЭЦ, которая стоит на территории контролируемой Киевом, а электричеством  снабжает ЛНР. Это нигде особо не афишируется.
Но тем не менее именно эти угольные поезда, хоть и не часто, но можно встретить на линии, которая идет от Валуек к границе, далее на Лантратовку, Старобельск - Счастье (Луганская ТЭЦ).
Мало того, Россия пропускает на этот участок через Валуйки и внутриукраинские вагоны и локомотивы. В частности пригородный поезд, который ходит на этой линии, попал на нее через территорию РФ. А иначе никак - с той стороны зона конфликта.

А на основном участке Валуйки - Купянск, который является частью магистрального хода Пенза - Харьков, движение никуда не пропало, что вы и увидите на фотографиях ниже. Конечно это не времена до 2014 года, но тем не менее несколько пар грузовых в сутки (говорят до 8-10) тут проходят. Сам этот трансграничный 2-х путный участок тоже поддерживается во вполне хорошем состоянии.
Этой транзитной линией на Украину кстати активно пользуется Казахстан, да и Россия тоже окончательно не разорвала все экономические отношения с Украиной. При капитализме торговля как выясняется, очень часто бывает сильнее политики.
Кстати это единственное на сегодняшний день место, где очень старые украинские электровозы ВЛ80К (депо Купянск) заходят на территорию РФ.

1. Карта района.
Виден жд узел и город Валуйки Белгородской области.
Фиолетовая линия, это граница с Украиной. Видны также две серые линии, расходящиеся у поселка Уразово, это железные дороги уходящие на Украину, одна на Тополи и Купянск, другая на Лантратовку, к Луганской ТЭЦ, которая стоит у самой линии фронта с ЛНР, правда на расстоянии примерно 170 километров на юго-восток от этих мест.




Вот на этой карте очень хорошо видно расположение приграничного города и жд узла Валуйки, относительно территории Украины.


1. На саму станцию Валуйки ехать снимать нельзя, она носит статус пограничной со всеми как говорится вытекающими. Городами автор фоторепортажа к сожалению особенно не интересуется. Поэтому наш путь лежит южнее, в те места где жд линии выходят со стороны узла и расходятся в разные стороны. А это находится в районе поселка Уразово.


2. Участок южнее Валуек, где основная линия на Купянск и тепловозная на Лантратовку - Старобельск - Счастье все еще идут рядом.


3. Это в районе о.п. "Путиловская".
Скорее всего никакого пригородного движения тут давным давно нет. Граница рядом - куда ехать?


4. Отдельно линия на Лантратовку - Старобельск - Счастье.
Кстати съезда с Купянска на Лантратовку нет и чтобы украинский подвижной состав попал на эту линию, заезд на станцию Валуйки со сменой направления обязателен.

Места тут южные, красивые и очень колоритные, располагающие к отдыху и расслабленности. Когда-то это были глубинные районы СССР, до которых даже немцы дошли только в 1942 году.
Но в наши дни - рядом граница с крайне враждебным государством, а зона конфликта на Донбассе тоже близко (160-170 км).
С нашей стороны, согласно общеизвестным данным, в Валуйках в последние пару лет уже развернуты части Российской армии, чего раньше никогда не было.


5. Место где хорошо видно как линия на Лантратовку (в прошлом на Луганск) и на Купянск расходятся в разные стороны.
Накат есть, но слабенький. Две пары в сутки грузовых с углем для Луганской ТЭЦ вроде бы тут проходят.
А когда-то тут ходил ежедневный поезд Москва - Луганск (Ворошиловград)


6. На Лантратовку.
Станция Шалаево. До границы по прямой километров 7, по жд линии около 11.


7.


8. Хвост удаляющегося угольного поезда следующего от станции Огородная (Луганская ТЭС) в Валуйки.
Автор фоторепортажа просто не успел снять локомотив и это самая большая печалька из той поездки.
Вот именно такими поездами и возят уголь к Луганской ТЭЦ, к самой линии фронта с украинской стороны.



9. Магистральный ход на Тополи и Купянск (и далее на Харьков). До границы 17 километров.


10. "Километровый знак на Купянском направлении. Вид в сторону станции Валуйки (Украина у меня за спиной).
Интересно, откуда такой километраж идет?"
Я считаю, что от станции  Пенза III.


11. Мосты через речку Уразовка. Тут до границы 11 километров.


12. Живописная река Уразовка.


13. И вот пошло движение!
Магистральный грузовой электровоз переменного тока ВЛ80К-727 (ТЧ-15, Купянск; ЮЖД (УЗ)) с грузовым поездом на Украину.


14. Магистральный грузовой электровоз переменного тока ВЛ80К-085 (ТЧ-15, Купянск; ЮЖД (УЗ)) с грузовым поездом на Украину.


15. Магистральный грузовой электровоз переменного тока ВЛ80К-123 (ТЧ-15, Купянск; ЮЖД (УЗ)) с грузовым поездом из Украины.


16. Магистральный грузовой электровоз переменного тока ВЛ80К-728 (ТЧ-15, Купянск; ЮЖД (УЗ)) с грузовым поездом из Украины.


17. Около станции Шалаево была неожидано обнаружена база запаса.


Участок Белгород - Наумовка - Харьков, на котором автор репортажа тоже побывал в этой поездке.
3-4 июля 2021 года.


18. Цитирую автора фото:
"Главный кадр дня, ради которого я и ехал на эту линию.
Магистральный грузовой электровоз постоянного тока ВЛ11-557 (ТЧ-9, Лозовая; ЮЖД (УЗ)) с грузовым поездом из Харькова.
Я конечно ждал что их будет три... но в этот день приехал только один."


19. "Электропоезд постоянного тока ЭП2Д-0102 (ТЧ-5, Отрожка (МВПС); ЮВЖД) следующая вечерним рейсом по маршруту Белгород - Наумовка."
Кого он тут возит?



20. Цитирую автора:
"Магистральный грузовой тепловоз 2TЭ116-1333 (ТЧЭ-14, Елец-Северный; ЮВЖД) следует резервом на Белгород. Откуда он ехал (учитывая что станция Наумовка была пуста), а также что забыл в горах Белогорья для меня так и осталось загадкой."



21. Красоты Белогорья.


22. Курский ход. Участок Харьков - Белгород.


23. Закатный вид на павильон о/п "Головино".


24. Электропоезд постоянного тока ЭП2Д-0102 (ТЧ-5, Отрожка (МВПС); ЮВЖД) следующая вечерним рейсом по маршруту Наумовка - Белгород.


25. Пограничная станция Наумовка на участке Белгород - Харьков.
Дальше пассажирам дороги нет.


26.


27.


28.


29. Южная горловина станции Наумовка. Трансграничный перегон Наумовка - Казачья лопань.
Дальше "Берлинская" стена.



Tags: Белгород, Железная дорога, русская Берлинская стена
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

Recent Posts from This Journal