flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

По дороге на Ржев.

80-километровый участок дороги Шаховская - Ржев, который мы в пятницу проехали уже по федеральной трассе Москва - Рига "Балтия".
79 лет назад это была дорога от Москвы в самое пекло, к самой ближней к столице точке, где еще стояли немецкие войска - русскому городу Ржеву, превращенному 9-й армией нацистов в настоящую крепость.
И щиты стоящие у дороги напоминают об этом, пронзительно кричат об этом - об одном из наиболее кровопролитном позиционном сражении Великой Отечественной, где полегло очень много наших.

Надписи на придорожных щитах:
"Здесь провали оборону противника 20-я и 31-я армии Западного фронта. Чтобы ты не стал рабом. Август 1942".
"Здесь деревня Почурино 7 раз переходила из рук в руки. Бессмертен подвиг наших бойцов. Январь 1942."
"Здесь вынесла с поля боя 85 раненных санинструктор Гайкина. Будь достоин её."

1.



2. Теперь когда путь в Латвию практически закрыт, на всей этой трассе стоят только три более менее крупных русских города - Ржев, Великие Луки и Псков.
Дальше "стена" с враждебным западным миром.



3.


4. Подмосковье кончилось. Началась громадная Тверская область.


5.


6.


7.


8.


9. Отдельно хотел бы написать про небольшой и старинный 6-тысячный городок Зубцов, стоящий на холмах у места впадения реки Вазузы в Волгу. Это немного не доезжая Ржева со стороны Москвы.
Наши войска целый месяц проламывали оборону противника в конце лета 1942 года, чтобы хоть как-то продвинуться ко Ржеву и в ходе тех боев освободили Зубцов. Это случилось 23 августа 1942 года.
В этот же страшный день, далеко на юге немцы вышли к Волге и полностью разбомбили Сталинград. Общая обстановка на южном крыле всего Восточного фронта была катастрофической, враг уже прорвался на Кавказ.
И только одно единственное короткое сообщение в сводках Совинформбюро было радостным для нас - в этот же день был освобожден Зубцов.
На всем громадном Восточном фронте в те недели Красная армия наступала только тут, возле Ржева.


10. Сейчас вот слушал совсем свежую лекцию Исаева про немецкую эвакуацию Ржевского выступа в марте 43 года.
Так вот - у Моделя в 9-й армии, даже в феврале 43 года в выступе стояло 300-тысяч человек. Такую оборону было не проломить.
Но с другой стороны, немцы расходовали ценные и закаленные дивизии на второстепенном участке, в то время как на юге у них например не было сил, чтобы взять почти оголенную Астрахань и выйти к ничем не прикрытому Каспию. Чтобы прорваться в Дагестан через Грозный или взять Туапсе.
Ведь если бы немцы тем летом вышли к Волге на участке от Сталинграда до Астрахани и далее на юг по Каспию, то проводить контрнаступление под Сталинградом было бы мягко говоря проблематично.
Еще несколько первоклассных германских дивизий удерживали совершенно бессмысленный Демянский выступ, чуть севернее. Эта стратегия Гитлера, держаться за эти выступы была крайне ошибочной


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19. На видовой горке у реки Вазуза и жд моста рижского направления.
В августе 1942 года на этой высотке погибло много людей. Но она осталась судя по картам за нашими войсками.



20.


21. Долина Вазузы.


22.


23.


24.


25. Перед Ржевом проезжаем под рижским жд ходом. Мост старый, еще вероятно послевоенный.


26.


27. Как раз проехали через те места, где шла эта операция.


Станция Ржев-Белорусский, всеми забытая, но действующая, хоть и дождаться тут поезда занятие крайне неблагодарное.
С 2015 года, когда я тут был в последний раз, здесь мало что изменилось. Хотя вроде платформу отремонтировали.
Располагается она на северной окраине города Ржев, на линии пересекающей Рижский ход, а именно на участке Лихославль - Вязьма.
Это часть магистрального хода, который поэтапно образовался в начале XX века, как западный обход Московского узла, который начинался от дороги Петербург - Москва у станции Лихославль, и далее шел на юг, прямо на Харьков.

Проходила эта рокада через Ржев, Вязьму, Брянск, Льгов, Готню, за которой вливалась в громадный Харьковский узел.
Линия эта всегда была паровозной, а потом тепловозной, хотя у самого Харькова небольшой участок был электрифицирован, впрочем как и очень короткий участок Лихославль - Торжок, на самом северном кончике этой магистрали.
Лучшие времена этой дороги, это послевоенные десятилетия, вплоть до 1991 года.
Когда-то по ней возили донецкий уголь для Ленинграда, а часть ленинградских южных поездов, особенно в летнее время, шло по ней на юг, с выходом на Харьков и далее либо на Кавказ, либо в Крым.

Первый удар по этой дороге был нанесен развалом Союза, когда Харьковский узел оказался за пределами России, второй недавно, когда с главного хода Петербург - Москва убрали грузовое движение. Грузовым поездам просто стало неоткуда браться на этом участке.
Хотя редкое грузовое движение на участке Лихославль - Ржев - Вязьма - Брянск полностью не исчезло и в наши дни.

28. На юг, на Вязьму и Брянск.
В глубине даже виден давно никому не нужный пешеходный мост, построенный при СССР. Такое тут было тогда движение.



29. На север, на Торжок и Лихославль.


30. Вокзал послевоенный, построенный на руинах старого. Сейчас в здании пусто.


31. Накат слабенький.
Один знаток железной дороги пишет мне о служебном расписании на участке Торжок - Вязьма:
Грузовые (если есть!!) идут так:
В 10:00 отправление с Вязьмы на Ржев.
В 12:00 второй поезд из Вязьмы (если он есть!!).
В 14-30 отправление первого поезда в обратном направлении, из Ржева на Вязьму и около 17-00 отправление второго поезда из Ржева на Вязьму (если он есть!!). Ночью линия не работает.


32. Есть пригородное движение на Торжок - 2 пары в сутки.
Ходит также три раза в неделю единственный поезд дальнего следования СПб - Смоленск.
Вот бы проехать как нибудь на нем хотя бы участок Лихославль - Вязьма.


33. Бывшая привокзальная площадь. Людной она бывала лет 30 назад и ранее.


34. Оригинальное здание начала XX века. Уничтожено в ходе боевых действий.
Александровский вокзал. Нынешний Ржев-Белорусский.


Кстати вот удержание именно этого участка железной дороги, от Вязьмы через Сычевку на Ржев, давало возможность немцам так долго и упорно оборонять этот выступ. Уж тогда-то, с января 1941 по март 1943 года, движение тут было возможно самым интенсивным за всю историю этой линии.
Все как у нас под Ленинградом, где немцы до января 1944 года удерживали ключевые железные дороги и узлы.
Tags: Великая Отечественная война, Железная дорога, Тверская область
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Петербургские сюжеты.

    1. Ремонт в расселенной коммуналке и совершенно потрясающая изразцовая печь в одной из комнат. Впервые вижу такую красивую в обычной квартире. Это…

  • В Васкелово за черникой.

    Вылазка за город. Сегодня одни хорошие знакомые взяли с собой в лес за город. Они увлекаются сбором черники. Надо сказать нелегкое это занятие. Ну…

  • Атомные подводные лодки в Кронштадте. К завтрашнему Дню ВМФ.

    Я вот сегодня решил тоже приобщиться к военно-морской тематике, все таки завтра День ВМФ. В который обычно ничего не увидишь, из-за количества людей…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

Recent Posts from This Journal

  • Петербургские сюжеты.

    1. Ремонт в расселенной коммуналке и совершенно потрясающая изразцовая печь в одной из комнат. Впервые вижу такую красивую в обычной квартире. Это…

  • В Васкелово за черникой.

    Вылазка за город. Сегодня одни хорошие знакомые взяли с собой в лес за город. Они увлекаются сбором черники. Надо сказать нелегкое это занятие. Ну…

  • Атомные подводные лодки в Кронштадте. К завтрашнему Дню ВМФ.

    Я вот сегодня решил тоже приобщиться к военно-морской тематике, все таки завтра День ВМФ. В который обычно ничего не увидишь, из-за количества людей…